Психологический комментарий. Обсуждение своего обычного поведе­ния во время встреч, бесед или пере­говоров дает богатый материал для анализа своих ошибок в процессе общения

Обсуждение своего обычного поведе­ния во время встреч, бесед или пере­говоров дает богатый материал для анализа своих ошибок в процессе общения. Кроме то­го, участник имеет возможность узнать мне­ние других членов группы о том, правильно ли, с их точки зрения, он действует в этих си­туациях.

6. «Необитаемый остров»

Уничтожьте в человеке общественность - и вы получите свирепого орангутанга.

А. Герцен, мыслитель

«Сейчас мы сядем в большой круг для то­го, чтобы выслушать информацию и правила предстоящей ролевой игры. Вам предстоит серьезная и ответственная работа, в результа­те которой вы сможете более глубоко понять свои привычки и более объективно оценить свою манеру общения. Постарайтесь увидеть новым взглядом и всех других участников группы.

Итак: в результате кораблекрушения вы, вся ваша группа в полном составе, оказались на необитаемом острове. На нем богатый жи­вотный и растительный мир, но жизнь полна опасностей: ядовитые растения и животные, ливневые дожди, короткий, но жестокий хо­лод, могут быть и визиты каннибалов с сосед­них островов. В ближайшие несколько лет вы не сможете вернуться к нормальной жизни, в родные края. Ваша задача - создать для себя нормальные условия, в которых вы могли бы выжить.

Поймите серьезность и опасность проис­шедшего. Люди иногда в этих обстоятельст­вах теряют человеческий облик, вспыхивают ссоры и драки со смертельным исходом. Тут не место для развлечений и болтовни - вам надо есть и пить, обустроить себе жилье, что­бы солнце не спалило вашу кожу и вы могли укрываться в сезон дождей от ливней, а зимой от холодов.

Вам нужно освоить остров, организовать на нем хозяйство. Нужно наладить и социальную жизнь: распределить основные функции и обязанности. Следует продумать и то, каким образом эти функции и обязанности будут выполняться. Прежде всего решите вопрос о власти. Какой она будет на вашем острове? Кто будет принимать окончательное реше­ние? Все жители острова единогласно (кон­сенсус), или простым большинством, или группировка самых авторитетных жителей, или единолично лидер? И каким образом бу­дет контролироваться выполнение? Под стра­хом наказания, смерти?

Как будет добываться и распределяться пи­ща? Поровну? По трудовому вкладу? Может быть, больше сильным, чтобы лучше работа­ли? Или слабым, чтобы выжили? Имеет ли право человек жить на вашем острове, никого не слушая и никому не подчиняясь? А если его образ жизни сделает его слабым, болезнен­ным, обузой для других?

Какие у вас будут праздники? Сколько? Как вы их будете устраивать?

Какими будут семейные устои вашего со­общества?

Кто и как будет воспитывать детей?

Одним словом, вопросов очень много, а ответов пока нет. Вам предстоит найти их со­вместными усилиями.

Разработайте нравственно-психологиче­ский кодекс взаимоотношений, примерно из 15-20 пунктов. Правила нужны четкие, а не абстрактные, они должны помогать решению конкретных проблем, эффективному сотруд­ничеству, предотвращению проблем и ссор. Нужно также предусмотреть и санкции за на­рушения установленных правил.

На все обсуждение и принятие правил да­ется 1 час и полная свобода действий в рам-

ках задания. Нужно выбрать летописца, кото­рый будет фиксировать основные события, записывая все, что решили, каким образом проходило обсуждение и принятие решения и т. п.»

Рекомендации ведущему. Ваша за­дача - подробно проинструктировать участников об условиях проживания на острове. Вы должны ответить на все вопро­сы участников, но при этом нельзя подсказы­вать решение проблемы. Например, не следу­ет говорить о правилах проживания. Целе­сообразнее ставить вопросы, акцентируя внимание участников на тех моментах, кото­рые вы считаете наиболее важными. Во время обсуждения не следует вмешиваться. Все отве­денное время участники должны работать са­мостоятельно, без вашей помощи. Вмешаться можно лишь в том случае, если возникнет острая напряженная ситуация, способная привести к конфликту. После игры необходи­мо провести ее обсуждение, обратив особое внимание на стиль и манеру общения участ­ников, на способы согласования и принятия решений, профилактику и предупреждение конфликтных ситуаций, желание и умение ребят слушать и слышать других, учитывать их мнение и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: