Цоброта лежит в основе взаимоотношений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом начале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнять правила группы. Они не смогут доверять свои сомнения и радости, говорить все, что думают друг о друге, и т. д. Поэтому одно из первых упражнений тренинга призвано настроить на доброе отношение к другому через воспоминания о своих добрых делах. Это одновременно и установка «на постоянные добрые дела». Во время занятий необходимо периодически возвращаться к этой теме.
Во время выступления участника остальные должны внимательно выслушать и поблагодарить выступавшего за откровенность и готовность поделиться. Это еще одно из принципиальных требований, которые должны быть в центре внимания ведущего. Только научившись именно так воспринимать слова другого человека, участник тренинга смо-
жет увидеть себя его глазами. А это открывает возможности для дальнейшего личностного развития.
|
|
I. Тест «Знаешь ли ты себя?»
Многие люди испытывают страх перед размышлениями и в еще большей степени перед обучением. Н. Энкельманн, немецкий психолог
«Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматичны или романтичны.
1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?
2. Едите ли вы больше обычного, когда расстроитесь?
3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
4. Храните ли вы письма от близких людей?
5. Интересует ли вас психология?
6. Боитесь ли вы ездить на большой скорости?.
7. Избегаете ли вы мысли о смерти?.
8. Любите ли вы помечтать перед сном, лежа в постели?
9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?
10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
11. Читаете ли вы любовные романы?
12. Избегаете ли вы одиночества?
13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
14. Случалось ли вам в задумчивости проезжать нужную остановку?
15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе по 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма, например, 45.
Интерпретация результатов
От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальной жизни. Это поможет вам лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.
|
|
От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.
От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь,
конечно, вещь серьезная, но иногда и чувство юмора помогает преодолевать препятствия.
Рекомендации ведущему. Тесты, предлагаемые для работы в ходе занятий группы, построены практически по единой схеме и в той последовательности, в которой следует над ними работать участникам тренинга.
• Сначала дается краткое предисловие, в котором говорится, о чем этот тест, что он помогает узнать, понять или оценить.
• Затем идет инструкция, как следует отвечать, дана шкала оценок или возможные варианты ответов на вопросы или утверждения теста.
• Далее приводится бланк для ответов, который следует заполнять, отвечая на вопросы.
• После бланка для ответов дается основное содержание теста - вопросы или утверждения, на которые нужно ответить.
• За содержанием теста идет объяснение, как именно нужно подсчитывать полученные результаты, или дается так называемый «ключ», с которым нужно сопоставить свои ответы и суммировать полученные баллы.
• Далее приводятся интерпретация (объяснение) результатов и психотехнические упражнения, которые рекомендуются для тестируемого.
Участникам следует прокомментировать основные правила тестирования:
• внимательно прочти инструкцию, постарайся точно понять, как нужно работать с тестом;
• рассмотри бланк для ответов и пойми, как он заполняется;
• отвечая на вопросы теста, старайся как можно точнее понимать их смысл. Если сразу что-то неясно, еще раз вчитайся в содержание вопроса или утверждения;
будь предельно искренним! Ведь, кроме тебя, о результатах самотестирования знать никто не будет, если ты сам не захочешь поделиться или сравнить их с результатами другого человека;
• не спеши заглядывать в конец теста, смотреть ключ и интерпретацию (объяснение) результатов. Не искушай себя!
• обрабатывая полученные результаты, будь внимателен, чтобы в твоих расчетах не было ошибок. Помни, что иногда один балл меняет твой результат;
«знакомясь с объяснением результатов, отнесись к нему спокойно, с определенным чувством юмора. При «хороших» результатах не впадай в эйфорию, а при «плохих» -в уныние;
• познакомься с предлагаемыми тебе психотехническими упражнениями. Пойми, что тебе предлагается, и постарайся сделать это. Попробуй воспринять их без свойственной тебе иронии. А начни выполнять регулярно хотя бы одно из тех, что рекомендованы именно тебе по результатам тестирования. Не хочется говорить банальность, но приходится: «Это укрепляет силу воли». Как минимум, а максимум ты сможешь определить самостоятельно;
• запомни золотое правило самотестирования: к результатам любого теста следует относиться максимально критично!
Подчеркнем, что тестовые задания, предлагаемые в ходе тренинга, нужны для того, чтобы помочь ведущему сформировать у участников устойчивые мотивы, умения и привычку размышлять о себе, о своих особенностях, о манере общения с другими людьми и т. д. Для достижения этой цели тесты могут быть использованы несколькими способами.