Пояснительная записка. Цельпрограммы – создание оптимальных условий для комплексного художественно-эстетического образования и патриотического воспитания детей посредством их

Цель программы – создание оптимальных условий для комплексного художественно-эстетического образования и патриотического воспитания детей посредством их приобщения к искусству русского народного хорового исполнительства.

Основными задачами программы являются:

- знакомство с лучшими образцами русского народно-певческого исполнительства и на этой основе формирование представлений о свойствах поставленного народно-певческого голоса;

-овладение технологиями певческого дыхания; управления гортанью и другими частями голосового аппарата как средствами достижения таких важнейших характеристик русского народного пения, как яркость, красота, сила, полётность голоса, естественность головного резонирования (без сильного "прикрытия"), плотность грудного звучания, естественная "разговорная" манера произношения текста;

-формирование правильной осанки;

-приобретение умений и навыков органичной и эмоционно-выразительной мимики и пантомимики, соответствующей эмоционально-смысловому содержанию исполняемой песни;

-формирование представлений о региональных стилях русского народного пения (среднерусским, южнорусским, северорусским);

-ознакомление с эстетикой русского народного костюма и освоение соответствующих умений и навыков его ношения.

-освоение элементарных умений и навыков игры на русских народных инструментах;

-воспитание эстетического вкуса, уважения и любви к богатейшим традициям родной культуры.

Современный детский фольклорный ансамбль изучает и пропагандирует подлинные произведения народного творчества, исполняя их в народно-певческом стиле, который отличается от академического открытым, грудным характером звучания, разговорной манерой пения, неразрывной связью слова, напева и движения.

В процессе работы с детским хоровым коллективом необходимо учитывать следующие моменты:

· заинтересованность ребёнка. Форма занятий должна быть разнообразной (чередование статичных и подвижных видов работы), чтобы заинтересованность не ослабевала;

· вопросы репертуара. Можно петь песни любого жанра, подходящие по содержанию. На начальном этапе обучения наиболее целесообразны потешки и прибаутки, колыбельные, игровые, плясовые и хороводные песни разных областей России без учёта региональных специфических особенностей. Простые по форме, несложные интонационно и ритмически, яркие - они быстро запоминаются и легко исполняются. По мере овладения голосом, развития слухово-голосовой координации, репертуар целесообразно усложнять. При этом не надо бояться где-то сократить текст, заменить слово или строчку, досочинить несколько строф. Но делать это надо осторожно, чтобы не нарушилась логика текста, а новое слово не выделялось из стиля песни в целом. В постановке программ можно использовать пословицы, поговорки, игры, считалки, скороговорки, фрагменты обрядов и праздников;

· хоровой класс должен знать, какие песни он поёт, с чем связаны те или иные слова, какие исполнительские традиции воплощены в каждом конкретном случае;

· обязателен диалект (для учащихся среднего и старшего возраста, на начальной стадии обучения исполняются в основном общерусские песни без учета диалекта). Дети осваивают его очень быстро. Важно начинать учить песню сразу с диалектом;

· хормейстер и хореограф-постановщик обращают внимание на областную специфику хореографической пластики, постановку рук и корпуса при работе над каждой песней. Для начинающих важно уметь красиво, ровно стоять, не зажимая мышцы шеи, спины; стоять в полукруге и двигаться по кругу. Детям постарше – уметь то же, а также знать основные шаги для движения в хороводе при исполнении среднерусских и южнорусских песен. Уметь делать основные дроби, ключи и белгородский пересек. Иметь представление о различиях темперамента, а, следовательно, характере движения в южных и северных регионах;

· яркими, красочными становятся песни с использованием во время их исполнения русских народных музыкальных инструментов (свистулек, трещоток, ложек, рубели, бубна и др.), а также, старинных элементов быта (вышитых рушников, поясов, платков);

· у коллектива обязательно должна быть практика выступлений. Концерты - большой стимул в работе любого ансамбля и хора.

УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

В реализации программы заняты:

1) педагог-хормейстер. Его задача: привить детям любовь к хоровому пению, сформировать потребность в систематическом коллективном музицировании; создать атмосферу творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Это способствует формированию личности ребенка, воспитывает чувство товарищества, а в этом – залог высоких художественных результатов хора. Он следит за развитием каждого ребёнка в отдельности и хоровой группы в целом, расширяя постепенно певческие возможности и музыкальный кругозор детей.

Желательно наличие у педагога-хормейстера высшего соответствующего музыкального образования; умения и желания работать с детьми; наличие помещения для работы; реквизита, необходимого для рабочего процесса и концертной деятельности (магнитофона, народных шумовых инструментов: ложек, трещоток, рубелей, коробочки, бубнов, свистулек; а также ярких красочных концертных костюмов).

2) программа предусматривает привлечение концертмейстера (баяниста) из расчёта 100% от общего количества часов.

3) необходимо активное участие педагога-балетмейстера для выработки правильной осанки, умения красиво двигаться на сцене. Педагог-балетмейстер выполняет постановочную работу; отрабатывает все элементы и детали хороводов, плясок; развивает выразительность движений для сценического концертного исполнения песен. Важным условием работы является знание областных особенностей народной хореографии.

Программа состоит из трёх разделов. Каждый раздел рассчитан на категорию детей, обладающих определённой суммой знаний, умений и навыков. Возрастной ценз здесь является примерной цифрой, ведь главный фактор перехода из одной ступени в другую - музыкальные данные и работоспособность учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: