В этом случае участники выполняют тестовое задание полностью индивидуально, а затем сдают вам результаты. Вы проверяете их, оцениваете, сообщая ребятам соответствующие данные, приведенные в интерпретации к каждому тесту, рекомендуете психотехнические упражнения.
При проведении индивидуального тестирования нужно выдать каждому участнику текст теста и бланк для ответов, образцы которых приведены в каждом тесте. Необходимое количество текстов и бланков для ответов можно оформить на пишущей машинке под копирку или с помощью компьютера и сделать ксерокопии.
Но если таких возможностей нет, образец можно оформить на классной доске. По нему участники самостоятельно подготовят бланк для ответов на простом листе бумаги и в ходе тестирования будут его заполнять. Естественно, что ключи к тесту и содержание интерпретации ответов не должны быть известны участникам до окончания тестирования.
Этот способ тестирования хорош тем, что у участника есть возможность спокойно поразмышлять над самим собой, действительно наедине с собой. Но вместе с тем он требует и большей подготовки: размножение текстов теста и бланков для ответов. Кроме того, если участники не готовы к откровенному разговору, то такая форма тестирования может дать очень низкий результат, так как часть членов группы (иногда значительная часть) просто
|
|
не будет работать над тестом или сделает вид, что заполняет бланки для ответов, а сама в это время будет думать о чем-то другом.
2. Групповое тестирование. В этом случае участники объединяются в малые группы по три-пять человек и, получив одно тестовое задание на всю группу, приступают к его выполнению. Естественно, что при выполнении тестового задания участники могут и должны обсуждать различные варианты ответа. Но записывать в свой бланк для ответов участник должен тот вариант, который он считает наиболее правильным и соответствующим его взглядам. Подчеркнем, что бланки для ответов получает каждый участник, т. е. их, как и в первом случае, необходимо подготовить для всей группы.
Групповое тестирование предпочтительно тем, что во время обсуждения вариантов ответа участники высказывают различные точки зрения, как правило, в каждой группе завязывается дискуссия - все это очень важно для процесса самопознания и формирования умения общаться с людьми. Кроме того, групповая дискуссия очень органично, просто и естественно втягивает в процесс тестирования всех участников, даже тех, кто в первые минуты хотел тихо отсидеться. Участнику становится интересно узнать, а что об этом думают его сверстники, лучшие друзья, девочка, которая ему нравится, и т. д. Причем это не абстрактные, а вполне реальные школьники, которых он хорошо знает, может быть, даже с первого класса. И процесс самотестирования пошел!
|
|
Еще раз подчеркнем, что предлагаемые тестовые методики не ставят цели определить наличие и степень выраженности той или иной психологической черты у каждого уча-
стника. Основная задача тестирования в другом - научить ребят прислушиваться к себе, понимать себя, уважать мнение других, а это возможно только в процессе активного межличностного общения.
3. Коллективное тестирование. При проведении этого вида тестирования вы зачитываете всей группе текст теста, а участники записывают в бланках для ответов те варианты, которые больше всего соответствуют их представлениям о себе. Этот способ менее эффективен из-за того, что на слух воспринимать и понимать довольно сложную (даже и адаптированную к особенностям возраста) информацию значительно тяжелее. Поэтому таким способом можно проводить только самые простые и короткие тестовые методики, в которых не более 10-15 вопросов, и в тех группах, где интерес к самопознанию уже сформирован на достаточно высоком уровне. С другой стороны, эта форма тестирования - прекрасная возможность увидеть группу, ее участников во время общей дискуссии, когда сталкиваются различные точки зрения, идет спор и обсуждение. Ведущий получает интереснейшую информацию, которую можно и нужно использовать при планировании следующих занятий тренинговой группы.
Проведение тестирования
Бланки для ответов раздаются участникам перед объяснением процедуры тестирования с тем, чтобы они могли, ориентируясь на них, лучше представить себе, в чем состоит их задача, где и каким образом должны фиксироваться ответы. Когда участники получат бланки, вы обращаетесь к ним примерно со следующими словами:
«Этот тест предназначен для определения
ваших психологических особенностей. Пожалуйста, заполните все необходимые сведения в бланке для ответов (фамилия, имя, дата заполнения). Не открывайте тест до особого сигнала - начать работу. В тексте теста не делайте никаких пометок, все отметки делаются в бланке для ответов. Возможно, вы не будете знать ответы на некоторые вопросы. Несмотря на это, нужно ответить на каждый вопрос, сделав свой выбор по интуиции.
Когда приступите к работе, внимательно читайте (слушайте, если используется вариант коллективного тестирования) каждый вопрос, постарайтесь понять, что от вас требуется, и лишь затем выбирайте вариант ответа. Убедитесь, что все вопросы вы прочитали и дали на них ответы. Когда закончите работу, вернитесь к первому вопросу и проверьте все ответы еще раз. Если вы решили изменить свой ответ, это можно сделать, аккуратно исправив соответствующий показатель в бланке для ответов. Но это делать нежелательно, чтобы было меньше исправлений в бланке. Еще раз напоминаю, что в тексте теста нельзя делать никаких пометок».
После объяснения всех правил и требований к тестированию участникам выдается текст теста (при индивидуальном тестировании - каждому участнику, а при групповом -по одному на малую группу).
В первые минуты вам целесообразно убедиться в том, что все участники правильно поняли инструкцию к тесту и верно выполняют ее. Если есть ошибки, следует сразу исправить их, указав на это членам группы. Если же одна и та же ошибка встретилась у нескольких участников, можно временно приостановить тестирование и еще раз объяснить учащимся правило, на которое было много ошибок. Во время тестирования вы можете отвечать как на организационные вопросы (что и как правильно делать), так и на содержательные (что означает то или иное понятие, как объяснить определенный термин и т. п.).
|
|
При определении результатов тестирования вполне возможен способ саморасчета, когда участники самостоятельно определяют сумму баллов (очков) в соответствии с «ключом», который зачитывает тренер. Это значительно ускоряет процесс обработки результатов теста. В ходе комментирования результатов возможна дискуссия, так как участники могут не согласиться с интерпретацией, которую вы зачитаете. Не следует отказываться от такой возможности обсудить вместе с ними полученные материалы, подчеркнув важность понимания своих психологических особенностей и необходимости работы над собой.
В заключение зачитываются психотехнические упражнения (или выдается текст, если есть возможность их размножить). Эти упражнения также целесообразно прокомментировать. Исключение составляют случаи, когда участник может обидеться, замкнуться, уйти в себя.
Если происходило индивидуальное тестирование, то комментируются упражнения тех участников, которые попросили об этом. Вполне возможен вариант, когда вы зачитываете все психотехнические упражнения, относящиеся к проведенному тесту, но без указания конкретного адресата. А участники, уже знающие свой результат, получают информацию, относящуюся непосредственно к каждому из них. Но происходит это анонимно, так как результатов друг друга они не знают.
Еще раз обращаем ваше внимание на то, что тестирование, и особенно комментирова-
ние результатов и психотехнических упражнений требуют особого такта и осторожности. Помните о главной заповеди по отношению к человеку: «Не навреди!»
Тесты можно использовать в любой последовательности в зависимости от тех потребностей, которые наиболее актуальны для данного состояния группы.