Психологический комментарий. Тестирование помогает настроить членов группы на изучение своих осо­бенностей, проявляющихся в процессе обще­ния

Тестирование помогает настроить членов группы на изучение своих осо­бенностей, проявляющихся в процессе обще­ния, а это и есть основная задача данного тре­нинга - закрепление навыков самоанализа, более глубокое самораскрытие и на основе этого изменение себя. Естественно, что, как и

любой другой тест, - это лишь материал для дальнейшей работы. Участники должны по­нимать, что результаты теста помогут в ходе тренинга глубже разобраться в своем стиле общения, в своих повседневных привычках говорить и слушать и т. д.

4. «Список качеств, важных для общения»

Не делайте другим того, чего себе не пожелаете.

Конфуций

«Среди множества качеств, характеризую­щих человека во всех его проявлениях, есть такие, которые относят к качествам, крайне необходимым и важным для эффективного общения людей.

На первом этапе в течение 5 минут вы дол­жны самостоятельно и ИНДИВИДУАЛЬНО со­ставить список качеств, важных для общения. Чем больше вы включите в этот список ка­честв, тем интереснее вам будет работать на втором этапе. При составлении списка поста­райтесь представить себе общительного чело­века. Каким он должен быть? Чем он отличает­ся от других людей? Одним словом, ваш образ общительного человека. Вспомните очень об­щительных литературных героев, своих зна­комых и т. д. Может быть, это вам поможет со­ставить перечень качеств, важных для прият­ного и продуктивного общения.

Ваш собственный список качеств, важных для общения, нужно обязательно составить письменно. Это очень важно для дальнейшей работы. Поэтому не следует лениться, а запи­сать свои предложения в этот список на отде­льном листке бумаги (или в своем рабочем блокноте, которым вы пользуетесь во время тренинга).

На втором этапе мы проведем общую дис­куссию, основная цель которой - выработать согласованный список качеств, важных для общения. При этом любой член группы может высказать свое мнение, разумеется, аргумен­тируя его, приводя примеры, иллюстрирую­щие, как и когда это качество помогало прео­долеть то или иное обстоятельство, улучшить отношения с окружающими. Качество вклю­чается в общий список, если за него проголо­совало большинство участников (более поло­вины). Список оформляется на классной до­ске (табло).

Вы сможете уже на этом этапе проверить свои коммуникативные навыки. Понаблюдай­те за собой, как вы убеждаете тех, кто не со­гласен с вами, кто категорически против ва­шего предложения. А как вы реагируете на возражения?

На третьем этапе каждый участник записы­вает в свой листок только что составленный общий список качеств, важных для общения. Например, этот список имеет следующий вид:

Затем в графе «Самооценка» каждый из вас в зависимости от того, насколько свойствен­но ему то или иное качество, должен поста­вить оценку по 10-балльной шкале. Естествен­но, чем выше степень проявления того или иного качества, тем выше балл, который вы себе выставляете. Не забудьте подписать свой оценочный лист и сдать ведущему. Они будут нужны для следующего занятия».

Рекомендации ведущему. В случае

необходимости вы должны перечис­лить названия основных личностных характеристик человека, не комментируя их, или обратиться за помощью к ребятам, по-; просив их перечислить все известные им пси­хологические качества. Во время группового обсуждения вам не следует навязывать свою точку зрения, необходимо лишь следить за ходом дискуссии и соблюдением правил го­лосования при включении того или иного ка­чества в общий список.

Время на дискуссию не ограничивается, она может длиться от 0,5 до 1,5 часа. Главное, чтобы было серьезное и содержательное об­суждение. Вы можете оформлять список на классной доске самостоятельно, но можно поручить эту работу кому-нибудь из членов группы. Этот участник должен наравне со все­ми участвовать в обсуждении и составлении общего списка качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: