В этом библиографическом списке представлены основные евангельские систематические богословия на английском языке, а также несколько кратких руководств по христианскому учению. За исключением двух католических богословов (Макбрайна и Отта), все авторы, перечисленные в этом списке, в основном придерживаются «консервативно-евангельских» богословских воззрений1.
Arminius, James. The Writings ofJames Arminius. 3 vols. Vols. 1 and 2 trans, by James Nichols. Vol. 3 trans, by W. R. Bagnell. Grand Rapids: Baker, 1956.
Арминий (1560—1609) был пастором реформатской церкви в Амстердаме, а позднее — профессором богословия в Лейденском университете. Несогласие Ар-миния с некоторыми основными принципами кальвинизма вызвало в Нидерландах бурную полемику, продолжавшуюся и спустя много лет после его смерти. Его идеи легли в основу учения, известного ныне как «арминианство», оно продолжает существовать в уэслианскои и методистской церквах, а также во многих других протестантских конфессиях. Хотя это собрание сочинений, составленное после смерти Арминия, не является систематическим богословием в строгом смысле слова, в нем действительно обсуждаются наиболее важные богословские темы.
|
|
Bavinck, Herman. The Doctrine of God. Trans, by William Hendriksen. Grand Rapids: Eerdmans, 1951. Reprint edition: Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977.
Bavinck, Herman. Our Reasonable Faith. Trans, by Henry Zylstra. Grand Rapids: Eerdmans, 1956. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1977.
Bavinck, Herman. The Philosophy of Revelation. Trans, by Geerhadus Vos, Nikolas Steffens, and Henry Dosker. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1979. First published 1909 by Longmans, Green and Co.
1 Весьма полезная и более подробно аннотированная библиография, включающая сведения о трудах некоторых известных ученых либеральной школы, содержится в книге: John Jefferson Davis, Theology Primer (Grand Rapids: Baker, 1981), pp. 74-79; см. также его «Brief Guide to Modern Theologians», pp. 39—55. Кроме того, краткие сведения о выдающихся богословах, принадлежащих к различным богословским традициям, можно найти в книге: Millard Erickson, Concise Dictionary of Christian Theology (Grand Rapids: Baker, 1986).
Аннотированный библиографический список
Бавинк (1854—1921) — голландский богослов и выдающийся оратор своего времени, с блеском отстаивавший богословские позиции реформатской церкви. Его фундаментальное четырехтомное систематическое богословие, Gereformeerde Dogmatiek, еще жцет своего перевода на английский язык (пока переведен только том 2, The Doctrine of God).
Berkhof, Louis. Introduction to Systematic Theology. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1979. First published by Eerdmans, 1932.
Berkhof, Louis. Systematic Theology. Fourth edition, Grand Rapids: Eerdmans, 1939.
Образцовое реформатское пособие по систематическому богословию, написанное Беркхофом (1873—1957). Эта книга представляет собой настоящий кладезь информации и, вероятно, является наиболее полезным однотомным систематическим богословием, пригодным для использования сторонниками любых богословских направлений.
|
|
Berkouwer, G. С. Studies in Dogmatics. 14 vols. (1952-1976).
Berkouwer, G. С The Church. Trans, by James E. Davidson. Grand Rapids: Eerdmans, 1976.
Berkouwer, G. С Divine Election. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerdmans, 1960.
Berkouwer, G. C. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1954.
Berkouwer, G. С Faith and Perseverance. Trans, by Robert D. Knudsen. Grand Rapids: Eerdmans, 1958.
Berkouwer, G. C. Faith and Sanctification. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.
Berkouwer, G. C. General Revelation. (Автор перевода не указан.) Grand Rapids: Eerdmans, 1955.
Berkouwer, G. С Man: The Image of God. Trans, by Dirk W. Jellma. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.
Berkouwer, G. C. Holy Scripture. Trans, and edited by Jack B. Rogers. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.
Berkouwer, G. C. The Person of Christ. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerdmans, 1954.
Berkouwer, G. C. The Providence of God. Trans, by Louis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.
Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Mar-lin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.
Berkouwer G. C. The Sacraments. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerdmans, 1969.
Berkouwer, G. С Sin. Trans, by Philip С Holtrop. Grand Rapids: Eerdmans, 1971.
Berkouwer, G. C. The Work of Christ. Trans, by Cornelius Lambregtse. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.
Фундаментальные современные исследования реформатского богослова, профессора систематического богословия в Свободном университете Амстердама.
Аннотированный библиографический список
Bloesch, Donald G. Essentials of Evangelical Theology. 2 vols., New York: Harper & Row, 1978-1979.
Труд современного богослова, придерживающегося в целом реформатского направления, однако высказывающегося о доктринах избрания и авторитета Писания значительно менее определенно, чем другие авторы, охарактеризованные в этом указателе как «реформатские». (Недавно Блёш приступил к публикации многотомного систематического богословия.)
Boice, James Montgomery' Foundations of the Christian Faith. Revised one-volume edition. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.
Современное реформатское руководство по систематическому богословию, написанное богословом-пастором Десятой пресвитерианской церкви, Филадельфия. Эта книга написана доступным языком, легко читается и содержит полезные рекомендации о применении доктрин вероучения в жизни. Ранее она издавалась в четырех отдельных томах: The Sovereign God(1978), God the Redeemer (1978), Awakening to God (1979) и God and History (1981).
Boyce, James Pettigru. Abstract of Systematic Theology. Reprint edition: Christian Gospel Foundation, n.d. First published 1887.
Баптистское систематическое богословие, являющееся в то же время реформатским по доктринальному направлению. Бойс (1827—1888) был президентом и профессором систематического богословия в Южной баптистской семинарии, Луисвилл, Кентукки.
Buswell, James Oliver, Jr. A Systematic Theology of the Christian Religion. 2 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1962-1963.
Реформатское систематическое богословие.
Calvin, John. Institutes of the Christian Religion. 2 vols. Ed. by John T. McNeill. Trans, and indexed by Ford Lewis Battles. The Library of Christian Classics, Vols. 20—21. Philadelphia: Westminster, 1960. Перевод с издания 1559 г., сверенный с более ранними переводами.
Это лучший английский перевод сделанного Кальвином систематического изложения христианской веры. Кальвин (1509—1564) — французский реформат, ставший величайшим богословом Реформации и, по мнению многих, величайшим богословом в истории Церкви. В доктринальном отношении этот труд написан с реформатских позиций.
Carter, Charles W., ed. A Contemporary Wesleyan Theology: Biblical, Systematic, and Practical. 2 vols. Grand Rapids: Francis Asbury Press (Zondervan), 1983.
Это сборник из 24 очерков, посвященных основным доктринальным темам. Его авторы — богословы, представляющие широкий спектр консервативных уэс-лианских конфессий и ассоциаций. В сборник включено также несколько очерков на темы практического богословия и этики. Чарлз Картер, редактор и автор четырех статей этого сборника, является профессором религии и миссионерства в Марионском университете, Индиана.
Chafer, Lewis Sperry. Systematic Theology. 7 vols, plus index vol. Dallas: Dallas Seminary Press, 1947-1948.
Chafer, Lewis Sperry. Systematic Theology: Abridged edition. 2 vols. Ed. by John F. Walvoord, Donald K. Campbell, and Roy B. Zuck. Wheaton: Victor, 1988.
Аннотированный библиографический список _______________ 1385
Чефер (1871-1952) — первый президент Даласской богословской семинарии. Издание в семи томах является наиболее подробным диспенсационалистским систематическим богословием. Двухтомник представляет собой сокращенный вариант этого издания.
|
|
Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Creator. Joplin, Mo.: College Press, 1983.
Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Ruler. Joplin, Mo.: College Press, 1984.
Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Redeemer. Joplin, Mo.: College Press, 1987.
Коттрелл — глубокий, умеющий хорошо выражать свои мысли арминиан-ский богослов, который преподает в Библейской семинарии Цинциннати (Христианская церковь/Церкви Христа). Я индексировал эти тома как 1 (God the Creator), 2 (God the Ruler) и 3 (God the Redeemer).
Dabney, Robert L. Discussions: Evangelical and Theological. London: Banner of Truth, 1967. Reprint of 1890 edition.
Dabney, Robert L. Systematic Theology. Edinburgh: Banner of Truth, 1985. Reprint of 1878 edition.
Пресвитерианин, занимавший строго реформатскую позицию, Дабни (1820— 1898) был профессором богословия. Кроме того, он служил капелланом, а во время Гражданской войны в США был начальником штаба у генерала Томаса Джексона.
Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. 2 vols. Revised and corrected by Edward Hickman. Edinburgh: Banner of Truth, 1974. Reprint of 1834 edition.
Эдварде (1703—1758) был пастором в Нортгемптоне, Массачусетс, а за месяц до смерти стал президентом Принстона. Многие считают его величайшим американским философом-богословом. Он не написал полного систематического богословия, но в его трудах освещаются почти все богословские темы. Эдварде придерживался строго реформатских воззрений, а глубокая мысль сочеталась у него с сердечной преданностью Христу. (Новое издание трудов Эдвардса находится в процессе публикации в издательстве «Yale University Press».)
Erickson, Millard. Christian Theology. Grand Rapids: Baker, 1985.
Весьма основательное и четко изложенное новейшее пособие по систематическому богословию, отражающее баптистские воззрения. Эриксон, занимавший ранее должность академического декана в Вефильской богословской семинарии в Сент-Поле, Миннесота, преподает ныне в Юго-Западной баптистской семинарии в Форт-Уэрте, Техас. Эта книга включает описания всех основных тенденций в современном неевангельском богословии и содержит полезные материалы для практического использования.
Finney, Charles G. Finney's Lectures on Systematic Theology. Ed. by J. H. Fairchild. Grand Rapids: Eerdmans, 1953. Reprint of 1878 edition.
|
|
Финни (1792—1875) был президентом Оберлинского университета в 1851— 1866 гг. Не отражая какую-либо одну богословскую позицию, этот труд дает представление о некоторых сильных арминианских доводах. Особое внимание уделено личной святости и перфекционизму (высокой требовательности к себе
Аннотированный библиографический список
и другим). Не является полным систематическим богословием, поскольку многие темы не освещены.
Garrett, James Leo. Systematic Theology: Biblical, Historical, Evangelical. 2 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1990, 1995.
Гарретт — профессор богословия в Юго-Западной баптистской богословской семинарии в Форт-Уэрте, Техас. В своем труде Гарретт широко и весьма добросовестно ссылается как на евангельских, так и на неевангельских авторов, хотя сам он твердо стоит на евангельских позициях. Несмотря на свои баптистские убеждения, он уделяет значительно больше внимания ясному изложению различных точек зрения, а не доводам в защиту собственной позиции. Эти два тома, насчитывающие в общей сложности 1530 страниц, являются чрезвычайно ценным источником исторических, библиографических и библейских сведений о каждой из рассматриваемых в них доктрин.
Gill, John. Complete Body of Doctrinal and Practical Divinity. 2 vols. Grand Rapids: Baker, 1978. First published as A Body of Doctrinal Divinity (1767) and A Body of Practical Divinity (1770).
Джилл (1697—1771) был весьма влиятельным баптистским пастором, плодовитым писателем и уважаемым богословом в XVIII в. в Англии. Его воззрения на верховную власть Бога были реформатскими (или кальвинистскими). Его книга The Cause of God and Truth (1735-1738; reprinted Grand Rapids: Baker, 1981) является одним из лучших произведений в защиту кальвинистского учения.
Henry, Carl F. H. God, Revelation and Authority. 6 vols. Waco, Tex.: Word, 1976— 1983.
Солидный труд, содержащий подробные ссылки на сотни других богословских позиций. Хенри — ведущий евангельский богослов, наиболее сильными сторонами которого являются апологетика и философское богословие.
Нерре, Heinrich. Reformed Dogmatics: Set Out and Illustrated From the Sources. Rev. and ed. by Ernst Bizer. Trans, by G. T Thompson. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1978. First published 1861. Английский перевод впервые опубликован в 1950 г.
Хеппе (1820—1879) — немецкий ученый, собравший и обильно процитировавший в своем труде работы ранних реформатских богословов. Распределение цитат по темам систематического богословия делают эту книгу ценным источником.
Hodge, Charles. Systematic Theology. 3 vols. Reprint edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1970. First published 1871-1873.
Фундаментальное реформатское систематическое богословие, широко использующееся и в наши дни. Ходж (1797—1878) был профессором систематического богословия в Принстонской богословской семинарии.
Lewis, Gordon R., and Bruce Demarest. Integrative Theology. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1987-1994.
Льюис и Демарест — профессора систематического богословия Денверской семинарии в Колорадо (Консервативная баптистская семинария). Это превосходный современный труд, в котором исторические, библейские, апологетические и практические материалы составляют единое целое с систематическим богословием.
Аннотированный библиографический список
Litton, Edward Arthur. Introduction to Dogmatic Theology. New edition, ed. by Philip E. Hughes. London: James Clarke, 1960. First published 1882-1892.
Нормативное англиканское (или епископальное) систематическое богословие, написанное в XIX в. евангельским британским богословом Литтоном (1813— 1897).
McBrien, Richard P. Catholicism. 2 vols. Minneapolis: Winston Press, 1980. '
Авторитетное и подробное изложение католического учения, отражающее изменения, происшедшие после II Ватиканского собора. Содержит библиографию к каждой главе.
Miley, John. Systematic Theology. 2 vols. Library of Biblical and Theological Literature. \bls. 5-6. New York: Eaton and Mains, 1892-1894. Reprint: Peabody, Mass.: Hendriksen, 1989.
Это, пожалуй, наиболее академичное и подробное арминианское систематическое богословие. Майли был профессором семинарии в Мэдисоне, Нью-Джерси.
Milne, Bruce. Know the Truth. Leicester: InterVarsity Press, 1982.
Содержательное, ясно написанное изложение христианского учения, пользующееся широкой популярностью у студентов. Милн преподавал библейское и историческое богословие в Спердженском университете, Лондон.
Mueller, John Theodore. Christian Dogmatics. St. Louis: Concordia, 1934.
Сокращенный перевод труда Франсиса Пайпера Christliche Dogmatik (Христианская догматика), сделанный профессором систематического богословия Конкордийской семинарии Сент-Луиса (Синодальная лютеранская семинария штата Миссури). Блестящее изложение традиционного лютеранского богословия.
MuIIins, Edgar Young. The Christian Religion in Its Doctrinal Expression. Philadelphia: Judson Press, 1917.
Евангельское систематическое богословие Маллинза (1860—1928), бывшего президента Южной баптистской семинарии в Луисвилле, Кентукки.
Murray, John. Collected Writings of John Murray. 4 vols. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976-1982.
Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Reprint edition: Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977. First published Grand Rapids: Eerdmans, 1959.
Murray, John. Principles of Conduct. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.
Mnrray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955.
Мюррей (1898—1975) был профессором систематического богословия в Вестминстерской семинарии в Филадельфии и одним из наиболее ярких современных представителей реформатского богословия.
Oden, Thomas. The Living God. Systematic Theology, \Ы. 1. San Francisco: Harper & Row, 1987.
Оден — методистский богослов, отказавшийся от своих прежних либеральных богословских убеждений и занявший консервативную евангельскую позицию. В своем труде он широко использует высказывания богословов раннехристианской Церкви.
1388 _____________ Аннотированный библиографический список
Olson, Arnold Т. This We Believe: The Background and Exposition of the Doctrinal Statement of The Evangelical Free Church of America. Minneapolis, Minn.: Free Church Publications, 1961.
Руководство по христианскому учению, основанное на широко распространенном изложении веры Евангелической свободной церкви Америки. Олсон был первым президентом Евангелической свободной церкви.
Ott, Ludwig. Fundamentals of Catholic Dogma. Ed. by James Canon Bastible. Trans, by Patrick Lynch. St. Louis: Herder, 1955. First published in German in 1952.
Нормативное руководство по традиционному римско-католическому богословию.
Packer, J. I. Concise Theology: A Guide to Historic Christian Beliefs. Wheaton, 111.: Tyndale House, 1993.
Название этой захватывающей книги полностью оправдывает ожидания, ибо Пакер, англиканец с твердыми реформатскими убеждениями, умеет сказать многое в немногих словах. Он является профессором богословия Риджентского университета, Ванкувер, Британская Колумбия, и одним из наиболее уважаемых евангельских богословов нашего времени.
Pieper, Francis. Christian Dogmatics. 4 vols. Trans, by Theodore Engelder et al. St. Louis: Concordia, 1950-1957. First published in German in 1917-1924.
Это нормативное систематическое богословие традиционного лютеранства. Пайпер (1852—1931) был богословом Миссурийского синода и профессором Кон-кордийской семинарии в Сент-Луисе.
Pope, William Burt. A Compendium of Christian Theology. 2d ed. 3 vols. New York: Phillips and Hunt, n.d.
Этот труд, впервые опубликованный в 1875—1876 гг., является крупнейшим систематическим богословием, написанным с уэслианских, или арминианских, позиций.
Purkiser, W. X, ed. Exploring our Christian Faith. Kansas City, Mo.: Beacon Hill Press, 1960.
Наиболее популярное арминианское систематическое богословие, в создании которого участвовало несколько авторов.
Ryrie, Charles. Basic Theology. Wheaton, 111.: Victor, 1986.
Прекрасное введение в систематическое богословие, написанное с диспен-сационалистских позиций бывшим профессором систематического богословия Даласской богословской семинарии.
Shedd, William G. Т. Dogmatic Theology. 3 vols, in 4. Reprint edition: Minneapolis: Klock and Klock, 1979. Originally published by Charles Scribner's Sons, 1889.
Полезное реформатское систематическое богословие, написанное Шеддом (1820—1894), бывшим профессором Богословской семинарии в Нью-Йорке. (Следует отметить, что весь курс систематического богословия изложен в томах I и II, а том III содержит дополнительные материалы ко всем разделам томов I и II. Индексация тома III оставляет желать лучшего.)
Strong, Augustus H. Systematic Theology. Valley Forge, Pa.: Judson Press, 1907.
Стронг (1836—1921) был президентом и профессором богословия в Рочес-терской богословской семинарии, а в 1905—1910 гг. — первым президентом Северной баптистской конвенции. Этот текст широко использовался в баптист-
Аннотированный библиографический список _______________ 1389
ских кругах почти на всем протяжении XX в., пока его популярность не затмил труд Милларда Эриксона Christian Theology (1983—1985).
Thiessen, Henry Clarence. Introductory Lectures in Systematic Theology. Rev. by \fernon D. Doerksen. Grand Rapids: Eerdmans, 1977. First published 1949.
Евангельское систематическое богословие, написанное бывшим руководителем аспирантуры в Уитонском университете. Богословские позиции Тиссена можно охарактеризовать как баптистские и диспенсационалистские.
Thomas, W. H. Griffith. The Principles of Theology: An Introduction to the Thirty-Nine Articles. Fifth edition, revised. London: Church Book Room Press, 1956. (First published 1930.)
Несмотря на то что эта книга основывается на англиканских «Тридцати девяти статьях», она является прекрасным вводным текстом к христианской доктрине даже для тех, кто не принадлежит к англиканской традиции. На протяжении многих лет этот труд широко использовался в британских евангельских кругах. Томас (1861-1924) был ректором Уиклиф-Холл, Оксфорд, а затем профессором Ветхого Завета в Уиклифском университете, Торонто. Кроме того, незадолго до своей смерти он сыграл определенную роль в основании Даласской семинарии.
Thornwell, James Henley. The Collected Writings of James Henley Thornwell. 4 vols. Ed. by John B. Adger. New York: Robert Carter and Brothers, 1871-1873. Reprint edition: Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1974.
Торнуэлл (1812-1862) был реформатским богословом и профессором богословия в пресвитерианской богословской семинарии в Колумбии, Южная Каролина.
Turretin, Francis. Institutes of Elenctic Theology. 3 vols. Trans, by George Musgrave Giger. Ed. by James T Dennison, Jr. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1992—. (Два тома находятся в печати.)
Тарретин (1623—1687) более тридцати лет преподавал в Женевской академии. Его труд, написанный на латыни, считается одним из наиболее полных из всех когда-либо опубликованных изложений кальвинистского богословия. Он был переиздан (на латыни) в 1847 г. и широко использовался как богословское руководство американскими пресвитерианами, особенно Чарлзом Ходжем в Прин-стоне. Джордж Джайгер перевел «Установления» Тарретина в середине XIX в., однако этот перевод оставался неопубликованным более столетия. Джеймз Ден-нисон из Вестминстерской семинарии проделал огромную редакторскую работу, чтобы это великое богословие стало в конце концов доступным англоязычным читателям.
Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. N.p.: Presbyterian and Reformed, 1976.
В этой книге представлены рассуждения Ван Тиля о природе систематического богословия, откровении и об учении Бога. Ван Тиль — реформатский богослов и философ, преподававший в Вестминстерской богословской семинарии в Филадельфии и получивший широкую известность как создатель «предпосылоч-ной» системы апологетики.
Warfield, Benjamin В. Biblical and Theological Studies. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1976.
Аннотированный библиографический список
Warfield, Benjamin В. Christology and Criticism. London and New York: Oxford University Press, 1929.
Warfield, Benjamin B. The Inspiration and Authority of the Bible. Ed. by Samuel G. Craig. Introduction by Cornelius Van HI. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967.
Warfield, Benjamin B. The Lord of Glory. New York: American Tract Society, 1907.
Warfield, Benjamin B. Perfectionism. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1958.
Warfield, Benjamin B. The Person and Work of Christ. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950.
Warfield, Benjamin B. The Plan of Salvation. Rev. ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1942.
Warfield, Benjamin B. Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfield. 2 vols. Nuttley, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1970-1973.
Warfield, Benjamin B. Studies in Theology. New York: Oxford University Press, 1932.
Уорфилд (1851—1921) был реформатским богословом, преподававшим Новый Завет и систематическое богословие в Принстонской богословской семинарии в 1887—1921 гг. По мнению многих, он был одним из величайших американских богословов.
Watson, Richard. Theological Institutes. 2 vols. New York: G. Lane and P. Sandford, 1843. First published 1823.
Это первое методистское систематическое богословие. Уотсон (1781—1833) занимал арминианскую богословскую позицию.
Wiley, H. Orton. Christian Theology. 3 vols. Kansas City, Mo.: Nazarene Publishing House, 1940-1943.
Современное арминианское систематическое богословие, написанное богословом, пользующимся большим авторитетом в Назорейской церкви. Пожалуй, это лучшее арминианское систематическое богословие, опубликованное в XX в., однако оно уступает в научном отношении труду Майли.
Williams, J. Rodman. Renewal Theology: Systematic Theology From a Charismatic Perspective. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1988—1992.
Уильяме — ученый харизматического направления, преподающий в Риджент-ском университете (бывшем университете CBN). В этом хорошо написанном богословии широко используются библейский текст и другая литература. Данный труд является первым опубликованным богословием, отражающим харизматическую точку зрения.
СЛОВАРЬ*
Абсолютная необходимость результата — представление о том, что искупление не было абсолютно необходимым, однако, будучи «результатом» решения Бога спасти некоторых людей, искупление было абсолютно необходимым.
Абсолютный авторитет — высший авторитет в жизни человека; авторитет, который не может быть поколеблен обращением к другому сколь угодно высокому авторитету.
Автограф — первоначальный вариант библейского документа.
Авторитарная теория — теория, согласно которой смерть Христа была не расплатой за наши грехи, а демонстрацией того факта, что, поскольку Бог является высшим нравственным авторитетом во вселенной, любое нарушение Его законов не должно оставаться безнаказанным.
Авторитет Писания — представление о том, что все слова в Писании принадлежат Богу, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие или неповиновение Богу.
Ад — место вечного осознаваемого наказания грешников.
Адопцианство — лжеучение, последователи которого утверждают, что Иисус был обычным человеком до крещения, а в момент крещения Бог «принял» Его как Своего «Сына» и наделил сверхъестественными силами; таким образом, это учение отрицает предвечное существование и божественную природу Иисуса.
Активное послушание — понятие, обозначающее полное повиновение Христа Богу на протяжении Его земной жизни, благодаря чему была заслужена праведность, которую Бог вменяет тем, кто верит в Христа.
Актуальный призыв — действие божественной благодати, обращенное к конкретному человеку и приводящее его к спасению.
Амилленаризм — воззрение, отрицающее буквальное понимание тысячелетнего царствования Христа на земле до последнего суда и установления вечного царства; согласно этому воззрению, библейские упоминания тысячелетнего царствования в Отк. 20 описывают нынешнюю церковную эпоху.
Ангел Господень — форма, которую принимал Бог, чтобы предстать перед людьми, о чем говорится в различных эпизодах Писания.
Ангелы — сотворенные Богом духовные существа, обладающие нравственным суждением и высоким интеллектом, но не имеющие материальных тел.
* Составитель — Джефф Пёсуэлл.
Словарь
Аннигиляционизм — учение о том, что после смерти неверующие некоторое время подвергаются Божьему наказанию, а затем «аннигилируются», или уничтожаются, так что их существование прекращается. Согласно отдельным направлениям этого учения, аннигиляция происходит сразу после смерти.
Антихрист — «беззаконник», который откроется перед вторым пришествием Христа и вызовет великие страдания и преследования, но будет уничтожен Иисусом. Это понятие используется также для обозначения других деятелей, которые оказывают сопротивление Христу и являются предшественниками последнего антихриста.
Антропоморфный язык — язык, на котором, с человеческой точки зрения, говорит Бог.
Апокрифы — собрание книг, включенных в канон Писания католической церковью, но исключенных из канона протестантами (от греч. (тдкрьфо$, «тайные»).
Аполлинаризм — возникшая в IV в. ересь, приверженцы которой утверждали, что у Христа было человеческое тело, но разум и дух имели божественную природу Сына Божьего.
Апологетика — дисциплина, доказывающая истинность христианской веры с целью убеждения неверующих.
Апостол — высокий пост в раннехристианской церкви. В некоторых отношениях новозаветные апостолы были тождественны ветхозаветным пророкам и как таковые обладали правом записывать слова Писания.
Арианство — лжеучение, отрицающее божественность Иисуса Христа и Святого Духа.
Арминианство — богословская традиция, отстаивающая право людей на свободный выбор и отрицающая провиденциальный контроль над деталями всех событий.
Архангел — ангел, обладающий властью над остальными ангелами.
Аскетизм — образ жизни, характеризующийся отказом от благ материального мира.
Атрибуты существования — аспекты характера Бога, дающие представление о важнейших особенностях Его существования.
Атрибуты цели — аспекты характера Бога, имеющие отношение к формированию и осуществлению наших решений.
Безгрешное совершенство — существование, полностью свободное от греха; некоторые считают, что подобное состояние достижимо при жизни (см. также перфекционизм).
Безгрешность — учение о том, что Христос был не способен грешить.
Бесконечность — применительно к Богу это понятие означает, что Он свободен от каких-либо ограничений, которым подчиняются люди-и творение в целом.
Бесконечность в пространственном отношении — то же, что и вездесущность Бога.
Бесконечность во временном отношении — то же, что и вечность Бога.
Бесстрастность — учение, основанное на сомнительном толковании Деян. 14:16, согласно которому Бог лишен каких-либо чувств и страстей. Между тем
Словарь
Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог испытывает чувства, но эти чувства никогда не бывают греховными.
Бесы — согрешившие перед Богом падшие ангелы, непрерывно творящие в мире зло и поныне.
Библейское богословие — исследование учений отдельных авторов и разделов Библии и роли каждого учения в истории формирования Библии.
Благодать — благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего, кроме наказания.
Благость — учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.
Блаженство — учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отражает Его характер.
Бог — в Новом Завете — перевод греческого слова вебд, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Богу-Отцу.
Богодухновенно — перевод греческого слова вебяиеххгсод, которое в Библии используется метафорически, указывая на то, что слова Писания произнесены Богом.
Богословие Ветхого Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Ветхого Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Ветхого Завета.
Богословие Нового Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Нового Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Нового Завета.
Бодрствующие — ангелы (Дан. 4:10,14,20).
Божьи установления — вечные планы Бога, посредством которых, еще прежде сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит.
Вдохновение — понятие, указывающее на то, что слова Писания произнесены Богом. Учитывая невыразительность этого слова, обусловленную его обычным употреблением, в этом тексте мы отдаем предпочтение понятию «богодух-новенность».
Вездесущность — учение о том, что Бог не ограничен пространственными измерениями и присутствует в каждой точке Вселенной всем Своим существом, однако действует в различных местах по-разному.
Великая скорбь — выражение из Мф. 24:21, относящееся к великим испытаниям и страданиям накануне возвращения Христа.
Великий белый престол — выражение, связанное с оглашением окончательного приговора в Отк. 20:11—15.
Великое поручение — последние повеления Иисуса ученикам, зафиксированные в Мф. 28:18-20.
Вера — доверие к Богу, основанное на том, что мы верим Его слову (см. также спасительная вера).
Вера и практика — выражение, используемое людьми, которые, отрицая непогрешимость Библии, утверждают, что назначение Библии состоит только в том, чтобы рассказывать нам об этих двух предметах.
Верность — учение, согласно которому Бог всегда верен Своему слову и неизменно исполняет Свои обещания.
45 Зак 360?
Словарь
Верование — в современной культуре это понятие обычно указывает на признание истинности чего-либо, например сведений о Христе, не обязательно включающее личную преданность этой истине или зависимость от нее. В Новом Завете значение этого понятия часто включает элемент преданности (ср.: Ин. 3:16; см. также вера).
Ветхий Завет — понятие, относящееся к Моисееву завету, заключенному на Синае и представлявшему собой детально расписанные законы, данные на время, чтобы удержать людей от греха и сохранить их для дальнейшего обращения к Христу.
Ветхозаветное действие Святого Духа — менее интенсивная деятельность Святого Духа, характеризующая Ветхий Завет до наступления Пятидесятницы (см. Святой Дух).
Вечеря Господня — одно из двух таинств, которые Иисус заповедал соблюдать Своей Церкви. Мы должны соблюдать это таинство на протяжении всей жизни в знак своего непрекращающегося общения с Христом.
Вечность — учение, согласно которому Бог в Своем существовании не имеет начала, конца или последовательности моментов, и, хотя все времена одинаково доступны Его взору, Он видит события во времени и действует во времени.
Взаимное дополнение — представление о том, что мужчины и женщины равны перед Богом, однако определенные роли руководителей и наставников в церкви должны исполняться мужчинами.
Взаимное подчинение — выражение, которое сторонники эгалитаризма используют для описания отношений, которые, по их мнению, должны существовать между мужем и женой, и предполагают определенную меру подчинения каждого из супругов друг другу. Такое понимание «взаимного подчинения» подрывает главенство, которое Библия отводит мужчине в супружеских отношениях.
Взаимодействие — аспект Божьего промысла, посредством которого Бог сотрудничает с сотворенными сущностями в каждом деле, направляя их отличительные свойства таким образом, чтобы побудить их действовать так, а не иначе.
Взятие на иебо — спасение (rapture от лат. rapio, «хватать, уносить») верующих, которым суждено быть с Христом во время Его второго пришествия.
Видение райского блаженства — истинное и реальное, хотя и не исчерпывающее, созерцание Бога, которое будет доступно на небе.
Видимая церковь — церковь, какой ее видят на земле христиане. По той причине, что в наших сердцах читает только Бог, видимая церковь всегда будет включать какое-то количество неверующих (см. также церковь).
Власть церкви — данное Богом право церкви вести духовную войну, провозглашать Евангелие и поддерживать церковную дисциплину.
Вмененная праведность — праведность, которой Бог реально наделяет нас, изменяя тем самым нашу сущность. Католическая церковь считает, что оправдание включает в себя подобный акт, тогда как в протестантизме оправдание рассматривается как декларация Бога, имеющая силу закона.
Вменять — приписывать кому-либо некое свойство или вину. Бог рассматривает грех Адама как наш грех, и потому «вменяет» его нам, но в деле оправдания Бог рассматривает праведность Христа как нашу праведность, и потому взаимодействует с нами на этом основании.
Словарь
Внешнее призвание — евангельский призыв, ставший известным благодаря человеческому провозглашению Евангелия и адресованный всем людям. Именующийся также «общим призванием» или «евангельским призывом», этот призыв может быть отвергнут людьми.
Внутреннее ощущение Бога — инстинктивная уверенность в существовании Бога, имеющаяся у всех людей.
Внутреннее призвание — то же, что и актуальный призыв.
Возвышение Христа — одно из двух «состояний» Христа (другое — уничижение). Состояние возвышения включает четыре аспекта Его работы: воскресение, вознесение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе.
Возложение рук — действие, в Новом Завете часто сопровождающее молитву и являющееся средством личного служения отдельным людям.
Вознесение — вознесение Иисуса на небо на сороковой день после воскресения.
Возраст ответственности — понятие, используемое некоторыми богословами для обозначения момента в человеческой жизни, до наступления которого (по их мнению) человек не несет ответственности за грех и не считается виновным перед Богом.
«Во имя Иисуса» — понятие, относяшееся к молитве, направляемой Иисусом и согласующейся с Его характером.
Воля — атрибут Бога, проявляющийся в принятии решений об осуществлении определенных действий, необходимых для жизнедеятельности Его Самого и всего творения.
Воплощение — деяние Бога-Сына, заключающееся в том, что Он принял человеческую природу.
Воскресение — воскресение из мертвых в новый вид жизни, не подверженной болезням, старению, дряхлению и смерти.
Воскресение с Христом — выражение, указывающее на один из аспектов единения с Христом, благодаря которому человек начинает жить новой духовной жизнью, а его характер и личность изменяются после обращения в веру.
«Восстает в славе» — выражение, характеризующее наши воскрешенные тела, которые будут являть всю полноту силы, предназначавшейся людям при их сотворении Богом (см. воскресение).
Восточная церковь — значительная часть церкви, известная ныне как Православная церковь, отделившаяся от Западной (Римско-католической) церкви в 1054 г.
«Во Христе» — понятие, обозначаюшее целый ряд отношений между верующими и Христом, благодаря которым христиане пользуются благами спасения.
Временное благословение — влияние Святого Духа и церкви, проявляющееся в том, что неверующие начинают выглядеть и говорить как истинные верующие, хотя в действительности таковыми не являются.
«В Святом Духе» — состояние осознанного пребывания в присутствии Бога.
Всемогущество — учение о том, что Бог может делать все, что пожелает Его святая воля (от лат. omni, «все», и potens, «могущественный»).
Всеобщее спасение — то же, что и неограниченное искупление.
Вторичная причина — свойства и действия сотворенных сущностей, вызывающие различные события в мире.
Словарь
Второе пришествие Христа — внезапное, личное, видимое, телесное возвращение Христа с неба на землю.
Второстепенное учение — учение, не оказывающее значительного воздействия на наше отношение к другим учениям и на нашу христианскую кизнь.
Генеральная ассамблея — в пресвитерианской системе церковного управления — государственный (или региональный) правящий орган.
Геология потопа — воззрение, объясняющее нынешнее геологическое состояние Земли разрушительными природными силами, приведенными в действие потопом, описанным в Быт. 6—9.
Герменевтика — дисциплина, содержание которой составляет разработка точных методов толкования текстов.
Гнев — атрибут Бога, проявляющийся в Его нетерпимости ко всякому греху.
Говорение на языках — молитва или восхваление, произносимые на языке, непонятном самому говорящему.
Господство — власть Бога над творением.
Господь — в Новом Завете — перевод греческого слова кЬрю/;, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Христу. В греческом переводе Ветхого Завета это слово используется для передачи древнееврейского S?t3j?t3, личного имени всемогущего Бога.
Грех — любое несоответствие моральному закону Бога в поступках, поведении или характере.
Греховность — другое понятие для обозначения унаследованного греха.
Дары, не связанные с чудесами — более распространенные и кажущиеся более обычными такие дары Святого Духа, как служение, наставление, воодушевление и благотворительность.
Деизм — представление о том, что Бог сотворил вселенную, но в настоящее время не оказывает непосредственного влияния на творение.
Детерминизм — представление о том, что любые поступки, события и решения являются неизбежным результатом неких предшествующих обстоятельств или решений, не зависящих от человеческой воли.
Диктовка — представление о том, что Бог отчетливо произносил каждое слово Писания человеческим авторам.
Диспенсационализм — богословская система, возникшая в XIX в. с появлением трудов Дж. Н. Дарби. Основные доктрины этой системы таковы: различение Израиля и Церкви как двух групп в общем замысле Бога, взятие Церкви на небо до наступления последних испытаний, точное исполнение ветхозаветных пророчеств, касающихся Израиля, и разделение библейской истории на семь периодов {dispensations), каждый из которых отличается особыми отношениями Бога со Своим народом.
Диспенсационалистский премилленаризм — определение «диспенсациона-листский» используется по той причине, что большинство сторонников этого воззрения стремятся провести четкое различие между Церковью и Израилем, отношения с которым Бог строит на других условиях, или законах {dispensations).
Словарь
Дихотомизм — представление о том, что природу созданного Богом человека образуют два начала: материальное и духовное — тело и душа (дух).
Доверие — особенность библейской веры, заключающаяся в том, что мы не просто знаем об Иисусе и признаем эти сведения истинными, но и полагаемся на Него как на живого человека.
Догма — синоним понятия «доктрина». Это слово часто употребляется по отношению к доктринам, получившим официальное одобрение церкви.
Догматическое богословие — понятие, синонимичное систематическому богословию.
Докетизм — еретическое учение, согласно которому в действительности Иисус не был человеком, а только казался таковым (от греч. глагола бокёсо, «казаться, выглядеть»).
Доктрина — то, чему учит нас сегодня вся Библия по тому или иному конкретному вопросу.
Долготерпение — благодать Бога, откладывающего наказание грешников {см. благодать).
Достаточность Писания — представление о том, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он хотел донести до Своего народа на различных этапах истории спасения, и что ныне оно содержит в себе все, что нам необходимо для спасения, для совершенной веры и совершенного послушания Ему.
Достоверность, не нуждающаяся во внешних доказательствах — самоудостоверяющий характер Библии, убеждающий нас в том, что слова этой книги являются словами Бога {см. также порочный круг в доказательстве).
Дуализм — представление о том, что Бог и материальная вселенная вечно сосуществовали как две высшие силы во вселенной. Это предполагает, что между Богом и греховными аспектами материальной вселенной ведется вечная борьба.
Дух — нематериальное начало человека, синоним понятия «душа».
Духовное присутствие — понятие, отражающее реформатское понимание Вечери Господней, в соответствии с которым Христос рассматривается как особым образом духовно присутствующий при нашем причащении хлебом и вином {см. Вечеря Господня).
Духовное тело — тело, которое мы получим в будущем воскресении; оно будет не «бесплотным», а, скорее, приспособленным для существования под водительством Святого Духа.
Духовность Бога — учение, согласно которому Бог не имеет в Своем существе никаких материальных элементов и пространственных измерений, не может восприниматься нашими органами чувств и превосходит Своим совершенством всякое бытие.
Духовные дары — все способности, которыми наделяет Святой Дух и которые используются в любом служении церкви.
Душа — нематериальное начало человека; используется как синоним понятия «дух».
Дьякон — перевод греческого слова Sidacovos («слуга»). В определенном контексте это понятие обозначает церковного служителя, в чьи обязанности может входить ведение финансами, административные вопросы и забота о насущных потребностях прихожан.
Словарь
Евангельский призыв — обращение Евангелия ко всем людям, осуществляемое через проповедь. То же, что и внешнее призвание.
Евтихианство — другое обозначение монофизитской ереси; название произошло от имени монаха Евтихия, жившего в V в.
Евхаристия — другое понятие, обозначающее Вечерю Господню (от греч. ebxapiatla, «благодарение»).
Единение с Христом — выражение, объединяющее несколько различных видов отношений между верующими и Христом, благодаря которым христиане пользуются всеми благами спасения. Эти отношения основаны на том, что мы пребываем во Христе, а Христос — в нас, а также на том, что мы подобны Христу и едины с ним.
Единородный Сын — перевод греческого слова iiovoyevf\q (Ин. 3:16 и др.), что означает «единственный». Ариане используют это слово для отрицания божественности Христа, но остальные христианские церкви истолковывают это понятие как указание на предвечное родство Отца и Сына (см. также арианство).
Единство — учение, согласно которому Бог неделим, хотя в отдельные моменты мы наблюдаем преобладание тех или иных Его атрибутов.
Единство ипостасей — соединение божественной и человеческой природы Христа в одной личности (от греч. слова Ьпбахаск;, «сущность»).
Единство церкви — мера способности церкви противодействовать разногласиям среди истинных христиан.
Единый, простой и вечный акт — понятие, обозначающее свойство Божьего знания, благодаря которому Он всегда полностью осведомлен обо всем, и Его знание никогда не изменяется и не возрастает (см. знание).
ex nlhilo — латинское выражение («из ничего»), указывающее на то, что Бог создал вселенную, не используя какие-либо существовавшие ранее материалы.
ex opere operate — латинское выражение, означающее «совершенным действием». В католицизме это выражение используется для указания на то, что таинства (напр., крещение) действуют в силу фактического совершения ритуала, независимо от субъективной веры его участников.
Епископ — понятие (перевод греч. слова Ькшкокод), используемое в Новом Завете, наряду с понятиями «пастор», «надзиратель» и «староста», для обозначения высшей руководящей должности в поместной церкви. Кроме того, это понятие обозначает священника, которому подчиняются несколько церквей в епископальной форме церковного управления.
Епископальное правление — иерархическая форма церковного управления, характеризующаяся подчинением нескольких церквей одному епископу (от греч. knioKonoQ, «надзиратель»).
Естественный отбор — содержащаяся в эволюционной теории идея, согласно которой живые организмы, наиболее приспособленные к окружающей среде, выживают и размножаются, тогда как остальные погибают (иногда эту концепцию называют выживанием наиболее приспособленных).
Жертва — смерть Христа на кресте, рассматриваемая как принятое Им на Себя наказание, которое заслужили мы.
Словарь
Завет — неизменный, установленный свыше правовой договор между Богом и человеком, предусматривающий условия их отношений.
Завет благодати — установленное Богом после грехопадения Адама правовое соглашение между Богом и человеком, на основании которого человек может быть спасен. Несмотря на то что на протяжении истории спасения отдельные положения этого завета изменялись, важнейшее условие, предполагающее веру в Христа как Спасителя, оставалось неизменным.
Завет дел — правовое соглашение между Богом и Адамом и Евой, заключенное в Эдемском саду, по которому пользование благословениями завета зависело от послушания, или «дел», Адама и Евы.
Завет искупления — соглашение между членами Троицы, по которому каждый из Них обязуется исполнить Свою роль в осуществлении спасения людей.
Законы природы — связанные с обсуждением чудес любые «законы природы» или свойства естественного порядка вещей, которые рассматриваются некоторыми людьми как действующие независимо от Бога.
Заместительное искупление — дело, совершенное Христом, Который Своей жизнью и смертью занял наше место, чтобы заработать наше спасение.
Западная церковь — наименование Римско-католической церкви после того, как в 1054 г. от нее отделилась Восточная (Православная) церковь. Позднее Западная церковь раскололась на два направления — протестантское и католическое.
Знамение — библейское определение чуда (перевод евр. ЕЕС2 и греч. а^цеюи), точный смысл которого заключается в указании на нечто, стоящее за видимым явлением, особенно на присутствие и могущество Бога.
Знание — учение, согласно которому Бог полностью познает Себя, а также все существующие и возможные вещи одним простым и вечным актом.
Зрелый креационизм — теория «молодости» творения, согласно которой творение с самого начала имело вид «древнего». Это воззрение называют также теорией «идеального времени», так как провозглашаемая в ней видимость древности земли не имеет никакого отношения к реальному времени.
Избрание — решение Бога спасти некоторых людей, которое Он принял задолго до творения не на основании предвидения их заслуг, а только по Своей доброй воле.
Иерархическое правление — то же, что и епископальная форма церковного управления, в которой право принимать окончательные решения не принадлежит поместной церкви.
imago Dei — латинское выражение, означающее образ Божий.
Имена Бога — различные определения Бога, встречающиеся в Писании.
Имманентность — внутренне присущее свойство, пребывание в себе. Это понятие используется в богословии применительно к причастности Бога к творению.
Интеллектуальные атрибуты — аспекты характера Бога, охватывающие Его разум и присущий Ему ход мышления.
Искажение ролей — представление о том, что Бог, наказывая Адама и Еву после грехопадения, не поручил им новые роли или функции, а только привнес в их прежние роли боль и страдание.
Словарь
Искупление — работа, проделанная Христом в жизни и смерти, чтобы заслужить наше спасение.
ICBI — International Council on Biblical Inerrancy (Международный комитет непогрешимости Библии). В 1978 г. эта организация выпустила в свет «Чикагскую декларацию о непогрешимости Библии», в которой дала четкое определение непогрешимости, разделяемое большинством протестантов.
Исполнение Святым Духом — явление, происходящее после обращения, когда на верующего нисходит Святой Дух. Разнообразные последствия этого явления включают еще большую любовь к Богу, еще более решительную победу над грехом, возрастание сил, необходимых для служения, а иногда и получение духовных даров.
Истинность — учение, согласно которому Бог — это истинный Бог, а Его знание и слова истинны и являют собой высшее мерило истины.
Исторический премилленаризм — представление о том, что Христос возвратится на землю после периода великих испытаний и установит тысячелетнее царство. При этом умершие верующие будут воскрешены, а верующие, которые будут живы, получат прославленные воскрешенные тела, и все они будут править с Христом в течение тысячи лет.
Историческое богословие — историческое исследование подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох.
История спасения — совокупность событий на протяжении истории, с помощью которых Бог осуществлял замысел спасения Своего народа (см. спасение).
Исцеление — дар Святого Духа, позволяющий возвращать здоровье и предвещающий полное освобождение от физической немощи, купленное для нас Христом смертью и воскресением.
Кальвинизм — богословская традиция, названная в честь французского реформатора Жана Кальвина (1509—1564). В кальвинизме подчеркивается верховная власть Бога над всеми вещами, человеческая неспособность творить духовное благо перед Богом и слава Бога как высшая цель всего, что происходит.
Канон — книги, входящие в состав Библии (от греч. кмбя/, «измерительная трость», «стандарт»).
Канонические — сохранившиеся книги, обладающие божественным авторитетом и потому включенные в канон Писания как записанные подлинные Божьи слова.
Караемое замещение — воззрение, согласно которому Христос Своей смертью понес справедливое наказание Бога за наши грехи, выступая нашим заместителем.
Классис — региональный орган управления в христианской реформатской церкви (подобный пресвитерии в пресвитерианской системе).
«Ключи Царства» — выражение Иисуса из Мф. 16:19, означающее право проповедовать Евангелие и требовать соблюдения церковной дисциплины.
Конкордизм — другое понятие для обозначения теории «день — эпоха», названное так в связи со стремлением к «согласию» («конкордии») между Библией и научными выводами о возрасте Земли.
Словарь ___________________________ 1401
Консистория — понятие, обозначающее местный совет пресвитеров в христианской реформатской церкви (подобный сессии в пресвитерианской системе).
Космологический аргумент — доказательство существования Бога, основанное на том, что, поскольку все известные предметы и явления во вселенной имеют причины, сама вселенная также должна иметь причину, и этой причиной может быть только Бог.
Красота — атрибут Бога, делающий Его средоточием всех прекрасных качеств.
Креационизм — представление о том, что Бог создает новую душу для каждого человека и направляет ее в человеческое тело где-то между зачатием и рождением.
Крещение верующих — воззрение, согласно которому крещение совершается надлежащим образом только над теми, кто проявляет убедительное исповедание веры в Иисуса Христа.
Крещение в Святом Духе — выражение, которое используют новозаветные авторы, говоря о подчинении власти нового завета Святого Духа. Этот акт подразумевает начало новой духовной жизни (в возрождении), очищение от греха, избавление от склонности к греху и от его власти, а также получение сил для служения.
Крещение младенцев (педобаптизм) — обычай, по которому крещение совершают над младенцами (приставка naiSo- происходит от греч. лшд, «дитя»).
Крещение Святым Духом — толкование выражения, переводимого так же, как «крещение в Святом Духе». Перевод греческого предлога ки творительным падежом указывает на то, что Святой Дух выступает как деятель, совершающий крещение, однако более точный смысл этого выражения заключается в том, что Святой Дух представляет элемент, «в» который (или «которым») крестят верующих при обращении.
Кровь Христа — выражение, обозначающее смерть Христа в ее спасительных аспектах, поскольку кровь, которую Он пролил на кресте, была зримым доказательством того, что Его кровь пролилась, когда Он умер жертвенной смертью, чтобы заплатить за наше спасение.
Личная эсхатология — учение о событиях, которые произойдут в будущем с отдельными людьми, а именно о смерти, промежуточном состоянии и прославлении.
X6yoq — греческое понятие («слово»), которое апостол Иоанн использует по отношению к Христу в Ин. 1:1. Применительно к Иисусу это понятие отражает и ветхозаветное представление о созидательной силе Божьего слова, и греческую идею об организующем и объединяющем принципе вселенной.
Любовь — применительно к Богу — учение, согласно которому Бог вечно отдает Себя другим.
Макроэволюция — «общая теория эволюции», или представление о том, что все организмы возникли из неживой материи.
Материализм — учение, согласно которому не существует ничего, кроме материальной вселенной.
Микроэволюция — теория, согласно которой незначительные внутривидовые изменения не приводят к возникновению новых видов.
Словарь
Миллениум — понятие, обозначающее тысячелетие, названное в Отк. 20:4,5 временем царствования на земле Христа и праведников (от лат. millennium, «тысяча лет»).
Милосердие — благодать Бога по отношению к тем, кто пребывает в нужде и страдании.
Мир — учение о том, что существованию и деяниям Бога чужд всякий беспорядок, хотя Он непрерывно проявляет активность, совершая бесчисленные, хорошо организованные и полностью управляемые одновременные деяния.
Мистическое слияние — понятие, обозначающее соединение верующего с Христом, — процесс, сущность которого не вполне ясна и который известен только из откровения в Писании (см. также единение с Христом).
Михаил — архангел, изображенный в Писании как предводитель небесного воинства.
Могущественные деяния — библейское понятие, обозначающее чудеса (перевод евр. ГГСЭТШЭЫ и греч. Svvafiic) и указывающее на проявление необыкновенного могущества (см также чудо).
Модализм — еретическое учение, согласно которому Бог представляет Собой не единство трех отдельных личностей, а одну личность, являющуюся людям в те или иные моменты в различных видах («модусах»).
Модалистское монархианство — то же, что и модализм.
Молитва — личное общение с Богом.
Монизм — представление о том, что в человеке присутствует только одно начало и что тело — это и есть личность.
Монофелитство — отвергнутое в VII в. еретическое воззрение, по которому Христос обладал только одной волей.
Монофизитство — ересь V в., согласно которой Христос обладал только одной природой, объединявшей божественное и человеческое начала (от греч. n6voc, «один», и <pvaiq, «природа»).
Моральный аргумент — доказательство существования Бога, основанное на необходимости Бога, Который является для человека источником понимания добра и зла.
Мудрость — учение о том, что Бог всегда выбирает самые разумные цели и находит оптимальные пути их достижения.
Наделение силами для служения — основной аспект работы Святого Духа, заключающийся в свидетельстве о Божьем присутствии и благословении (см. также Святой Дух).
Надзиратель — перевод греческого слова ёгйокотюд — понятия, используемого в Новом Завете, наряду со словами «пастырь» и «пресвитер», для обозначения высшего должностного лица в поместной церкви.
Небо