Цель этого упражнения - помочь участникам осознать, что, несмотря на различия, которые они нашли и записали, они могут и должны понимать друг друга, понимать и принимать другого человека таким, какой он есть.
4. «Контакты...»
Не порывай грубо нить дружбы, ибо если придется опять ее связать, то останется узел.
Индийская пословица
«Умение устанавливать контакты совершенно необходимо для приятного и продуктивного общения (коммуникации). Но человек не рождается с этим умением, оно - результат длительной и настойчивой работы над собой. Именно этим мы сейчас и займемся. Проведем серию встреч с разными людьми. Вы, используя уже освоенные приемы и способы общения, в том числе и те, которые отработали на этих занятиях, должны легко и свободно войти в контакт с партнером, начать разговор или поддержать его, также приятно расстаться с ним».
Рекомендации ведущему. Члены группы встают (садятся) по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга)
и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга). По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий. Примеры ситуаций «встреча»:
1. «Перед вами человек, которого вы видите первый раз, но вам он очень понравился и вы хотели бы с ним познакомиться. Некоторое время вы раздумываете, а затем обращаетесь к нему...»
Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы -2-3 мин. Затем ведущий дает сигнал, участники должны в течение 1 мин. закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на нижеследующие ситуации.
2. «В вагоне метро вы случайно оказались рядом с довольно известным киноактером. Вы обожаете его и, конечно, хотели бы с ним поговорить. Ведь для вас это такая большая удача...» Роль актера играют участники, сидящие во внутреннем круге.
3. «Вам очень нужна довольно крупная сумма денег (решили купить себе сразу две новых видеокассеты). Нужно поговорить с родителями. И вот наконец вы решились подойти к отцу (маме)». Роль одного из родителей играют участники внешнего круга, причем необязательно пол родителя должен соответствовать полу участника, т. е. девушка может играть роль отца, а юноша роль - мамы.
4. «Вы узнали, что один из ваших одноклассников дурно отзывался о вас в праздничной компании. Надо с ним поговорить. Конечно, это не очень приятный разговор, но лучше сразу все выяснить, чем строить догадки и переживать по этому поводу. Случай представился, вы одни, никого нет рядом...»
Вам следует обратить особое внимание участников на то, как они вступают в контакт, начиная встречу, какие приемы и способы коммуникации они используют, как они поддерживают разговор и заканчивают беседу. После очередного перехода, смены партнеров, задавая ситуацию, вы определяете конкретные роли для каждого круга. Например, участники внутреннего круга играют роль ребенка, а внешнего - родителей. В качестве примера приведены описания нескольких ситуаций.