Каждый человек -это книга, надо только суметь прочитать ее. Уильям Ченинг, американский ученый,
Просветитель.
Цель занятия. Данная встреча начинает тренинг, поэтому в первую очередь необходимо создать благоприятные условия для работы группы, подробно ознакомить участников с основными принципами социально-психологического тренинга, вместе продумать и принять правила работы именно этой тренинговой группы, начать освоение приемов самодиагностики и способов самораскрытия, приступить к освоению активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.
Рекомендации ведущему. Вашей основной задачей во время тренинга, а особенно на его первых занятиях, является создание самых благоприятных условий для активной самостоятельной и продуктивной работы каждого участника над собой. Вам нужно понять, что во время тренинга вы - не учитель, который должен «научить жить», вы лишь помогаете каждому участнику самому изучать себя и других людей, научиться понимать свои чувства, контролировать свои мысли и поступки. У вас нет права судить, «плох» или «хорош» тот или иной участник группы. Каждый судит себя сам и
|
|
сам же определяет меру своей ответственности, вы лишь помогаете определить критерии и выбрать систему оценки.
Наиболее оптимальная позиция ведущего - позиция друга, понимающего и доброжелательного, внимательного и взыскательного, и, главное, способного помочь каждому участнику стать самим собой и другим. Вы только помогаете, всю основную работу над собой делает сам участник.
Вам не следует подчеркивать свое превосходство над остальными участниками тре-нинговой группы, ссылаясь на свой жизненный опыт, наличие специальных знаний и профессиональной подготовки. Это не совсем корректно. Вы должны помогать группе в целом и каждому участнику в работе над собой.
Для этого вы на первом и последующих занятиях:
1. Организуете обсуждение и принятие правил работы группы, а затем четко следите за их выполнением. В случае необходимости каждый раз разъясняете то или иное положение из принятых правил;
2. Объясняете цель очередного упражнения, подробно излагаете инструкцию к проводимому заданию или процедуре, отвечаете на все вопросы участников, а затем контролируете ход и правильность их выполнения;
3- Проводите детальный анализ сложившейся ситуации после очередного упражнения или этюда, давая возможность всем желающим высказать свою точку зрения, поделиться своими переживаниями и ощущениями, связанными с целями и задачами тренинга и конкретного занятия;
4. Контролируете эмоциональное состоя-
|
|
ние всех участников и группы в целом и, в случае необходимости, оказываете психологическую поддержку, изменяете последовательность ранее запланированных упражнений, дозировку психологической нагрузки, вплоть до полной остановки работы группы на некоторое время;
5. Подводите итоги каждого упражнения и занятия, зачитываете текст домашнего задания и комментируете его. Если используется тестовая методика, то каждому участнику определяется психотехническое упражнение, которое он (она) должен будет выполнять в течение всего времени до следующего занятия;
6. В ваших интересах позаботиться о том, чтобы на последнем занятии (или в конце каждого занятия) участники высказали свое мнение о ваших успехах в роли ведущего.
йр Психологический комментарий.
jjpr— ' Учитывая сложность процессов, возникающих во время работы тренинговой группы, а также чрезвычайно важную роль ведущего в организации и проведении социально-психологического тренинга, вам желательно поучаствовать в такого рода группе в качестве ее члена.
Из высказываний участников тренинга:
«Я ощутила (это не громкие слова) себя частью чего-то очень большого. Я почувствовала огромную любовь ко всему и ко всем. Я доверяю, я чувствую, что избавилась от комплексов, не всех, но часть уже поборота - это первый шаг. А это, пожалуй, самое трудное...»
Ольга Т., г. Орел