Евангельских систематических богословии

В этом библиографическом списке представлены основные евангельские систематические богословия на английском языке, а также несколько крат­ких руководств по христианскому учению. За исключением двух католичес­ких богословов (Макбрайна и Отта), все авторы, перечисленные в этом спис­ке, в основном придерживаются «консервативно-евангельских» богословских воззрений1.

Arminius, James. The Writings ofJames Arminius. 3 vols. Vols. 1 and 2 trans, by James Nichols. Vol. 3 trans, by W. R. Bagnell. Grand Rapids: Baker, 1956.

Арминий (1560—1609) был пастором реформатской церкви в Амстердаме, а позднее — профессором богословия в Лейденском университете. Несогласие Ар-миния с некоторыми основными принципами кальвинизма вызвало в Нидер­ландах бурную полемику, продолжавшуюся и спустя много лет после его смерти. Его идеи легли в основу учения, известного ныне как «арминианство», оно про­должает существовать в уэслианскои и методистской церквах, а также во многих других протестантских конфессиях. Хотя это собрание сочинений, составленное после смерти Арминия, не является систематическим богословием в строгом смысле слова, в нем действительно обсуждаются наиболее важные богословские темы.

Bavinck, Herman. The Doctrine of God. Trans, by William Hendriksen. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1951. Reprint edition: Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1977.

Bavinck, Herman. Our Reasonable Faith. Trans, by Henry Zylstra. Grand Rapids: Eerdmans, 1956. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1977.

Bavinck, Herman. The Philosophy of Revelation. Trans, by Geerhadus Vos, Nikolas Steffens, and Henry Dosker. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1979. First pub­lished 1909 by Longmans, Green and Co.

1 Весьма полезная и более подробно аннотированная библиография, включающая сведения о трудах некоторых известных ученых либеральной школы, содержится в кни­ге: John Jefferson Davis, Theology Primer (Grand Rapids: Baker, 1981), pp. 74-79; см. также его «Brief Guide to Modern Theologians», pp. 39—55. Кроме того, краткие сведения о выда­ющихся богословах, принадлежащих к различным богословским традициям, можно найти в книге: Millard Erickson, Concise Dictionary of Christian Theology (Grand Rapids: Baker, 1986).


Аннотированный библиографический список



Бавинк (1854—1921) — голландский богослов и выдающийся оратор своего времени, с блеском отстаивавший богословские позиции реформатской церкви. Его фундаментальное четырехтомное систематическое богословие, Gereformeerde Dogmatiek, еще жцет своего перевода на английский язык (пока переведен только том 2, The Doctrine of God).

Berkhof, Louis. Introduction to Systematic Theology. Reprint edition: Grand Rap­ids: Baker, 1979. First published by Eerdmans, 1932.

Berkhof, Louis. Systematic Theology. Fourth edition, Grand Rapids: Eerdmans, 1939.

Образцовое реформатское пособие по систематическому богословию, напи­санное Беркхофом (1873—1957). Эта книга представляет собой настоящий кла­дезь информации и, вероятно, является наиболее полезным однотомным систе­матическим богословием, пригодным для использования сторонниками любых богословских направлений.

Berkouwer, G. С. Studies in Dogmatics. 14 vols. (1952-1976).

Berkouwer, G. С The Church. Trans, by James E. Davidson. Grand Rapids: Eerd­mans, 1976.

Berkouwer, G. С Divine Election. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerd­mans, 1960.

Berkouwer, G. C. Faith and Justification. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1954.

Berkouwer, G. С Faith and Perseverance. Trans, by Robert D. Knudsen. Grand Rapids: Eerdmans, 1958.

Berkouwer, G. C. Faith and Sanctification. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Berkouwer, G. C. General Revelation. (Автор перевода не указан.) Grand Rapids: Eerdmans, 1955.

Berkouwer, G. С Man: The Image of God. Trans, by Dirk W. Jellma. Grand Rapids: Eerdmans, 1962.

Berkouwer, G. C. Holy Scripture. Trans, and edited by Jack B. Rogers. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1975.

Berkouwer, G. C. The Person of Christ. Trans, by John Vriend. Grand Rapids: Eerd­mans, 1954.

Berkouwer, G. C. The Providence of God. Trans, by Louis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Berkouwer, G. C. The Return of Christ. Trans, by James Van Oosterom. Ed. by Mar-lin J. Van Elderen. Grand Rapids: Eerdmans, 1972.

Berkouwer G. C. The Sacraments. Trans, by Hugo Bekker. Grand Rapids: Eerd­mans, 1969.

Berkouwer, G. С Sin. Trans, by Philip С Holtrop. Grand Rapids: Eerdmans, 1971.

Berkouwer, G. C. The Work of Christ. Trans, by Cornelius Lambregtse. Grand Rap­ids: Eerdmans, 1965.

Фундаментальные современные исследования реформатского богослова, профессора систематического богословия в Свободном университете Амстер­дама.



Аннотированный библиографический список


Bloesch, Donald G. Essentials of Evangelical Theology. 2 vols., New York: Harper & Row, 1978-1979.

Труд современного богослова, придерживающегося в целом реформатского направления, однако высказывающегося о доктринах избрания и авторитета Писания значительно менее определенно, чем другие авторы, охарактеризован­ные в этом указателе как «реформатские». (Недавно Блёш приступил к публика­ции многотомного систематического богословия.)

Boice, James Montgomery' Foundations of the Christian Faith. Revised one-vol­ume edition. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.

Современное реформатское руководство по систематическому богословию, написанное богословом-пастором Десятой пресвитерианской церкви, Филадель­фия. Эта книга написана доступным языком, легко читается и содержит полез­ные рекомендации о применении доктрин вероучения в жизни. Ранее она изда­валась в четырех отдельных томах: The Sovereign God(1978), God the Redeemer (1978), Awakening to God (1979) и God and History (1981).

Boyce, James Pettigru. Abstract of Systematic Theology. Reprint edition: Christian Gospel Foundation, n.d. First published 1887.

Баптистское систематическое богословие, являющееся в то же время рефор­матским по доктринальному направлению. Бойс (1827—1888) был президентом и профессором систематического богословия в Южной баптистской семинарии, Луисвилл, Кентукки.

Buswell, James Oliver, Jr. A Systematic Theology of the Christian Religion. 2 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1962-1963.

Реформатское систематическое богословие.

Calvin, John. Institutes of the Christian Religion. 2 vols. Ed. by John T. McNeill. Trans, and indexed by Ford Lewis Battles. The Library of Christian Classics, Vols. 20—21. Philadelphia: Westminster, 1960. Перевод с издания 1559 г., сверенный с более ранними переводами.

Это лучший английский перевод сделанного Кальвином систематического изложения христианской веры. Кальвин (1509—1564) — французский реформат, ставший величайшим богословом Реформации и, по мнению многих, величай­шим богословом в истории Церкви. В доктринальном отношении этот труд на­писан с реформатских позиций.

Carter, Charles W., ed. A Contemporary Wesleyan Theology: Biblical, Systematic, and Practical. 2 vols. Grand Rapids: Francis Asbury Press (Zondervan), 1983.

Это сборник из 24 очерков, посвященных основным доктринальным темам. Его авторы — богословы, представляющие широкий спектр консервативных уэс-лианских конфессий и ассоциаций. В сборник включено также несколько очер­ков на темы практического богословия и этики. Чарлз Картер, редактор и автор четырех статей этого сборника, является профессором религии и миссионерства в Марионском университете, Индиана.

Chafer, Lewis Sperry. Systematic Theology. 7 vols, plus index vol. Dallas: Dallas Seminary Press, 1947-1948.

Chafer, Lewis Sperry. Systematic Theology: Abridged edition. 2 vols. Ed. by John F. Walvoord, Donald K. Campbell, and Roy B. Zuck. Wheaton: Victor, 1988.


Аннотированный библиографический список _______________ 1385

Чефер (1871-1952) — первый президент Даласской богословской семинарии. Издание в семи томах является наиболее подробным диспенсационалистским систематическим богословием. Двухтомник представляет собой сокращенный вариант этого издания.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Creator. Joplin, Mo.: College Press, 1983.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Ruler. Joplin, Mo.: College Press, 1984.

Cottrell, Jack. What the Bible Says About God the Redeemer. Joplin, Mo.: College Press, 1987.

Коттрелл — глубокий, умеющий хорошо выражать свои мысли арминиан-ский богослов, который преподает в Библейской семинарии Цинциннати (Христианская церковь/Церкви Христа). Я индексировал эти тома как 1 (God the Creator), 2 (God the Ruler) и 3 (God the Redeemer).

Dabney, Robert L. Discussions: Evangelical and Theological. London: Banner of Truth, 1967. Reprint of 1890 edition.

Dabney, Robert L. Systematic Theology. Edinburgh: Banner of Truth, 1985. Reprint of 1878 edition.

Пресвитерианин, занимавший строго реформатскую позицию, Дабни (1820— 1898) был профессором богословия. Кроме того, он служил капелланом, а во вре­мя Гражданской войны в США был начальником штаба у генерала Томаса Джек­сона.

Edwards, Jonathan. The Works of Jonathan Edwards. 2 vols. Revised and corrected by Edward Hickman. Edinburgh: Banner of Truth, 1974. Reprint of 1834 edition.

Эдварде (1703—1758) был пастором в Нортгемптоне, Массачусетс, а за месяц до смерти стал президентом Принстона. Многие считают его величайшим аме­риканским философом-богословом. Он не написал полного систематического богословия, но в его трудах освещаются почти все богословские темы. Эдварде придерживался строго реформатских воззрений, а глубокая мысль сочеталась у него с сердечной преданностью Христу. (Новое издание трудов Эдвардса нахо­дится в процессе публикации в издательстве «Yale University Press».)

Erickson, Millard. Christian Theology. Grand Rapids: Baker, 1985.

Весьма основательное и четко изложенное новейшее пособие по системати­ческому богословию, отражающее баптистские воззрения. Эриксон, занимавший ранее должность академического декана в Вефильской богословской семинарии в Сент-Поле, Миннесота, преподает ныне в Юго-Западной баптистской семина­рии в Форт-Уэрте, Техас. Эта книга включает описания всех основных тенденций в современном неевангельском богословии и содержит полезные материалы для практического использования.

Finney, Charles G. Finney's Lectures on Systematic Theology. Ed. by J. H. Fairchild. Grand Rapids: Eerdmans, 1953. Reprint of 1878 edition.

Финни (1792—1875) был президентом Оберлинского университета в 1851— 1866 гг. Не отражая какую-либо одну богословскую позицию, этот труд дает представление о некоторых сильных арминианских доводах. Особое внимание уделено личной святости и перфекционизму (высокой требовательности к себе



Аннотированный библиографический список


и другим). Не является полным систематическим богословием, поскольку мно­гие темы не освещены.

Garrett, James Leo. Systematic Theology: Biblical, Historical, Evangelical. 2 vols. Grand Rapids: Eerdmans, 1990, 1995.

Гарретт — профессор богословия в Юго-Западной баптистской богословской семинарии в Форт-Уэрте, Техас. В своем труде Гарретт широко и весьма добросо­вестно ссылается как на евангельских, так и на неевангельских авторов, хотя сам он твердо стоит на евангельских позициях. Несмотря на свои баптистские убеж­дения, он уделяет значительно больше внимания ясному изложению различных точек зрения, а не доводам в защиту собственной позиции. Эти два тома, насчи­тывающие в общей сложности 1530 страниц, являются чрезвычайно ценным ис­точником исторических, библиографических и библейских сведений о каждой из рассматриваемых в них доктрин.

Gill, John. Complete Body of Doctrinal and Practical Divinity. 2 vols. Grand Rapids: Baker, 1978. First published as A Body of Doctrinal Divinity (1767) and A Body of Practical Divinity (1770).

Джилл (1697—1771) был весьма влиятельным баптистским пастором, плодо­витым писателем и уважаемым богословом в XVIII в. в Англии. Его воззрения на верховную власть Бога были реформатскими (или кальвинистскими). Его книга The Cause of God and Truth (1735-1738; reprinted Grand Rapids: Baker, 1981) явля­ется одним из лучших произведений в защиту кальвинистского учения.

Henry, Carl F. H. God, Revelation and Authority. 6 vols. Waco, Tex.: Word, 1976— 1983.

Солидный труд, содержащий подробные ссылки на сотни других богослов­ских позиций. Хенри — ведущий евангельский богослов, наиболее сильными сто­ронами которого являются апологетика и философское богословие.

Нерре, Heinrich. Reformed Dogmatics: Set Out and Illustrated From the Sources. Rev. and ed. by Ernst Bizer. Trans, by G. T Thompson. Reprint edition: Grand Rapids: Baker, 1978. First published 1861. Английский перевод впервые опубликован в 1950 г.

Хеппе (1820—1879) — немецкий ученый, собравший и обильно процитиро­вавший в своем труде работы ранних реформатских богословов. Распределение цитат по темам систематического богословия делают эту книгу ценным источ­ником.

Hodge, Charles. Systematic Theology. 3 vols. Reprint edition: Grand Rapids: Eerdmans, 1970. First published 1871-1873.

Фундаментальное реформатское систематическое богословие, широко ис­пользующееся и в наши дни. Ходж (1797—1878) был профессором систематичес­кого богословия в Принстонской богословской семинарии.

Lewis, Gordon R., and Bruce Demarest. Integrative Theology. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1987-1994.

Льюис и Демарест — профессора систематического богословия Денверской семинарии в Колорадо (Консервативная баптистская семинария). Это превос­ходный современный труд, в котором исторические, библейские, апологетичес­кие и практические материалы составляют единое целое с систематическим бо­гословием.


Аннотированный библиографический список



Litton, Edward Arthur. Introduction to Dogmatic Theology. New edition, ed. by Philip E. Hughes. London: James Clarke, 1960. First published 1882-1892.

Нормативное англиканское (или епископальное) систематическое богосло­вие, написанное в XIX в. евангельским британским богословом Литтоном (1813— 1897).

McBrien, Richard P. Catholicism. 2 vols. Minneapolis: Winston Press, 1980. '

Авторитетное и подробное изложение католического учения, отражающее изменения, происшедшие после II Ватиканского собора. Содержит библиогра­фию к каждой главе.

Miley, John. Systematic Theology. 2 vols. Library of Biblical and Theological Literature. \bls. 5-6. New York: Eaton and Mains, 1892-1894. Reprint: Peabody, Mass.: Hendriksen, 1989.

Это, пожалуй, наиболее академичное и подробное арминианское система­тическое богословие. Майли был профессором семинарии в Мэдисоне, Нью-Джерси.

Milne, Bruce. Know the Truth. Leicester: InterVarsity Press, 1982.

Содержательное, ясно написанное изложение христианского учения, пользу­ющееся широкой популярностью у студентов. Милн преподавал библейское и историческое богословие в Спердженском университете, Лондон.

Mueller, John Theodore. Christian Dogmatics. St. Louis: Concordia, 1934.

Сокращенный перевод труда Франсиса Пайпера Christliche Dogmatik (Хри­стианская догматика), сделанный профессором систематического богословия Конкордийской семинарии Сент-Луиса (Синодальная лютеранская семинария штата Миссури). Блестящее изложение традиционного лютеранского богосло­вия.

MuIIins, Edgar Young. The Christian Religion in Its Doctrinal Expression. Philadelphia: Judson Press, 1917.

Евангельское систематическое богословие Маллинза (1860—1928), бывшего президента Южной баптистской семинарии в Луисвилле, Кентукки.

Murray, John. Collected Writings of John Murray. 4 vols. Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976-1982.

Murray, John. The Imputation of Adam's Sin. Reprint edition: Nutley, N. J.: Presbyterian and Reformed, 1977. First published Grand Rapids: Eerdmans, 1959.

Murray, John. Principles of Conduct. Grand Rapids: Eerdmans, 1957.

Mnrray, John. Redemption Accomplished and Applied. Grand Rapids: Eerdmans, 1955.

Мюррей (1898—1975) был профессором систематического богословия в Вест­минстерской семинарии в Филадельфии и одним из наиболее ярких современ­ных представителей реформатского богословия.

Oden, Thomas. The Living God. Systematic Theology, \Ы. 1. San Francisco: Harper & Row, 1987.

Оден — методистский богослов, отказавшийся от своих прежних либераль­ных богословских убеждений и занявший консервативную евангельскую позицию. В своем труде он широко использует высказывания богословов раннехристиан­ской Церкви.


1388 _____________ Аннотированный библиографический список

Olson, Arnold Т. This We Believe: The Background and Exposition of the Doctrinal Statement of The Evangelical Free Church of America. Minneapolis, Minn.: Free Church Publications, 1961.

Руководство по христианскому учению, основанное на широко распростра­ненном изложении веры Евангелической свободной церкви Америки. Олсон был первым президентом Евангелической свободной церкви.

Ott, Ludwig. Fundamentals of Catholic Dogma. Ed. by James Canon Bastible. Trans, by Patrick Lynch. St. Louis: Herder, 1955. First published in German in 1952.

Нормативное руководство по традиционному римско-католическому бого­словию.

Packer, J. I. Concise Theology: A Guide to Historic Christian Beliefs. Wheaton, 111.: Tyndale House, 1993.

Название этой захватывающей книги полностью оправдывает ожидания, ибо Пакер, англиканец с твердыми реформатскими убеждениями, умеет сказать мно­гое в немногих словах. Он является профессором богословия Риджентского уни­верситета, Ванкувер, Британская Колумбия, и одним из наиболее уважаемых еван­гельских богословов нашего времени.

Pieper, Francis. Christian Dogmatics. 4 vols. Trans, by Theodore Engelder et al. St. Louis: Concordia, 1950-1957. First published in German in 1917-1924.

Это нормативное систематическое богословие традиционного лютеранства. Пайпер (1852—1931) был богословом Миссурийского синода и профессором Кон-кордийской семинарии в Сент-Луисе.

Pope, William Burt. A Compendium of Christian Theology. 2d ed. 3 vols. New York: Phillips and Hunt, n.d.

Этот труд, впервые опубликованный в 1875—1876 гг., является крупнейшим систематическим богословием, написанным с уэслианских, или арминианских, позиций.

Purkiser, W. X, ed. Exploring our Christian Faith. Kansas City, Mo.: Beacon Hill Press, 1960.

Наиболее популярное арминианское систематическое богословие, в созда­нии которого участвовало несколько авторов.

Ryrie, Charles. Basic Theology. Wheaton, 111.: Victor, 1986.

Прекрасное введение в систематическое богословие, написанное с диспен-сационалистских позиций бывшим профессором систематического богословия Даласской богословской семинарии.

Shedd, William G. Т. Dogmatic Theology. 3 vols, in 4. Reprint edition: Minneapolis: Klock and Klock, 1979. Originally published by Charles Scribner's Sons, 1889.

Полезное реформатское систематическое богословие, написанное Шеддом (1820—1894), бывшим профессором Богословской семинарии в Нью-Йорке. (Сле­дует отметить, что весь курс систематического богословия изложен в томах I и II, а том III содержит дополнительные материалы ко всем разделам томов I и II. Ин­дексация тома III оставляет желать лучшего.)

Strong, Augustus H. Systematic Theology. Valley Forge, Pa.: Judson Press, 1907.

Стронг (1836—1921) был президентом и профессором богословия в Рочес-терской богословской семинарии, а в 1905—1910 гг. — первым президентом Северной баптистской конвенции. Этот текст широко использовался в баптист-


Аннотированный библиографический список _______________ 1389

ских кругах почти на всем протяжении XX в., пока его популярность не затмил труд Милларда Эриксона Christian Theology (1983—1985).

Thiessen, Henry Clarence. Introductory Lectures in Systematic Theology. Rev. by \fernon D. Doerksen. Grand Rapids: Eerdmans, 1977. First published 1949.

Евангельское систематическое богословие, написанное бывшим руководи­телем аспирантуры в Уитонском университете. Богословские позиции Тиссена можно охарактеризовать как баптистские и диспенсационалистские.

Thomas, W. H. Griffith. The Principles of Theology: An Introduction to the Thirty-Nine Articles. Fifth edition, revised. London: Church Book Room Press, 1956. (First published 1930.)

Несмотря на то что эта книга основывается на англиканских «Тридцати де­вяти статьях», она является прекрасным вводным текстом к христианской док­трине даже для тех, кто не принадлежит к англиканской традиции. На протя­жении многих лет этот труд широко использовался в британских евангельских кругах. Томас (1861-1924) был ректором Уиклиф-Холл, Оксфорд, а затем про­фессором Ветхого Завета в Уиклифском университете, Торонто. Кроме того, не­задолго до своей смерти он сыграл определенную роль в основании Даласской семинарии.

Thornwell, James Henley. The Collected Writings of James Henley Thornwell. 4 vols. Ed. by John B. Adger. New York: Robert Carter and Brothers, 1871-1873. Reprint edition: Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1974.

Торнуэлл (1812-1862) был реформатским богословом и профессором бого­словия в пресвитерианской богословской семинарии в Колумбии, Южная Каро­лина.

Turretin, Francis. Institutes of Elenctic Theology. 3 vols. Trans, by George Musgrave Giger. Ed. by James T Dennison, Jr. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1992—. (Два тома находятся в печати.)

Тарретин (1623—1687) более тридцати лет преподавал в Женевской академии. Его труд, написанный на латыни, считается одним из наиболее полных из всех когда-либо опубликованных изложений кальвинистского богословия. Он был переиздан (на латыни) в 1847 г. и широко использовался как богословское руко­водство американскими пресвитерианами, особенно Чарлзом Ходжем в Прин-стоне. Джордж Джайгер перевел «Установления» Тарретина в середине XIX в., однако этот перевод оставался неопубликованным более столетия. Джеймз Ден-нисон из Вестминстерской семинарии проделал огромную редакторскую работу, чтобы это великое богословие стало в конце концов доступным англоязычным читателям.

Van Til, Cornelius. In Defense of the Faith, vol. 5: An Introduction to Systematic Theology. N.p.: Presbyterian and Reformed, 1976.

В этой книге представлены рассуждения Ван Тиля о природе систематичес­кого богословия, откровении и об учении Бога. Ван Тиль — реформатский бого­слов и философ, преподававший в Вестминстерской богословской семинарии в Филадельфии и получивший широкую известность как создатель «предпосылоч-ной» системы апологетики.

Warfield, Benjamin В. Biblical and Theological Studies. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1976.



Аннотированный библиографический список


Warfield, Benjamin В. Christology and Criticism. London and New York: Oxford University Press, 1929.

Warfield, Benjamin B. The Inspiration and Authority of the Bible. Ed. by Samuel G. Craig. Introduction by Cornelius Van HI. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1967.

Warfield, Benjamin B. The Lord of Glory. New York: American Tract Society, 1907.

Warfield, Benjamin B. Perfectionism. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1958.

Warfield, Benjamin B. The Person and Work of Christ. Philadelphia: Presbyterian and Reformed, 1950.

Warfield, Benjamin B. The Plan of Salvation. Rev. ed. Grand Rapids: Eerdmans, 1942.

Warfield, Benjamin B. Selected Shorter Writings of Benjamin B. Warfield. 2 vols. Nuttley, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1970-1973.

Warfield, Benjamin B. Studies in Theology. New York: Oxford University Press, 1932.

Уорфилд (1851—1921) был реформатским богословом, преподававшим Но­вый Завет и систематическое богословие в Принстонской богословской семина­рии в 1887—1921 гг. По мнению многих, он был одним из величайших американ­ских богословов.

Watson, Richard. Theological Institutes. 2 vols. New York: G. Lane and P. Sandford, 1843. First published 1823.

Это первое методистское систематическое богословие. Уотсон (1781—1833) занимал арминианскую богословскую позицию.

Wiley, H. Orton. Christian Theology. 3 vols. Kansas City, Mo.: Nazarene Publishing House, 1940-1943.

Современное арминианское систематическое богословие, написанное бого­словом, пользующимся большим авторитетом в Назорейской церкви. Пожалуй, это лучшее арминианское систематическое богословие, опубликованное в XX в., однако оно уступает в научном отношении труду Майли.

Williams, J. Rodman. Renewal Theology: Systematic Theology From a Charismatic Perspective. 3 vols. Grand Rapids: Zondervan, 1988—1992.

Уильяме — ученый харизматического направления, преподающий в Риджент-ском университете (бывшем университете CBN). В этом хорошо написанном бо­гословии широко используются библейский текст и другая литература. Данный труд является первым опубликованным богословием, отражающим харизмати­ческую точку зрения.


СЛОВАРЬ*

Абсолютная необходимость результата — представление о том, что искупле­ние не было абсолютно необходимым, однако, будучи «результатом» решения Бога спасти некоторых людей, искупление было абсолютно необходимым.

Абсолютный авторитет — высший авторитет в жизни человека; авторитет, ко­торый не может быть поколеблен обращением к другому сколь угодно высокому авторитету.

Автограф — первоначальный вариант библейского документа.

Авторитарная теория — теория, согласно которой смерть Христа была не рас­платой за наши грехи, а демонстрацией того факта, что, поскольку Бог является высшим нравственным авторитетом во вселенной, любое нарушение Его законов не должно оставаться безнаказанным.

Авторитет Писания — представление о том, что все слова в Писании принад­лежат Богу, так что неверие или неповиновение этим словам означает неверие или неповиновение Богу.

Ад — место вечного осознаваемого наказания грешников.

Адопцианство — лжеучение, последователи которого утверждают, что Иисус был обычным человеком до крещения, а в момент крещения Бог «принял» Его как Своего «Сына» и наделил сверхъестественными силами; таким образом, это учение отрицает предвечное существование и божественную природу Иисуса.

Активное послушание — понятие, обозначающее полное повиновение Хрис­та Богу на протяжении Его земной жизни, благодаря чему была заслужена пра­ведность, которую Бог вменяет тем, кто верит в Христа.

Актуальный призыв — действие божественной благодати, обращенное к кон­кретному человеку и приводящее его к спасению.

Амилленаризм — воззрение, отрицающее буквальное понимание тысячелет­него царствования Христа на земле до последнего суда и установления вечного царства; согласно этому воззрению, библейские упоминания тысячелетнего цар­ствования в Отк. 20 описывают нынешнюю церковную эпоху.

Ангел Господень — форма, которую принимал Бог, чтобы предстать перед людьми, о чем говорится в различных эпизодах Писания.

Ангелы — сотворенные Богом духовные существа, обладающие нравствен­ным суждением и высоким интеллектом, но не имеющие материальных тел.

* Составитель — Джефф Пёсуэлл.



Словарь


Аннигиляционизм — учение о том, что после смерти неверующие некоторое время подвергаются Божьему наказанию, а затем «аннигилируются», или уни­чтожаются, так что их существование прекращается. Согласно отдельным направ­лениям этого учения, аннигиляция происходит сразу после смерти.

Антихрист — «беззаконник», который откроется перед вторым пришествием Христа и вызовет великие страдания и преследования, но будет уничтожен Иису­сом. Это понятие используется также для обозначения других деятелей, которые оказывают сопротивление Христу и являются предшественниками последнего антихриста.

Антропоморфный язык — язык, на котором, с человеческой точки зрения, говорит Бог.

Апокрифы — собрание книг, включенных в канон Писания католической церковью, но исключенных из канона протестантами (от греч. (тдкрьфо$, «тай­ные»).

Аполлинаризм — возникшая в IV в. ересь, приверженцы которой утверждали, что у Христа было человеческое тело, но разум и дух имели божественную приро­ду Сына Божьего.

Апологетика — дисциплина, доказывающая истинность христианской веры с целью убеждения неверующих.

Апостол — высокий пост в раннехристианской церкви. В некоторых отно­шениях новозаветные апостолы были тождественны ветхозаветным пророкам и как таковые обладали правом записывать слова Писания.

Арианство — лжеучение, отрицающее божественность Иисуса Христа и Свя­того Духа.

Арминианство — богословская традиция, отстаивающая право людей на сво­бодный выбор и отрицающая провиденциальный контроль над деталями всех событий.

Архангел — ангел, обладающий властью над остальными ангелами.

Аскетизм — образ жизни, характеризующийся отказом от благ материально­го мира.

Атрибуты существования — аспекты характера Бога, дающие представление о важнейших особенностях Его существования.

Атрибуты цели — аспекты характера Бога, имеющие отношение к формиро­ванию и осуществлению наших решений.

Безгрешное совершенство — существование, полностью свободное от греха; некоторые считают, что подобное состояние достижимо при жизни (см. также перфекционизм).

Безгрешность — учение о том, что Христос был не способен грешить.

Бесконечность — применительно к Богу это понятие означает, что Он сво­боден от каких-либо ограничений, которым подчиняются люди-и творение в целом.

Бесконечность в пространственном отношении — то же, что и вездесущность Бога.

Бесконечность во временном отношении — то же, что и вечность Бога.

Бесстрастность — учение, основанное на сомнительном толковании Деян. 14:16, согласно которому Бог лишен каких-либо чувств и страстей. Между тем


Словарь



Писание неопровержимо свидетельствует, что Бог испытывает чувства, но эти чув­ства никогда не бывают греховными.

Бесы — согрешившие перед Богом падшие ангелы, непрерывно творящие в мире зло и поныне.

Библейское богословие — исследование учений отдельных авторов и разделов Библии и роли каждого учения в истории формирования Библии.

Благодать — благость Бога по отношению к тем, кто не заслужил ничего, кро­ме наказания.

Благость — учение о том, что Бог является высшим мерилом добра и что Его сущность и деяния достойны одобрения.

Блаженство — учение о довольстве Бога Самим Собой и всем тем, что отра­жает Его характер.

Бог — в Новом Завете — перевод греческого слова вебд, которое обычно, хотя и не всегда, используется по отношению к Богу-Отцу.

Богодухновенно — перевод греческого слова вебяиеххгсод, которое в Библии используется метафорически, указывая на то, что слова Писания произнесены Богом.

Богословие Ветхого Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Ветхого Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Ветхого Завета.

Богословие Нового Завета — наука об учениях отдельных авторов и разделов Нового Завета, а также о роли каждого из этих учений в историческом развитии Нового Завета.

Бодрствующие — ангелы (Дан. 4:10,14,20).

Божьи установления — вечные планы Бога, посредством которых, еще преж­де сотворения мира, Он определил все, что произошло и происходит.

Вдохновение — понятие, указывающее на то, что слова Писания произнесе­ны Богом. Учитывая невыразительность этого слова, обусловленную его обыч­ным употреблением, в этом тексте мы отдаем предпочтение понятию «богодух-новенность».

Вездесущность — учение о том, что Бог не ограничен пространственными измерениями и присутствует в каждой точке Вселенной всем Своим существом, однако действует в различных местах по-разному.

Великая скорбь — выражение из Мф. 24:21, относящееся к великим испыта­ниям и страданиям накануне возвращения Христа.

Великий белый престол — выражение, связанное с оглашением окончатель­ного приговора в Отк. 20:11—15.

Великое поручение — последние повеления Иисуса ученикам, зафиксирован­ные в Мф. 28:18-20.

Вера — доверие к Богу, основанное на том, что мы верим Его слову (см. так­же спасительная вера).

Вера и практика — выражение, используемое людьми, которые, отрицая не­погрешимость Библии, утверждают, что назначение Библии состоит только в том, чтобы рассказывать нам об этих двух предметах.

Верность — учение, согласно которому Бог всегда верен Своему слову и неизменно исполняет Свои обещания.

45 Зак 360?



Словарь


Верование — в современной культуре это понятие обычно указывает на при­знание истинности чего-либо, например сведений о Христе, не обязательно вклю­чающее личную преданность этой истине или зависимость от нее. В Новом За­вете значение этого понятия часто включает элемент преданности (ср.: Ин. 3:16; см. также вера).

Ветхий Завет — понятие, относящееся к Моисееву завету, заключенному на Синае и представлявшему собой детально расписанные законы, данные на вре­мя, чтобы удержать людей от греха и сохранить их для дальнейшего обращения к Христу.

Ветхозаветное действие Святого Духа — менее интенсивная деятельность Святого Духа, характеризующая Ветхий Завет до наступления Пятидесятницы (см. Святой Дух).

Вечеря Господня — одно из двух таинств, которые Иисус заповедал соблю­дать Своей Церкви. Мы должны соблюдать это таинство на протяжении всей жиз­ни в знак своего непрекращающегося общения с Христом.

Вечность — учение, согласно которому Бог в Своем существовании не имеет начала, конца или последовательности моментов, и, хотя все времена одинаково доступны Его взору, Он видит события во времени и действует во времени.

Взаимное дополнение — представление о том, что мужчины и женщины рав­ны перед Богом, однако определенные роли руководителей и наставников в церк­ви должны исполняться мужчинами.

Взаимное подчинение — выражение, которое сторонники эгалитаризма ис­пользуют для описания отношений, которые, по их мнению, должны существо­вать между мужем и женой, и предполагают определенную меру подчинения каж­дого из супругов друг другу. Такое понимание «взаимного подчинения» подрыва­ет главенство, которое Библия отводит мужчине в супружеских отношениях.

Взаимодействие — аспект Божьего промысла, посредством которого Бог со­трудничает с сотворенными сущностями в каждом деле, направляя их отличитель­ные свойства таким образом, чтобы побудить их действовать так, а не иначе.

Взятие на иебо — спасение (rapture от лат. rapio, «хватать, уносить») верую­щих, которым суждено быть с Христом во время Его второго пришествия.

Видение райского блаженства — истинное и реальное, хотя и не исчерпываю­щее, созерцание Бога, которое будет доступно на небе.

Видимая церковь — церковь, какой ее видят на земле христиане. По той при­чине, что в наших сердцах читает только Бог, видимая церковь всегда будет вклю­чать какое-то количество неверующих (см. также церковь).

Власть церкви — данное Богом право церкви вести духовную войну, провоз­глашать Евангелие и поддерживать церковную дисциплину.

Вмененная праведность — праведность, которой Бог реально наделяет нас, изменяя тем самым нашу сущность. Католическая церковь считает, что оправда­ние включает в себя подобный акт, тогда как в протестантизме оправдание рас­сматривается как декларация Бога, имеющая силу закона.

Вменять — приписывать кому-либо некое свойство или вину. Бог рассматри­вает грех Адама как наш грех, и потому «вменяет» его нам, но в деле оправдания Бог рассматривает праведность Христа как нашу праведность, и потому взаимо­действует с нами на этом основании.


Словарь



Внешнее призвание — евангельский призыв, ставший известным благодаря человеческому провозглашению Евангелия и адресованный всем людям. Имену­ющийся также «общим призванием» или «евангельским призывом», этот призыв может быть отвергнут людьми.

Внутреннее ощущение Бога — инстинктивная уверенность в существовании Бога, имеющаяся у всех людей.

Внутреннее призвание — то же, что и актуальный призыв.

Возвышение Христа — одно из двух «состояний» Христа (другое — уничиже­ние). Состояние возвышения включает четыре аспекта Его работы: воскресение, вознесение на небо, пребывание одесную Бога и возвращение в силе и славе.

Возложение рук — действие, в Новом Завете часто сопровождающее молитву и являющееся средством личного служения отдельным людям.

Вознесение — вознесение Иисуса на небо на сороковой день после воскре­сения.

Возраст ответственности — понятие, используемое некоторыми богослова­ми для обозначения момента в человеческой жизни, до наступления которого (по их мнению) человек не несет ответственности за грех и не считается винов­ным перед Богом.

«Во имя Иисуса» — понятие, относяшееся к молитве, направляемой Иису­сом и согласующейся с Его характером.

Воля — атрибут Бога, проявляющийся в принятии решений об осуществле­нии определенных действий, необходимых для жизнедеятельности Его Самого и всего творения.

Воплощение — деяние Бога-Сына, заключающееся в том, что Он принял че­ловеческую природу.

Воскресение — воскресение из мертвых в новый вид жизни, не подвержен­ной болезням, старению, дряхлению и смерти.

Воскресение с Христом — выражение, указывающее на один из аспектов еди­нения с Христом, благодаря которому человек начинает жить новой духовной жизнью, а его характер и личность изменяются после обращения в веру.

«Восстает в славе» — выражение, характеризующее наши воскрешенные тела, которые будут являть всю полноту силы, предназначавшейся людям при их со­творении Богом (см. воскресение).

Восточная церковь — значительная часть церкви, известная ныне как Пра­вославная церковь, отделившаяся от Западной (Римско-католической) церкви в 1054 г.

«Во Христе» — понятие, обозначаюшее целый ряд отношений между верую­щими и Христом, благодаря которым христиане пользуются благами спасения.

Временное благословение — влияние Святого Духа и церкви, проявляющее­ся в том, что неверующие начинают выглядеть и говорить как истинные верую­щие, хотя в действительности таковыми не являются.

«В Святом Духе» — состояние осознанного пребывания в присутствии Бога.

Всемогущество — учение о том, что Бог может делать все, что пожелает Его святая воля (от лат. omni, «все», и potens, «могущественный»).

Всеобщее спасение — то же, что и неограниченное искупление.

Вторичная причина — свойства и действия сотворенных сущностей, вызыва­ющие различные события в мире.



Словарь


Второе пришествие Христа — внезапное, личное, видимое, телесное возвра­щение Христа с неба на землю.

Второстепенное учение — учение, не оказывающее значительного воздействия на наше отношение к другим учениям и на нашу христианскую кизнь.

Генеральная ассамблея — в пресвитерианской системе церковного управле­ния — государственный (или региональный) правящий орган.

Геология потопа — воззрение, объясняющее нынешнее геологическое состо­яние Земли разрушительными природными силами, приведенными в действие потопом, описанным в Быт. 6—9.

Герменевтика — дисциплина, содержание которой составляет разработка точ­ных методов толкования текстов.

Гнев — атрибут Бога, проявляющийся в Его нетерпимости ко всякому греху.

Говорение на языках — молитва или восхваление, произносимые на языке, непонятном самому говорящему.

Господство — власть Бога над творением.

Господь — в Новом Завете — перевод греческого слова кЬрю/;, которое обыч­но, хотя и не всегда, используется по отношению к Христу. В греческом переводе Ветхого Завета это слово используется для передачи древнееврейского S?t3j?t3, лич­ного имени всемогущего Бога.

Грех — любое несоответствие моральному закону Бога в поступках, поведе­нии или характере.

Греховность — другое понятие для обозначения унаследованного греха.

Дары, не связанные с чудесами — более распространенные и кажущиеся более обычными такие дары Святого Духа, как служение, наставление, воодушевление и благотворительность.

Деизм — представление о том, что Бог сотворил вселенную, но в настоящее время не оказывает непосредственного влияния на творение.

Детерминизм — представление о том, что любые поступки, события и реше­ния являются неизбежным результатом неких предшествующих обстоятельств или решений, не зависящих от человеческой воли.

Диктовка — представление о том, что Бог отчетливо произносил каждое сло­во Писания человеческим авторам.

Диспенсационализм — богословская система, возникшая в XIX в. с появлени­ем трудов Дж. Н. Дарби. Основные доктрины этой системы таковы: различение Израиля и Церкви как двух групп в общем замысле Бога, взятие Церкви на небо до наступления последних испытаний, точное исполнение ветхозаветных про­рочеств, касающихся Израиля, и разделение библейской истории на семь пери­одов {dispensations), каждый из которых отличается особыми отношениями Бога со Своим народом.

Диспенсационалистский премилленаризм — определение «диспенсациона-листский» используется по той причине, что большинство сторонников этого воз­зрения стремятся провести четкое различие между Церковью и Израилем, отно­шения с которым Бог строит на других условиях, или законах {dispensations).


Словарь



Дихотомизм — представление о том, что природу созданного Богом человека образуют два начала: материальное и духовное — тело и душа (дух).

Доверие — особенность библейской веры, заключающаяся в том, что мы не просто знаем об Иисусе и признаем эти сведения истинными, но и полагаем­ся на Него как на живого человека.

Догма — синоним понятия «доктрина». Это слово часто употребляется по от­ношению к доктринам, получившим официальное одобрение церкви.

Догматическое богословие — понятие, синонимичное систематическому бо­гословию.

Докетизм — еретическое учение, согласно которому в действительности Иисус не был человеком, а только казался таковым (от греч. глагола бокёсо, «казаться, выглядеть»).

Доктрина — то, чему учит нас сегодня вся Библия по тому или иному конк­ретному вопросу.

Долготерпение — благодать Бога, откладывающего наказание грешников {см. благодать).

Достаточность Писания — представление о том, что Писание содержит в себе все слова Божьи, которые Он хотел донести до Своего народа на различных эта­пах истории спасения, и что ныне оно содержит в себе все, что нам необходимо для спасения, для совершенной веры и совершенного послушания Ему.

Достоверность, не нуждающаяся во внешних доказательствах — самоудостове­ряющий характер Библии, убеждающий нас в том, что слова этой книги являют­ся словами Бога {см. также порочный круг в доказательстве).

Дуализм — представление о том, что Бог и материальная вселенная вечно сосуществовали как две высшие силы во вселенной. Это предполагает, что между Богом и греховными аспектами материальной вселенной ведется вечная борьба.

Дух — нематериальное начало человека, синоним понятия «душа».

Духовное присутствие — понятие, отражающее реформатское понимание Вечери Господней, в соответствии с которым Христос рассматривается как осо­бым образом духовно присутствующий при нашем причащении хлебом и вином {см. Вечеря Господня).

Духовное тело — тело, которое мы получим в будущем воскресении; оно бу­дет не «бесплотным», а, скорее, приспособленным для существования под води­тельством Святого Духа.

Духовность Бога — учение, согласно которому Бог не имеет в Своем суще­стве никаких материальных элементов и пространственных измерений, не может восприниматься нашими органами чувств и превосходит Своим совершенством всякое бытие.

Духовные дары — все способности, которыми наделяет Святой Дух и кото­рые используются в любом служении церкви.

Душа — нематериальное начало человека; используется как синоним поня­тия «дух».

Дьякон — перевод греческого слова Sidacovos («слуга»). В определенном кон­тексте это понятие обозначает церковного служителя, в чьи обязанности может входить ведение финансами, административные вопросы и забота о насущных потребностях прихожан.



Словарь


Евангельский призыв — обращение Евангелия ко всем людям, осуществляе­мое через проповедь. То же, что и внешнее призвание.

Евтихианство — другое обозначение монофизитской ереси; название про­изошло от имени монаха Евтихия, жившего в V в.

Евхаристия — другое понятие, обозначающее Вечерю Господню (от греч. ebxapiatla, «благодарение»).

Единение с Христом — выражение, объединяющее несколько различных ви­дов отношений между верующими и Христом, благодаря которым христиане пользуются всеми благами спасения. Эти отношения основаны на том, что мы пребываем во Христе, а Христос — в нас, а также на том, что мы подобны Христу и едины с ним.

Единородный Сын — перевод греческого слова iiovoyevf\q (Ин. 3:16 и др.), что означает «единственный». Ариане используют это слово для отрицания боже­ственности Христа, но остальные христианские церкви истолковывают это поня­тие как указание на предвечное родство Отца и Сына (см. также арианство).

Единство — учение, согласно которому Бог неделим, хотя в отдельные мо­менты мы наблюдаем преобладание тех или иных Его атрибутов.

Единство ипостасей — соединение божественной и человеческой природы Христа в одной личности (от греч. слова Ьпбахаск;, «сущность»).

Единство церкви — мера способности церкви противодействовать разногла­сиям среди истинных христиан.

Единый, простой и вечный акт — понятие, обозначающее свойство Божьего знания, благодаря которому Он всегда полностью осведомлен обо всем, и Его знание никогда не изменяется и не возрастает (см. знание).

ex nlhilo — латинское выражение («из ничего»), указывающее на то, что Бог создал вселенную, не используя какие-либо существовавшие ранее материалы.

ex opere operate — латинское выражение, означающее «совершенным действи­ем». В католицизме это выражение используется для указания на то, что таин­ства (напр., крещение) действуют в силу фактического совершения ритуала, не­зависимо от субъективной веры его участников.

Епископ — понятие (перевод греч. слова Ькшкокод), используемое в Новом Завете, наряду с понятиями «пастор», «надзиратель» и «староста», для обозначе­ния высшей руководящей должности в поместной церкви. Кроме того, это поня­тие обозначает священника, которому подчиняются несколько церквей в епис­копальной форме церковного управления.

Епископальное правление — иерархическая форма церковного управления, характеризующаяся подчинением нескольких церквей одному епископу (от греч. knioKonoQ, «надзиратель»).

Естественный отбор — содержащаяся в эволюционной теории идея, соглас­но которой живые организмы, наиболее приспособленные к окружающей среде, выживают и размножаются, тогда как остальные погибают (иногда эту концеп­цию называют выживанием наиболее приспособленных).

Жертва — смерть Христа на кресте, рассматриваемая как принятое Им на Себя наказание, которое заслужили мы.


Словарь



Завет — неизменный, установленный свыше правовой договор между Богом и человеком, предусматривающий условия их отношений.

Завет благодати — установленное Богом после грехопадения Адама правовое соглашение между Богом и человеком, на основании которого человек может быть спасен. Несмотря на то что на протяжении истории спасения отдельные поло­жения этого завета изменялись, важнейшее условие, предполагающее веру в Хри­ста как Спасителя, оставалось неизменным.

Завет дел — правовое соглашение между Богом и Адамом и Евой, заключен­ное в Эдемском саду, по которому пользование благословениями завета зависело от послушания, или «дел», Адама и Евы.

Завет искупления — соглашение между членами Троицы, по которому каж­дый из Них обязуется исполнить Свою роль в осуществлении спасения людей.

Законы природы — связанные с обсуждением чудес любые «законы природы» или свойства естественного порядка вещей, которые рассматриваются некоторы­ми людьми как действующие независимо от Бога.

Заместительное искупление — дело, совершенное Христом, Который Своей жизнью и смертью занял наше место, чтобы заработать наше спасение.

Западная церковь — наименование Римско-католической церкви после того, как в 1054 г. от нее отделилась Восточная (Православная) церковь. Позднее Запад­ная церковь раскололась на два направления — протестантское и католическое.

Знамение — библейское определение чуда (перевод евр. ЕЕС2 и греч. а^цеюи), точный смысл которого заключается в указании на нечто, стоящее за видимым явлением, особенно на присутствие и могущество Бога.

Знание — учение, согласно которому Бог полностью познает Себя, а также все существующие и возможные вещи одним простым и вечным актом.

Зрелый креационизм — теория «молодости» творения, согласно которой тво­рение с самого начала имело вид «древнего». Это воззрение называют также тео­рией «идеального времени», так как провозглашаемая в ней видимость древнос­ти земли не имеет никакого отношения к реальному времени.

Избрание — решение Бога спасти некоторых людей, которое Он принял за­долго до творения не на основании предвидения их заслуг, а только по Своей доброй воле.

Иерархическое правление — то же, что и епископальная форма церковного управления, в которой право принимать окончательные решения не принадле­жит поместной церкви.

imago Dei — латинское выражение, означающее образ Божий.

Имена Бога — различные определения Бога, встречающиеся в Писании.

Имманентность — внутренне присущее свойство, пребывание в себе. Это по­нятие используется в богословии применительно к причастности Бога к творе­нию.

Интеллектуальные атрибуты — аспекты характера Бога, охватывающие Его разум и присущий Ему ход мышления.

Искажение ролей — представление о том, что Бог, наказывая Адама и Еву после грехопадения, не поручил им новые роли или функции, а только привнес в их прежние роли боль и страдание.



Словарь


Искупление — работа, проделанная Христом в жизни и смерти, чтобы заслу­жить наше спасение.

ICBI — International Council on Biblical Inerrancy (Международный комитет непогрешимости Библии). В 1978 г. эта организация выпустила в свет «Чикаг­скую декларацию о непогрешимости Библии», в которой дала четкое определе­ние непогрешимости, разделяемое большинством протестантов.

Исполнение Святым Духом — явление, происходящее после обращения, ког­да на верующего нисходит Святой Дух. Разнообразные последствия этого явле­ния включают еще большую любовь к Богу, еще более решительную победу над грехом, возрастание сил, необходимых для служения, а иногда и получение ду­ховных даров.

Истинность — учение, согласно которому Бог — это истинный Бог, а Его зна­ние и слова истинны и являют собой высшее мерило истины.

Исторический премилленаризм — представление о том, что Христос возвра­тится на землю после периода великих испытаний и установит тысячелетнее цар­ство. При этом умершие верующие будут воскрешены, а верующие, которые бу­дут живы, получат прославленные воскрешенные тела, и все они будут править с Христом в течение тысячи лет.

Историческое богословие — историческое исследование подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох.

История спасения — совокупность событий на протяжении истории, с помо­щью которых Бог осуществлял замысел спасения Своего народа (см. спасение).

Исцеление — дар Святого Духа, позволяющий возвращать здоровье и пред­вещающий полное освобождение от физической немощи, купленное для нас Христом смертью и воскресением.

Кальвинизм — богословская традиция, названная в честь французского ре­форматора Жана Кальвина (1509—1564). В кальвинизме подчеркивается верхов­ная власть Бога над всеми вещами, человеческая неспособность творить духов­ное благо перед Богом и слава Бога как высшая цель всего, что происходит.

Канон — книги, входящие в состав Библии (от греч. кмбя/, «измерительная трость», «стандарт»).

Канонические — сохранившиеся книги, обладающие божественным автори­тетом и потому включенные в канон Писания как записанные подлинные Божьи слова.

Караемое замещение — воззрение, согласно которому Христос Своей смертью понес справедливое наказание Бога за наши грехи, выступая нашим заместите­лем.

Классис — региональный орган управления в христианской реформатской церкви (подобный пресвитерии в пресвитерианской системе).

«Ключи Царства» — выражение Иисуса из Мф. 16:19, означающее право про­поведовать Евангелие и требовать соблюдения церковной дисциплины.

Конкордизм — другое понятие для обозначения теории «день — эпоха», на­званное так в связи со стремлением к «согласию» («конкордии») между Библией и научными выводами о возрасте Земли.


Словарь ___________________________ 1401

Консистория — понятие, обозначающее местный совет пресвитеров в христи­анской реформатской церкви (подобный сессии в пресвитерианской системе).

Космологический аргумент — доказательство существования Бога, основан­ное на том, что, поскольку все известные предметы и явления во вселенной име­ют причины, сама вселенная также должна иметь причину, и этой причиной мо­жет быть только Бог.

Красота — атрибут Бога, делающий Его средоточием всех прекрасных качеств.

Креационизм — представление о том, что Бог создает новую душу для каждо­го человека и направляет ее в человеческое тело где-то между зачатием и рожде­нием.

Крещение верующих — воззрение, согласно которому крещение совершается надлежащим образом только над теми, кто проявляет убедительное исповедание веры в Иисуса Христа.

Крещение в Святом Духе — выражение, которое используют новозаветные авторы, говоря о подчинении власти нового завета Святого Духа. Этот акт подразу­мевает начало новой духовной жизни (в возрождении), очищение от греха, избав­ление от склонности к греху и от его власти, а также получение сил для служения.

Крещение младенцев (педобаптизм) — обычай, по которому крещение совер­шают над младенцами (приставка naiSo- происходит от греч. лшд, «дитя»).

Крещение Святым Духом — толкование выражения, переводимого так же, как «крещение в Святом Духе». Перевод греческого предлога ки творительным паде­жом указывает на то, что Святой Дух выступает как деятель, совершающий кре­щение, однако более точный смысл этого выражения заключается в том, что Свя­той Дух представляет элемент, «в» который (или «которым») крестят верующих при обращении.

Кровь Христа — выражение, обозначающее смерть Христа в ее спасительных аспектах, поскольку кровь, которую Он пролил на кресте, была зримым доказа­тельством того, что Его кровь пролилась, когда Он умер жертвенной смертью, чтобы заплатить за наше спасение.

Личная эсхатология — учение о событиях, которые произойдут в будущем с отдельными людьми, а именно о смерти, промежуточном состоянии и прослав­лении.

X6yoq — греческое понятие («слово»), которое апостол Иоанн использует по отношению к Христу в Ин. 1:1. Применительно к Иисусу это понятие отражает и ветхозаветное представление о созидательной силе Божьего слова, и греческую идею об организующем и объединяющем принципе вселенной.

Любовь — применительно к Богу — учение, согласно которому Бог вечно отдает Себя другим.

Макроэволюция — «общая теория эволюции», или представление о том, что все организмы возникли из неживой материи.

Материализм — учение, согласно которому не существует ничего, кроме ма­териальной вселенной.

Микроэволюция — теория, согласно которой незначительные внутривидо­вые изменения не приводят к возникновению новых видов.



Словарь


Миллениум — понятие, обозначающее тысячелетие, названное в Отк. 20:4,5 временем царствования на земле Христа и праведников (от лат. millennium, «ты­сяча лет»).

Милосердие — благодать Бога по отношению к тем, кто пребывает в нужде и страдании.

Мир — учение о том, что существованию и деяниям Бога чужд всякий беспо­рядок, хотя Он непрерывно проявляет активность, совершая бесчисленные, хо­рошо организованные и полностью управляемые одновременные деяния.

Мистическое слияние — понятие, обозначающее соединение верующего с Христом, — процесс, сущность которого не вполне ясна и который известен только из откровения в Писании (см. также единение с Христом).

Михаил — архангел, изображенный в Писании как предводитель небесного воинства.

Могущественные деяния — библейское понятие, обозначающее чудеса (пе­ревод евр. ГГСЭТШЭЫ и греч. Svvafiic) и указывающее на проявление необыкновен­ного могущества (см также чудо).

Модализм — еретическое учение, согласно которому Бог представляет Со­бой не единство трех отдельных личностей, а одну личность, являющуюся лю­дям в те или иные моменты в различных видах («модусах»).

Модалистское монархианство — то же, что и модализм.

Молитва — личное общение с Богом.

Монизм — представление о том, что в человеке присутствует только одно на­чало и что тело — это и есть личность.

Монофелитство — отвергнутое в VII в. еретическое воззрение, по которому Христос обладал только одной волей.

Монофизитство — ересь V в., согласно которой Христос обладал только одной природой, объединявшей божественное и человеческое начала (от греч. n6voc, «один», и <pvaiq, «природа»).

Моральный аргумент — доказательство существования Бога, основанное на необходимости Бога, Который является для человека источником понимания добра и зла.

Мудрость — учение о том, что Бог всегда выбирает самые разумные цели и находит оптимальные пути их достижения.

Наделение силами для служения — основной аспект работы Святого Духа, за­ключающийся в свидетельстве о Божьем присутствии и благословении (см. так­же Святой Дух).

Надзиратель — перевод греческого слова ёгйокотюд — понятия, используемо­го в Новом Завете, наряду со словами «пастырь» и «пресвитер», для обозначения высшего должностного лица в поместной церкви.

Небо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: