Основополагающие идеи русской религиозной философии

Во-первых, идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса занимает видное место в сочинениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. По мысли В. С. Соловьева, история общества есть процесс движения дохристианского языческого его состояния к христианскому как к его истинному состоянию. На дохристианской стадии основой общества была природа человеческая, образующим началом - разум божественный, а результатом истории - Богочеловек (Христос). На христианской стадии основой общества является натура божественная (София), действующим и образующим началом является разум человеческий, а результатом - коллективный или универсальный человеко-бог, или Вселенская Церковь. Человеческое начало в Западной церкви, соединенное с божественным началом Восточной церкви приводит к богочеловеческому состоянию общества, где материя и дух, добро, истина и красота объединены в одной гармонии.

Во-вторых, видное место в русской религиозной философии занимает идея всеединства. Она встречается в творчестве В. Соловьева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева. В природе, согласно Соловьеву, господствуют три царства: природное, где преобладает энергия растений и животных, человеческое, где господствует энергия разума, божественное, где царствует охватывающая гармония духа. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви.

Н.О. Лосский дополняет это понимание природы идеей органического целого. Для него весь мир есть результат развития идеи органического целого: «Первоначально существует целое, а элементы способны существовать и возникать только в системе целого». Это первоначало мира - не отвлеченная абстракция, а существующая реальность, Царство Божие как осуществленный идеал. Этот идеал и есть мир как всеединство.

В третьих, для русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Н.А. Бердяев в книге «Философия свободы» говорит, что свобода существует изначально в Ничто, или ungrund. Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за свободный выбор в пользу добра или зла. Другой вид свободы - это рациональная свобода, которая подчиняет человека моральному закону, т.е. ограничивает его. Наконец, высшее проявление свободы - свобода, выражающая себя как божественная любовь. Эта свобода чаще всего предстает жертва, искупление, индивидуальное и коллективное спасение.

В-четвертых, в русской философии видное место занимает идея правды как истины, в которой объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда в русской философии и русской истории издавна была идеалом народным, идеалом справедливости и естественного права, вытекающего из природы вещей, идеалом религиозным. «Русская правда» в XI веке была сводом законов Древней Руси. Программа декабристов также была изложена в сочинении П.И.Пестеля «Русская правда». Наконец, главная газета коммунистов, выходящая с 1912 года, называется «Правда». Традиция идеала правды, таким образом, восходит к старойой платоновской идее высшего Блага, в котором сосредоточены Добро, Истина и Красота. Дополненная христианским чувствованием в нравственно-религиозной троице - Вере, Надежде, Любви - эта идея воплощалась в процессе русской историии то в идее батюшки-царя, то в идее нравственно-религиозной свободы, то в идее царства Божия и, наконец, в идее коммунизма. Каждое сословие искало свою правду, а русский народ в целом - высшую правду жизни.

В-пятых, одно из центральных мест в русском самосознании занимала русская идея. Впервые упомянул о русской идее Соловьев в своем выступлении в частном клубе в Париже 1882 году. Он сказал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности». Он сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, или богочеловечества. Религиозно-моральный смысл русской идеи у Соловьева выразился в отказе от государства светского в пользу государства теократии, в отказе от национально-эгоистической религии в пользу всемирной религии Вселенской Церкви.

Русская идея в нашем национальном сознании существовала также в идее соборности, проявлялась через историческое мессианство, т.е. через спасение своим социальным опытом всего человечества. Для нее характерны также духовность, выражающаяся в полноте и целостности жизни, устремленность народа к нравственному идеалу Добра, культ народа как целостности, несущей в себе божий дух, признание ненасилия принципом жизни людей.

Таким образом, видно, что русская идея формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.

Был и другой аспект у русской идеи – государственно-патриотический. Государственная власть (вначале царь, затем, в XX веке, Советская власть) рассматривала русскую как идею оправдания исторического места русского государства в мировой социальной структуре. О народных корнях национального идеала, о его природных истоках говорилось как о чём-то побочном. В результате, по мнению ряда исследователей, русская идея никогда не была в нашей истории родовой, национальной, а всегда была идеей собирательной, всемирной. Этот отрыв от жизни, от практики, этот утопизм - характерная черта русского менталитета.

Очевидно, что философская домарксистская мысль в России развивалась как нечто особенное, отличное от философской мысли Запада и Востока. В этом нет ничего необычного, так как каждый народ создает свое философское самосознание, которое свойственно его характеру, его системе ценностей. Эти особенности духовного начала, сокрытого в жизни каждого народа, определяют особенности его быта и материальной культуры.

Характерные черты русской домарксистской философии выразились в следующем:

· Русская философия есть философия по преимуществу религиозно-нравственная;

• В ней преобладал принцип целостности бытия, или всединства;

• Её нравственный идеал (например, высшее Благо) выражается как идеал практической деятельности, идеал единства слова и дела;

• В русской философии сильна струя мессианства, воспринятого от христианства;

· Соборность является характерной чертой и русской социалъной жизни, и русской духовности. В ней преобладают христианские ценности: идеи высшего Блага, Софии, промысла божия;

· русская философия связана с греческой философской традицией, особенно с идеями Платона и Аристотеля. Она направлена на расшифровку тайн бытия, т.е. скрытых в её символах значений;

· она связана со всем полем русской культуры, имеет публицистический характер.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: