Во-первых, идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса занимает видное место в сочинениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. По мысли В. С. Соловьева, история общества есть процесс движения дохристианского языческого его состояния к христианскому как к его истинному состоянию. На дохристианской стадии основой общества была природа человеческая, образующим началом - разум божественный, а результатом истории - Богочеловек (Христос). На христианской стадии основой общества является натура божественная (София), действующим и образующим началом является разум человеческий, а результатом - коллективный или универсальный человеко-бог, или Вселенская Церковь. Человеческое начало в Западной церкви, соединенное с божественным началом Восточной церкви приводит к богочеловеческому состоянию общества, где материя и дух, добро, истина и красота объединены в одной гармонии.
Во-вторых, видное место в русской религиозной философии занимает идея всеединства. Она встречается в творчестве В. Соловьева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева. В природе, согласно Соловьеву, господствуют три царства: природное, где преобладает энергия растений и животных, человеческое, где господствует энергия разума, божественное, где царствует охватывающая гармония духа. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви.
|
|
Н.О. Лосский дополняет это понимание природы идеей органического целого. Для него весь мир есть результат развития идеи органического целого: «Первоначально существует целое, а элементы способны существовать и возникать только в системе целого». Это первоначало мира - не отвлеченная абстракция, а существующая реальность, Царство Божие как осуществленный идеал. Этот идеал и есть мир как всеединство.
В третьих, для русской философии важна проблема свободы человеческой личности. Н.А. Бердяев в книге «Философия свободы» говорит, что свобода существует изначально в Ничто, или ungrund. Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за свободный выбор в пользу добра или зла. Другой вид свободы - это рациональная свобода, которая подчиняет человека моральному закону, т.е. ограничивает его. Наконец, высшее проявление свободы - свобода, выражающая себя как божественная любовь. Эта свобода чаще всего предстает жертва, искупление, индивидуальное и коллективное спасение.
В-четвертых, в русской философии видное место занимает идея правды как истины, в которой объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда в русской философии и русской истории издавна была идеалом народным, идеалом справедливости и естественного права, вытекающего из природы вещей, идеалом религиозным. «Русская правда» в XI веке была сводом законов Древней Руси. Программа декабристов также была изложена в сочинении П.И.Пестеля «Русская правда». Наконец, главная газета коммунистов, выходящая с 1912 года, называется «Правда». Традиция идеала правды, таким образом, восходит к старойой платоновской идее высшего Блага, в котором сосредоточены Добро, Истина и Красота. Дополненная христианским чувствованием в нравственно-религиозной троице - Вере, Надежде, Любви - эта идея воплощалась в процессе русской историии то в идее батюшки-царя, то в идее нравственно-религиозной свободы, то в идее царства Божия и, наконец, в идее коммунизма. Каждое сословие искало свою правду, а русский народ в целом - высшую правду жизни.
|
|
В-пятых, одно из центральных мест в русском самосознании занимала русская идея. Впервые упомянул о русской идее Соловьев в своем выступлении в частном клубе в Париже 1882 году. Он сказал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности». Он сводил русскую национальную идею к идее всечеловечества, или богочеловечества. Религиозно-моральный смысл русской идеи у Соловьева выразился в отказе от государства светского в пользу государства теократии, в отказе от национально-эгоистической религии в пользу всемирной религии Вселенской Церкви.
Русская идея в нашем национальном сознании существовала также в идее соборности, проявлялась через историческое мессианство, т.е. через спасение своим социальным опытом всего человечества. Для нее характерны также духовность, выражающаяся в полноте и целостности жизни, устремленность народа к нравственному идеалу Добра, культ народа как целостности, несущей в себе божий дух, признание ненасилия принципом жизни людей.
Таким образом, видно, что русская идея формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе.
Был и другой аспект у русской идеи – государственно-патриотический. Государственная власть (вначале царь, затем, в XX веке, Советская власть) рассматривала русскую как идею оправдания исторического места русского государства в мировой социальной структуре. О народных корнях национального идеала, о его природных истоках говорилось как о чём-то побочном. В результате, по мнению ряда исследователей, русская идея никогда не была в нашей истории родовой, национальной, а всегда была идеей собирательной, всемирной. Этот отрыв от жизни, от практики, этот утопизм - характерная черта русского менталитета.
Очевидно, что философская домарксистская мысль в России развивалась как нечто особенное, отличное от философской мысли Запада и Востока. В этом нет ничего необычного, так как каждый народ создает свое философское самосознание, которое свойственно его характеру, его системе ценностей. Эти особенности духовного начала, сокрытого в жизни каждого народа, определяют особенности его быта и материальной культуры.
Характерные черты русской домарксистской философии выразились в следующем:
· Русская философия есть философия по преимуществу религиозно-нравственная;
• В ней преобладал принцип целостности бытия, или всединства;
• Её нравственный идеал (например, высшее Благо) выражается как идеал практической деятельности, идеал единства слова и дела;
• В русской философии сильна струя мессианства, воспринятого от христианства;
· Соборность является характерной чертой и русской социалъной жизни, и русской духовности. В ней преобладают христианские ценности: идеи высшего Блага, Софии, промысла божия;
|
|
· русская философия связана с греческой философской традицией, особенно с идеями Платона и Аристотеля. Она направлена на расшифровку тайн бытия, т.е. скрытых в её символах значений;
· она связана со всем полем русской культуры, имеет публицистический характер.