Международный пролетариат и война

Из речи в Стокгольме 1 мая 1912 г. 36

Сегодня наш великий день, день, когда солидарность интернационального пролетариата выражается во всем мире массовыми демонстрациями. И разве это не признак все растущей солидарности, что я, чужестранка из дале­кой России, могу стоять здесь сегодня и на немецком языке, который является ни моим, ни вашим родным языком, передать вам привет от русского пролетариата.

Русский пролетариат вместе с пролетариатом всего мира протестует против всех войн. Ведь известно, что пролетариат не знает никаких национальных границ. Он признает лишь две «нации» в цивилизованном мире: эксплуататоров и эксплуатируемых.

Капиталисты всегда говорят: «Мы должны воору­жаться, потому что нам грозит война!» И они указывают на свои священные символы: милитаризм на суше, ми­литаризм на воде и милитаризм в воздухе. Они вызывают призрак войны, чтобы поставить его между собою и крас­ным призраком. Они призывают к войне, чтобы изба­виться от призрака социальной революции.

Но Интернационал отвечает им единым призывом: «Долой войну!» Рабочие знают, что за угрозой войны стоит капиталистическое государство, которое хочет обре­менить народ новыми налогами, стоит военная промыш­ленность, которая хочет увеличить свои прибыли. Нам еще памятен тот скандал, который разыгрался несколько лет тому назад во Франции, когда французские капиталисты обманным путем заставили военного министра Германии разместить у них новый заказ на военное снаряжение. Они распространили слух, что французское военное мини­стерство заказывало новые боеприпасы, новые пушки, новые пулеметы. А немецкий военный министр, кото­рый не хотел уступать французскому, сразу обратился к французским капиталистам и поместил такой же заказ.


Только потом выяснилось, что слухи эти оказались сплошным блефом!

Во Франции капиталисты говорят пролетариям: «От­правляйтесь с нами в Сахару и оккупируйте ее. Там, в пу­стыне, вы найдете все то, чего нам дома недостает». А здесь, в Швеции, шведские капиталисты все снова твер­дят о старой избитой угрозе: «Не забывайте опасности со стороны России,— мы должны вооружаться!»...

И даже если царизм, если русские капитали­сты на самом деле осмелились бы напасть на Швецию, то все же мы еще существуем! Мы, пролетарии! Разве мы не пережили кризис в Марокко?37 и кто тогда помешал угрожающей вспышке войны? Да, международный проле­тариат, который бросил клич немецким и французским правительствам, немецким и французским капиталистам: «Ни одного шага дальше! Мы стоим здесь, и если капита­листы посмеют вести войну, то красный призрак превра­тится в социальную революцию, и тогда вы сами будете отвечать за это!»

Да, социальная революция! Первое мая — это между­народный праздник, который отмечается во всех странах, даже в России. Первое мая является подготовкой социаль­ной революции, проверкой мобилизации сил рабочего класса. И рабочие всего мира едины, они говорят: «Мы го­товы к борьбе!»

Социальная революция неизбежна. Пусть буржуазия, пусть капиталисты говорят о врастании социализма в су­ществующий строй! Ничего подобного не может про­изойти. Можно ли говорить о таком врастании, когда в Лондоне ежегодно 200 тысяч человек умирают в трущобах и рабочих заведениях? Может ли стоять вопрос о враста­нии, когда в Париже постоянно 500 тысяч лиц ходят без работы?

Следовало бы также рассмотреть значительные собы­тия последних лет, забастовки и локауты, а в первую оче­редь растущую боевую готовность пролетариата! Еще ка­ких-то десять лет тому назад мы вряд ли могли бы себе представить события последнего времени.

Началось это с русской революции. К сожалению, ре­акция в России была слишком сильна и революция была подавлена. Но тогда красный призрак перекинулся в Швецию, и тут вспыхнула всеобщая забастовка, которая, несмотря на все связанные с ней бедствия, несмотря на


всю нужду, все же явилась моральной победой для швед­ского пролетариата. Весь Интернационал мог тогда впер­вые убедиться в том, какое значение имеет такая массовая забастовка.

А затем уже вспыхнули забастовки во Франции и Англии. Никогда раньше в истории не имела места заба­стовка таких гигантских размеров, как в Англии, где один миллион людей единодушно оставили работу, чтобы отстаивать требования своего класса.

Таким образом, мы видим, как сила пролетариата растет из года в год. И если буржуазия говорит о войне, то мы отвечаем тысячами голосов организованных рабо­чих: «Мы не хотим войны! Мы требуем мира! Долой войну! Да здравствует социальная революция!»

Перевод со шведского. «Social-Democraten»

2. V. 1912. На русском язы­ке публикуется впервые.


«ЖЕНСКИЙ ДЕНЬ»38

Февраль 1913 г.

Что такое «женский день»? Кому он нужен? Не уступ-ка-ли это женщинам буржуазного класса, феминисткам, равноправкам? Не вредит-ли он единству рабочего движения?

Такие вопросы еще слышатся в России, за грани­цей же их уже нет. На них сама жизнь успела дать яр­кий, красноречивый ответ.

«Женский день» — это звено длинной, прочной цепи женского рабочего движения. Растет, с каждым годом растет организованная армия работниц. Двадцать лет тому назад работницы небольшими группками теснились в профессиональных союзах и лишь как светлые, одино­кие пятна мелькали в рядах рабочей партии... Сейчас в Англии числится более 292 тысяч работниц в союзах, в Германии около 200 тысяч в профессиональном движе­нии и 150 тысяч в рабочей партии; в Австрии — 47 тысяч в союзах и почти 20 тысяч в партии. В Италии, Венгрии, Дании, Швеции, Норвегии, Швейцарии — всюду органи­зуются женщины рабочего класса. Почти миллион охваты­вает организованная женская социалистическая армия. Это сила! И с ней приходится считаться сильным мира сего, когда дело идет о дороговизне жизни, о страховании материнства, о детском труде, о законах, охраняющих жен­скую работу.

Было время, когда рабочие полагали, что они одни на своих плечах вынесут тяжесть борьбы с капиталом, справятся сами, без женщин, со «старым миром». Но по мере того, как женщина рабочего класса вступала в ряды продавцов рабочей силы, гонимая нуждой, безработицей мужа или отца,— проникались и рабочие сознанием, что оставить женщину позади, в рядах «несознательных» — значит вредить своему делу, тормозить его. Чем более соз­нательных борцов, тем вернее и успех. А какая сознатель-


ность у женщины, что сидит у печки, что не имеет ника­ких прав в обществе, в государстве, в семье? Нет у нее своей «думы»! Все как велит отец или муж...

Нет, невыгодны, прямо вредны рабочему классу отста­лость и бесправие женщины, забитость и равнодушие ее. Но как же втянуть работницу в движение, как разбу­дить ее?

Не сразу нашла социал-демократия за границей пра­вильный путь. Двери рабочих организаций стояли широко открытыми перед работницами, а те лишь редкими едини­цами проходили туда. Почему ото?

Потому, что не сразу понял рабочий класс, что жен­щина-работница — самый бесправный, самый обездолен­ный член класса. Что веками запугана, загнана, затрав­лена женщина, что для того, чтобы разбудить ее мысль, для того, чтобы громче и бодрее застучало ее сердце, надо найти особые, ей, как женщине, понятные слова. Не сразу распознали рабочие, что женщина в этом мире бесправия и эксплуатации угнетаема не только как продавец рабо­чей силы, но и как мать, как женщина... Но когда рабочая социалистическая партия это поняла, она смело выступи­ла с двойной защитой — женщины, как наемной работ­ницы, и женщины, как матери.

Во всех странах начали социалисты выставлять тре­бования специальной охраны женского труда, обеспече­ния страхования материнства и детства, политических прав для женщин, защиты женских интересов.

И чем отчетливее понимала рабочая партия эту свою вторую задачу по отношению к работницам, тем охотнее шли женщины в ряды партии, тем яснее было для них, что она и есть их истинная защитница, что рабочий класс борется и за их, чисто женские наболевшие нужды... Сами работницы, организованные и сознательные, рабо­тали много для уяснения этой задачи. И сейчас главная работа по привлечению новых членов работниц к социали­стическому движению лежит на женщинах. В партиях всех стран имеются сейчас свои особые женские коми­теты, секретариаты, бюро. Эти женские комитеты с одной стороны ведут работу среди малосознательных женских масс, будят сознание работниц, втягивают их в организа­цию. С другой — разрабатывают те вопросы и требования, которые касаются ближе всего женщин: охрана и обеспе­чение рожениц, законодательная нормировка труда жен-


щин, борьба с проституцией, с детской смертностью, тре­бование политических прав для женщин, улучшение квартирных условий, борьба с дороговизной жизни и т. д.

Таким образом, состоя членами партии, работницы бо­рются за общеклассовое дело, но вместе с тем намечают и выдвигают запросы и требования, которые ближе всего касаются их, как женщин, хозяек, матерей. А партия под­держивает эти требования и борется за них... Ведь запросы работницы — это же общерабочее дело!

В «Женский день» организованные работницы проте­стуют против своего бесправия.

Но, скажут некоторые, к чему такое выделение ра­ботниц? К чему особые «женские дни», особые листки для работниц, собрания, совещания женщин рабочего класса? Не есть ли это все-таки уступка феминисткам, равноправ-кам?

Так могут думать только те, кто не знает коренного различия между движением социалисток и буржуазных равноправок.

Чего добиваются феминистки? Тех преимуществ, той власти, тех прав в капиталистическом обществе, какими сейчас обладают их мужья, отцы и братья.

Чего добиваются работницы? Уничтожения всяких преимуществ по рождению или богатству. Работнице все равно, кому дана эта власть «хозяина»: мужчине ли, жен­щине ли. Вместе со всем своим классом может она облег­чить свое положение труженицы.

Феминистки требуют равноправия всегда и повсюду. Работницы отвечают им: мы требуем прав для каждого гражданина и гражданки, но мы не позволим забыть, что мы не только работницы и гражданки, мы — матери! И как матери, как женщины — носительницы будущего, мы тре­буем особой заботы о себе и о детях наших, особой защиты со стороны государства и общества.

Феминистки добиваются политических прав. Но и здесь дороги расходятся.

Для буржуазных женщин политические права — лишь способ возможно удобнее, прочнее устроиться в мире, построенном на эксплуатации рабочего люда. Для жен­щин-работниц — это ступень на той скалистой, трудной лестнице, которая ведет в желанное царство труда.

Пути работниц и буржуазных равноправок давно уже разошлись. Слишком разны задачи, какие ставит жизнь


у тех и у других, слишком противоположны интересы ра­ботницы и хозяйки, прислуги и «госпожи»... Нет и не мо­жет быть точек общения, примирения, слияния... Поэтому не должны страшить рабочих ни отдельные женские дни, ни специальные собрания работниц, ни особая газета для них.

Вся особая, выделенная работа среди женщин рабо­чего класса — это лишь способ разбудить работницу, при­соединить ее к ряду борцов за лучшее будущее... Не рас­колу, а единению рабочего класса служат женские дни и вся кропотливая, медленная работа для пробуждения са­мосознания работницы.

Пусть же с радостным чувством, что они служат обще­классовому делу и борются вместе с тем за свое женское освобождение, присоединятся работницы к женскому дню38.

«Правда», № 40 (244), 17 февраля 1913 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: