Психологический комментарий. Главная задача этого этюда - помочь участнику выявить наиболее эффек­тивные приемы владения ситуацией во время разговора

Главная задача этого этюда - помочь участнику выявить наиболее эффек­тивные приемы владения ситуацией во время разговора, отработать несколько возможных тактик действия во время диалога.

3. «Стресс»

Когда человек спрашивает: «Что мне делать, меня собираются уволить?», мне хочется задать ему

встречный вопрос: «А что вы за последние годы сделали для того, чтобы вас не уволили?» Н. Энкельманн, психолог

«Предпринимателю часто приходится испы­тывать стрессовые перегрузки. Надо быть к это­му готовым, уметь выходить из таких экстрема­льных ситуаций достойно, сохраняя и физиче­ское, и психологическое здоровье. Значит, нуж­ны регулярные тренировки. Приступим».

Рекомендации ведущему. Участни­ки объединяются в малые группы по 7-8 человек. Вы зачитываете инструк­цию: «Вы являетесь сотрудниками малого пред­приятия. В связи с тяжелой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на пред­приятии, нужно уволить одного человека. Дру­гие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один - увольне­ние одного из сотрудников, т.е. одного из вас. Это может спасти ситуацию на предприятии. Кто будет этим человеком? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решать вам само­стоятельно. Какой процедурой вы воспользуе­тесь - это тоже ваше право. Но категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру (т.е. запрещен самоуход)».

Группе дается на решение этого сложней­шего вопроса 8 мин. Решение группы должно быть запротоколировано.

Протокол

После того, как инструкция зачитана, вы отвечаете на вопросы участников, объясняете непонятные моменты и затем даете сигнал к началу работы малых групп.

Вы должны очень четко объяснить участни­кам, что единственный эффективный выход из этой ситуации - увольнение одного из сотруд­ников, и проследить за оформлением протокола.

4. Деловая игра «Рынок труда, или Наем работника»

Работай над собой сам -

не жди, когда этим займутся

посторонние люди!

Г. Юдин

Цель игры. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник до­хода, приходится искать себе новую

работу, обращаться на биржу труда или непо­средственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень мно­гое зависит именно от активности самого че­ловека. Что же касается руководителей фирм и предприятий, у них появляется другая проб­лема - выбора достойных кандидатов в рабо­тники из большого числа желающих устроить­ся к ним на работу. Игра проводится для того, чтобы школьники задумались над положите­льными и отрицательными сторонами такого социально-экономического феномена, как безработица, чтобы они поняли, что получе­ние работы зависит от наличия профессиона­льных знаний и практических умений.

Задачи игры: углубить представле­ние участников о возможных последствиях безработицы; закрепить на­выки ведения переговоров и оформления деловой документации, также проведения экономических расчетов; дать понять, что для устройства на работу следует периодически повышать свою квалификацию и что профес­сиональное обучение стоит денег, но одно­временно дает возможность повысить шансы на получение работы с высоким заработком.

Общие сведения о процессе. Игра моде­лирует установление трудовых отношений между человеком, потерявшим работу и вы­нужденным в поисках источника дохода об­ращаться непосредственно на фирмы, и руко­водителем фирмы, который в целях расшире­ния своего бизнеса и получения более высо­кой прибыли вынужден принимать по конт­ракту новых работников. Кроме того, модели­руется деятельность института повышения квалификации, который на платной основе помогает безработным и работникам низкой

квалификации повышать свой профессиона­льный уровень, и деятельность банка, кото­рый проверяет лицевые счета игроков.

Упрощения. В игре используется упро­щенный вариант контракта, которым оформ­ляются трудовые отношения между работни­ком и работодателем. Многие юридические аспекты не рассматриваются для того, чтобы показать основное - активность и инициати­ву работника и заинтересованность предпри­нимателя. В игре в полной мере не использу­ется такой способ поиска работы, как обраще­ние на биржу труда. Кроме того, деятельность института повышения квалификации упроще­на до предела. Устное заявление, оплата учебы и выдача сертификата происходят в течение нескольких десятков секунд, чтобы не замед­лять темп игры. Также предельно упрощена деятельность банка, который следит за прави­льностью безналичных расчетов участников.

Регламент игры. Игровое время органи­зовано в виде нескольких календарных лет, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления деловых докумен­тов, анализа ситуации и подведения промежу­точных итогов как работниками и оставши­мися безработными, так и предпринимателя­ми. Один игровой год занимает от 5 до 7 ми­нут реального времени в зависимости от под­готовленности участников. Общее время на проведение игры - от 1 до 2 часов (при пред­варительной подготовке участников время игры может быть сокращено до 45 минут).

