Психологический комментарий. Цоброта лежит в основе взаимоотно­шений людей

Цоброта лежит в основе взаимоотно­шений людей. Это крайне важно для эффективной работы тренинга. В самом на­чале работы участники должны настроиться на доброе отношение друг к другу, иначе им будет трудно от души, искренне выполнять правила группы. Они не смогут доверять свои сомнения и радости, говорить все, что думают друг о друге, и т. д. Поэтому одно из первых упражнений тренинга призвано настроить на доброе отношение к другому через воспоми­нания о своих добрых делах. Это одновремен­но и установка «на постоянные добрые дела». Во время занятий необходимо периодически возвращаться к этой теме.

Во время выступления участника осталь­ные должны внимательно выслушать и по­благодарить выступавшего за откровенность и готовность поделиться. Это еще одно из принципиальных требований, которые дол­жны быть в центре внимания ведущего. Толь­ко научившись именно так воспринимать сло­ва другого человека, участник тренинга смо-

жет увидеть себя его глазами. А это открывает возможности для дальнейшего личностного развития.

I. Тест «Знаешь ли ты себя?»

Многие люди испытывают страх перед размышлениями и в еще большей степени перед обучением. Н. Энкельманн, немецкий психолог

«Многие из нас боятся реальной жизни и поэтому предпочитают витать в облаках. От­ветьте на предлагаемые вопросы «да» или «нет», и вы узнаете, насколько вы прагматич­ны или романтичны.

1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде чем начать читать?

2. Едите ли вы больше обычного, когда рас­строитесь?

3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?

4. Храните ли вы письма от близких людей?

5. Интересует ли вас психология?

6. Боитесь ли вы ездить на большой скоро­сти?.

7. Избегаете ли вы мысли о смерти?.

8. Любите ли вы помечтать перед сном, ле­жа в постели?

9. Способны ли вы сильно устать и после 8-часового сна?

10. Делитесь ли вы с другими личными труд­ностями?

11. Читаете ли вы любовные романы?

12. Избегаете ли вы одиночества?

13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?

14. Случалось ли вам в задумчивости проез­жать нужную остановку?

15. Возникало ли у вас желание жить в дру­гом городе?

16. Считаете ли вы характер человека на­следственной чертой?

17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

Обработка результатов теста

Подсчитайте количество ответов «да» и за каждый такой ответ запишите себе по 5 очков. У вас должна получиться определенная сумма, например, 45.

Интерпретация результатов

От 75 до 85 очков. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальной жизни. Это помо­жет вам лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.

От 55 до 70 очков. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это ме­шает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совер­шенного разрешения всех жизненных проб­лем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.

От 30 до 50 очков. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.

От 5 до 20 очков. Вы чрезмерно заземле­ны, прагматичны. Вам не хватает романтич­ности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь,

конечно, вещь серьезная, но иногда и чувство юмора помогает преодолевать препятствия.

Рекомендации ведущему. Тесты, предлагаемые для работы в ходе заня­тий группы, построены практически по единой схеме и в той последовательности, в которой следует над ними работать участ­никам тренинга.

• Сначала дается краткое предисловие, в ко­тором говорится, о чем этот тест, что он помогает узнать, понять или оценить.

• Затем идет инструкция, как следует отве­чать, дана шкала оценок или возможные варианты ответов на вопросы или утвержде­ния теста.

• Далее приводится бланк для ответов, кото­рый следует заполнять, отвечая на вопросы.

• После бланка для ответов дается основное содержание теста - вопросы или утвержде­ния, на которые нужно ответить.

• За содержанием теста идет объяснение, как именно нужно подсчитывать полученные результаты, или дается так называемый «ключ», с которым нужно сопоставить свои ответы и суммировать полученные баллы.

• Далее приводятся интерпретация (объяс­нение) результатов и психотехнические упражнения, которые рекомендуются для тестируемого.

Участникам следует прокомментировать основные правила тестирования:

• внимательно прочти инструкцию, поста­райся точно понять, как нужно работать с тестом;

• рассмотри бланк для ответов и пойми, как он заполняется;

• отвечая на вопросы теста, старайся как можно точнее понимать их смысл. Если сразу что-то неясно, еще раз вчитайся в со­держание вопроса или утверждения;

будь предельно искренним! Ведь, кроме те­бя, о результатах самотестирования знать никто не будет, если ты сам не захочешь поделиться или сравнить их с результата­ми другого человека;

• не спеши заглядывать в конец теста, смот­реть ключ и интерпретацию (объяснение) результатов. Не искушай себя!

• обрабатывая полученные результаты, будь внимателен, чтобы в твоих расчетах не бы­ло ошибок. Помни, что иногда один балл меняет твой результат;

«знакомясь с объяснением результатов, от­несись к нему спокойно, с определенным чувством юмора. При «хороших» результа­тах не впадай в эйфорию, а при «плохих» -в уныние;

• познакомься с предлагаемыми тебе психо­техническими упражнениями. Пойми, что тебе предлагается, и постарайся сделать это. Попробуй воспринять их без свойст­венной тебе иронии. А начни выполнять регулярно хотя бы одно из тех, что реко­мендованы именно тебе по результатам те­стирования. Не хочется говорить баналь­ность, но приходится: «Это укрепляет силу воли». Как минимум, а максимум ты смо­жешь определить самостоятельно;

• запомни золотое правило самотестирова­ния: к результатам любого теста следует от­носиться максимально критично!

Подчеркнем, что тестовые задания, предла­гаемые в ходе тренинга, нужны для того, что­бы помочь ведущему сформировать у участников устойчивые мотивы, умения и привыч­ку размышлять о себе, о своих особенностях, о манере общения с другими людьми и т. д. Для достижения этой цели тесты могут быть использованы несколькими способами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: