Главная задача этого этюда - помочь участнику выявить наиболее эффективные приемы владения ситуацией во время разговора, отработать несколько возможных тактик действия во время диалога.
3. «Стресс»
Когда человек спрашивает: «Что мне делать, меня собираются уволить?», мне хочется задать ему
встречный вопрос: «А что вы за последние годы сделали для того, чтобы вас не уволили?» Н. Энкельманн, психолог
«Предпринимателю часто приходится испытывать стрессовые перегрузки. Надо быть к этому готовым, уметь выходить из таких экстремальных ситуаций достойно, сохраняя и физическое, и психологическое здоровье. Значит, нужны регулярные тренировки. Приступим».
Рекомендации ведущему. Участники объединяются в малые группы по 7-8 человек. Вы зачитываете инструкцию: «Вы являетесь сотрудниками малого предприятия. В связи с тяжелой экономической и финансовой ситуацией, сложившейся на предприятии, нужно уволить одного человека. Другие варианты уже неоднократно просчитывались, они не подходят. Выход один - увольнение одного из сотрудников, т.е. одного из вас. Это может спасти ситуацию на предприятии. Кто будет этим человеком? Какими критериями вы будете руководствоваться? Решать вам самостоятельно. Какой процедурой вы воспользуетесь - это тоже ваше право. Но категорически запрещается бросать жребий и предлагать свою кандидатуру (т.е. запрещен самоуход)».
|
|
Группе дается на решение этого сложнейшего вопроса 8 мин. Решение группы должно быть запротоколировано.
Протокол
После того, как инструкция зачитана, вы отвечаете на вопросы участников, объясняете непонятные моменты и затем даете сигнал к началу работы малых групп.
Вы должны очень четко объяснить участникам, что единственный эффективный выход из этой ситуации - увольнение одного из сотрудников, и проследить за оформлением протокола.
4. Деловая игра «Рынок труда, или Наем работника»
Работай над собой сам -
не жди, когда этим займутся
посторонние люди!
Г. Юдин
Цель игры. В условиях безработицы человеку, потерявшему источник дохода, приходится искать себе новую
работу, обращаться на биржу труда или непосредственно на фирмы или предприятия. Это требует определенных навыков и понимания того, что в сложившейся ситуации очень многое зависит именно от активности самого человека. Что же касается руководителей фирм и предприятий, у них появляется другая проблема - выбора достойных кандидатов в работники из большого числа желающих устроиться к ним на работу. Игра проводится для того, чтобы школьники задумались над положительными и отрицательными сторонами такого социально-экономического феномена, как безработица, чтобы они поняли, что получение работы зависит от наличия профессиональных знаний и практических умений.
|
|
Задачи игры: углубить представление участников о возможных последствиях безработицы; закрепить навыки ведения переговоров и оформления деловой документации, также проведения экономических расчетов; дать понять, что для устройства на работу следует периодически повышать свою квалификацию и что профессиональное обучение стоит денег, но одновременно дает возможность повысить шансы на получение работы с высоким заработком.
Общие сведения о процессе. Игра моделирует установление трудовых отношений между человеком, потерявшим работу и вынужденным в поисках источника дохода обращаться непосредственно на фирмы, и руководителем фирмы, который в целях расширения своего бизнеса и получения более высокой прибыли вынужден принимать по контракту новых работников. Кроме того, моделируется деятельность института повышения квалификации, который на платной основе помогает безработным и работникам низкой
квалификации повышать свой профессиональный уровень, и деятельность банка, который проверяет лицевые счета игроков.
Упрощения. В игре используется упрощенный вариант контракта, которым оформляются трудовые отношения между работником и работодателем. Многие юридические аспекты не рассматриваются для того, чтобы показать основное - активность и инициативу работника и заинтересованность предпринимателя. В игре в полной мере не используется такой способ поиска работы, как обращение на биржу труда. Кроме того, деятельность института повышения квалификации упрощена до предела. Устное заявление, оплата учебы и выдача сертификата происходят в течение нескольких десятков секунд, чтобы не замедлять темп игры. Также предельно упрощена деятельность банка, который следит за правильностью безналичных расчетов участников.
Регламент игры. Игровое время организовано в виде нескольких календарных лет, между которыми делается пауза для проверки правильности оформления деловых документов, анализа ситуации и подведения промежуточных итогов как работниками и оставшимися безработными, так и предпринимателями. Один игровой год занимает от 5 до 7 минут реального времени в зависимости от подготовленности участников. Общее время на проведение игры - от 1 до 2 часов (при предварительной подготовке участников время игры может быть сокращено до 45 минут).
Планируемый результат. В ходе игры участники получают навыки оформления контрактов, заполнения лицевых счетов, понимают суть найма на работу в условиях непосредственного обращения на фирмы, а также роль института повышения квалификации в системе профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Возможно изменение отношения к безработице только как к отрицательному социально-экономическому явлению, понимание и отдельных положительных моментов ее действия.
Социально-экономическая модель. На рынке труда действуют две заинтересованные социальные группы. С одной стороны, безработные, нуждающиеся в получении легального источника дохода, а с другой стороны, предприниматели, которые заинтересованы в расширении своего бизнеса. Игра моделирует процесс найма работника предпринимателем без оформления этого контракта через биржу труда, а также процесс профессионального роста работников с помощью института повышения квалификации и денежные расчеты, осуществляемые безналичным способом.
Предыстория. Безработные оказались в этом положении по независящим от них причинам - было сокращение штатов на тех предприятиях, где они до этого момента трудились. Работу по специальности безработные найти не смогли, поэтому вынуждены устраиваться на любую работу. Поскольку профессионального опыта в данной области у них нет, то первый контракт оформляется, как правило, по первому квалификационному разряду. Денежных средств на лицевом счете у безработных в начале игры нет.
|
|
Предприниматели уже давно и успешно действуют в новых экономических отношениях. Их фирмы процветают, но это не может быть постоянным без усилий со стороны руководителя фирмы. Поэтому принимается решение о расширении состава работников, чтобы, получив дополнительную прибыль, рассчитаться с государством и удержаться в числе конкурентоспособных фирм.
Состав ролей. В игре две основных роли: безработные и предприниматели, а также 1-2
человека получают роль ректора и проректора института повышения квалификации и 1-2 служащих банка. Безработный заинтересован в оформлении контрактов с предпринимателями и получении максимально возможной заработной платы. Предприниматели заинтересованы в приеме на работу новых работников путем оформления такого же контракта и в получении максимально возможной прибыли от деятельности вновь принятых работников. Для этого обе группы участников в течение игрового года активно ведут переговоры и подписывают контракты, обращаются в институт повышения квалификации для получения более высокого разряда.
Правила игры. Основные правила делового взаимодействия являются жестко задан- ными. Возможно повторение игры на тех же условиях, но при полной смене ролей. Те участники, которые играли предпринимателей, становятся работниками, а те, кто был работниками, играют роль предпринимателя.
Предприниматели могут объединяться в группы фирм (корпорации) для более быстрого завоевания рынка труда. Но в этом случае объединившиеся предприниматели должны платить в банк 5% получаемой прибыли.
Работники также могут объединиться в Ассоциацию работников (профсоюз) и отстаивать свои профессиональные права перед лицом предпринимателей, оплачивая Ассоциации взнос в размере 200 монет в год. В случае безработицы ассоциированные работники получают дополнительное пособие по безработице в размере 200 монет в месяц.
|
|
Критерии оценки деятельности игроков. Деятельность игроков оценивается по общим итогам игры. Кроме того, можно провести оценивание коммуникативных навыков участников по 10-балльной шкале. Для этого в кон-
це игры проводится взаимный социологический опрос участников, которые должны оценить тех, с кем им удалось вступить в деловое общение во время игрового взаимодействия.
Представление ролей. Игровые роли предъявляются участникам в виде инструкций, которые целесообразно оформить в письменном виде.
Формы взаимодействия игроков. Участники взаимодействуют, устно проводя предварительные переговоры и согласовывая условия найма, и письменно оформляя достигнутые соглашения с помощью бланков контрактов. Письменно ведется и лицевой счет. Обращение в институт повышения квалификации устное, а получение очередного профессионального разряда оформляется письменным сертификатом.
Действия игроков. Игроки вправе заключать любое количество контрактов и повышать свой профессиональный уровень до максимально возможного при наличии необходимых денежных средств. Работник может перейти в категорию «предприниматель» при наличии необходимой суммы денег, а предприниматель при пассивной экономической деятельности может быть объявлен банкротом и перейти в категорию «безработных».
Катализаторы. Для поддержания высокого эмоционального напряжения руководитель игры вправе изменить нормативы перехода в категорию «предприниматель» и ужесточить (или понизить) требования к предпринимателям.