Планируемый результат. В ходе игры участники получают навыки оформления контрактов, заполнения лицевых счетов, по­нимают суть найма на работу в условиях не­посредственного обращения на фирмы, а так­же роль института повышения квалификации в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Возможно изменение отношения к безработице только как к отри­цательному социально-экономическому явле­нию, понимание и отдельных положительных моментов ее действия.

Социально-экономическая модель. На рынке труда действуют две заинтересованные социальные группы. С одной стороны, безра­ботные, нуждающиеся в получении легально­го источника дохода, а с другой стороны, предприниматели, которые заинтересованы в расширении своего бизнеса. Игра моделирует процесс найма работника предпринимателем без оформления этого контракта через биржу труда, а также процесс профессионального роста работников с помощью института по­вышения квалификации и денежные расчеты, осуществляемые безналичным способом.

Предыстория. Безработные оказались в этом положении по независящим от них при­чинам - было сокращение штатов на тех предприятиях, где они до этого момента тру­дились. Работу по специальности безработные найти не смогли, поэтому вынуждены устраи­ваться на любую работу. Поскольку професси­онального опыта в данной области у них нет, то первый контракт оформляется, как прави­ло, по первому квалификационному разряду. Денежных средств на лицевом счете у безра­ботных в начале игры нет.

Предприниматели уже давно и успешно действуют в новых экономических отноше­ниях. Их фирмы процветают, но это не может быть постоянным без усилий со стороны ру­ководителя фирмы. Поэтому принимается решение о расширении состава работников, чтобы, получив дополнительную прибыль, рассчитаться с государством и удержаться в числе конкурентоспособных фирм.

Состав ролей. В игре две основных роли: безработные и предприниматели, а также 1-2

человека получают роль ректора и проректо­ра института повышения квалификации и 1-2 служащих банка. Безработный заинтере­сован в оформлении контрактов с предпри­нимателями и получении максимально возможной заработной платы. Предприниматели заинтересованы в приеме на работу новых работников путем оформления такого же контракта и в получении максимально воз­можной прибыли от деятельности вновь при­нятых работников. Для этого обе группы уча­стников в течение игрового года активно ве­дут переговоры и подписывают контракты, обращаются в институт повышения квалифи­кации для получения более высокого разряда.

Правила игры. Основные правила дело­вого взаимодействия являются жестко задан- ными. Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей. Те уча­стники, которые играли предпринимателей, становятся работниками, а те, кто был рабо­тниками, играют роль предпринимателя.

Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быст­рого завоевания рынка труда. Но в этом слу­чае объединившиеся предприниматели дол­жны платить в банк 5% получаемой прибыли.

Работники также могут объединиться в Ас­социацию работников (профсоюз) и отстаи­вать свои профессиональные права перед ли­цом предпринимателей, оплачивая Ассоциа­ции взнос в размере 200 монет в год. В случае безработицы ассоциированные работники получают дополнительное пособие по безра­ботице в размере 200 монет в месяц.

Критерии оценки деятельности игро­ков. Деятельность игроков оценивается по об­щим итогам игры. Кроме того, можно провести оценивание коммуникативных навыков участ­ников по 10-балльной шкале. Для этого в кон-

це игры проводится взаимный социологиче­ский опрос участников, которые должны оце­нить тех, с кем им удалось вступить в деловое общение во время игрового взаимодействия.

Представление ролей. Игровые роли предъявляются участникам в виде инструк­ций, которые целесообразно оформить в пи­сьменном виде.

Формы взаимодействия игроков. Уча­стники взаимодействуют, устно проводя предварительные переговоры и согласовывая условия найма, и письменно оформляя до­стигнутые соглашения с помощью бланков контрактов. Письменно ведется и лицевой счет. Обращение в институт повышения ква­лификации устное, а получение очередного профессионального разряда оформляется пи­сьменным сертификатом.

Действия игроков. Игроки вправе заклю­чать любое количество контрактов и повы­шать свой профессиональный уровень до максимально возможного при наличии необ­ходимых денежных средств. Работник может перейти в категорию «предприниматель» при наличии необходимой суммы денег, а пред­приниматель при пассивной экономической деятельности может быть объявлен банкро­том и перейти в категорию «безработных».

Катализаторы. Для поддержания высоко­го эмоционального напряжения руководи­тель игры вправе изменить нормативы пере­хода в категорию «предприниматель» и ужес­точить (или понизить) требования к пред­принимателям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: