Это упражнение из серии психологической разминки, поэтому его основная задача - активный запуск групповых процессов. В ходе его выполнения участники вынуждены активно общаться друг с другом, позабыв о тех неприятностях, которые могли случиться за пределами группы. Активное взаимодействие настраивает на продуктивную работу во время всего тренинга, снимает определенную зажатость и скованность, которые бывают у некоторых участников в самом начале встречи.
2. «Мой стиль общения»
Человек, который не находит никаких хороших качеств у других людей, просто ленится искать их. Н. Энкельманн
«Сейчас мы поработаем с дневниками «Мой стиль общения». Какие записи там появились? Что вы смогли туда внести со времени прошедшего занятия? Какие основные наблюдения вам удалось проанализировать? Или вы совсем забыли об этом домашнем задании?
Объединитесь в малые группы по 7-8 человек и обсудите записи, которые вы смогли сделать после первого занятия. Каждый может зачитывать, что он хочет, комментируя свои записи, исходя из последних наблюдений и впечатлений.
Помните о том, что любой участник вправе спросить о том, что ему было неясно, попросить вас прокомментировать высказывания, в чем-то усомниться, за что-то порадоваться и т. д. Каждый из вас может отвечать на эти вопросы, приводя конкретные примеры своих ощущений, итоги наблюдений над своими реакциями,
После того как вы выслушаете одного из членов вашей малой группы, слово может взять следующий. И так до тех пор, пока не выскажутся все участники».
Рекомендации ведущему. Работа с дневником «Мой стиль общения» является обязательным элементом каждого занятия. Поэтому вам следует выделить необходимое количество времени для обсуждения записей участников и на этом занятии. Вы должны предостеречь участников от типичной ошибки - превращения обсуждения
записей в дневнике в формальный разговор, когда члены группы действуют по принципу «лишь бы что-нибудь сказать».
Для этого участникам нужно предлагать различные формы работы с этим материалом. Например, на этом занятии после обсуждения в малых группах участники должны решить вопрос о том, кто из них смог дать более глубокий и интересный анализ своих коммуникативных особенностей. Решение принимается большинством голосов членов каждой малой группы.