Обсуждение своего обычного поведения во время встреч, бесед или переговоров дает богатый материал для анализа своих ошибок в процессе общения. Кроме того, участник имеет возможность узнать мнение других членов группы о том, правильно ли, с их точки зрения, он действует в этих ситуациях.
6. «Необитаемый остров»
Уничтожьте в человеке общественность - и вы получите свирепого орангутанга.
А. Герцен, мыслитель
«Сейчас мы сядем в большой круг для того, чтобы выслушать информацию и правила предстоящей ролевой игры. Вам предстоит серьезная и ответственная работа, в результате которой вы сможете более глубоко понять свои привычки и более объективно оценить свою манеру общения. Постарайтесь увидеть новым взглядом и всех других участников группы.
Итак: в результате кораблекрушения вы, вся ваша группа в полном составе, оказались на необитаемом острове. На нем богатый животный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий холод, могут быть и визиты каннибалов с соседних островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.
Поймите серьезность и опасность происшедшего. Люди иногда в этих обстоятельствах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, чтобы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.
Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное решение? Все жители острова единогласно (консенсус), или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом будет контролироваться выполнение? Под страхом наказания, смерти?
Как будет добываться и распределяться пища? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работали? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезненным, обузой для других?
Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?
Какими будут семейные устои вашего сообщества?
Кто и как будет воспитывать детей?
Одним словом, вопросов очень много, а ответов пока нет. Вам предстоит найти их совместными усилиями.
Разработайте нравственно-психологический кодекс взаимоотношений, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, предотвращению проблем и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за нарушения установленных правил.
На все обсуждение и принятие правил дается 1 час и полная свобода действий в рам-
ках задания. Нужно выбрать летописца, который будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.»
Рекомендации ведущему. Ваша задача - подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове. Вы должны ответить на все вопросы участников, но при этом нельзя подсказывать решение проблемы. Например, не следует говорить о правилах проживания. Целесообразнее ставить вопросы, акцентируя внимание участников на тех моментах, которые вы считаете наиболее важными. Во время обсуждения не следует вмешиваться. Все отведенное время участники должны работать самостоятельно, без вашей помощи. Вмешаться можно лишь в том случае, если возникнет острая напряженная ситуация, способная привести к конфликту. После игры необходимо провести ее обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участников, на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение ребят слушать и слышать других, учитывать их мнение и т. п.