Министерства здравоохранения Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Кафедра хирургически болезней № 2

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий кафедрой,

д.м.н., Грошилин В.С,

__________________________

«____»_________________201_

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей к практическому занятию № 2

у студентов 1 курса специальности «Лечебное дело» по уходу за больными.

1. Тема занятия: основы медицинской этики и деонтологии. Взаимодействие с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом. Особенности взаимодействия с пациентами и родственниками. Внешний вид медицинского работника. Правила личной гигиены. Здоровый образ жизни.

2. Продолжительность занятий: 2 академических часа.

3. Вид занятий: ознакомление студентов с основными аспектами медицинской этики и деонтологии.

4. Место проведения: учебная комната.

5. Цель занятия: получение студентами теоретических знаний и практических навыков в области работы младшего медицинского персонала для успешной работы в качестве младшей медицинской сестры в ходе производственной практики.

6. Задачи:

Изучить основные принципы этики и деонтологии, уметь пользоваться ими в своей практической деятельности.

7. Оснащение занятия:

  • контрольные вопросы, ситуационные задачи, тестовые задания;
  • электронные разработки - презентации;
  • учебные пособия для студентов.

8. Порядок проведения занятий и примерное распределение времени:

а) организационная часть - 15 мин.

б) опрос по теме, подробный разбор практических навыков, которыми должен обладать студент – 30 мин.

в) перерыв – 10 мин.

г) работа в терапевтическом отделении – 30 мин.

д) подведение итогов занятия - 10 мин.

е) задание на следующее занятие – 5 мин.

Итого: 90 минут – 2 академических часа.

Проблема нравственных и юридических взаимоотношений врача и пациента появилась с возникновением самой медицины, и хотя юридические нормы в разное время в различных цивилизациях решались по-разному, морально-этические принципы медицины сохраняют свою гуманистическую направленность на протяжении тысячелетий. Принципы врачевания, заложенные «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой «Клятве», Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Клятва Гиппократа – это наиболее часто цитируемое резюме собственного понимания врачом того, что в моральном отношении требуется от медицинских докторов. Клятва предписывает врачам, как необходимо поступать в их врачебной деятельности. Она начинает долгую традицию медицинской этики, сущностным принципом которой является принцип, согласно которому врач морально обязан приносить пользу пациенту и предохранять пациента от вреда в соответствии с собственным наилучшим мнением врача, каким образом осуществить это. Она формулирует две основные группы моральных обязательств. Это, во-первых, моральные обязательства к пациентам. Они представляют собой ряд абсолютных запретов (например, против аборта и эвтаназии, сексуальных отношений с пациентами), а также формулировку обязательства врача помогать и не вредить пациенту. Во-вторых, формулируются моральные обязательства к другим членам медицинской профессии.

Медицинская этика – это совокупность нравственных норм профессиональной деятельности медицинских работников.

Деонтология – это совокупность этических норм при выполнении медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, деонтология предусматривает нормы взаимоотношений с больными, а медицинская этика – более широких проблем: взаимоотношений с больными, медработниками между собой, родственниками больного, здоровыми людьми.

Особенности взаимодействия врача с пациентами и их родственниками. Главная забота врача – улучшение здоровья больного человека. Тактика врача по отношению к больному, как правило, строго индивидуализирована. Она должна строиться в зависимости от тяжести состояния больного, с учетом его характера, культуры, образования.

Для одних людей, требуется ласковое, мягкое обращение, внимательность, для других, необходима суровая категоричность заключения. Третьим следует простыми, доступными словами объяснить, чем страдает больной, какую манипуляцию необходимо выполнить. Самое главное – показать пациенту, что врач лично заинтересован в его выздоровлении, знает, как помочь больному, и уверен в успехе лечения.

Во всех случаях больные нуждаются в утешении, однако врач обязан поставить в известность больного о серьезности его положения, развитии возможных осложнений. Исключение делается только для безнадежных больных, страдающих онкологическими заболеваниями. Врач должен отмечать даже малейшие положительные изменения в состоянии больного, что имеет большое моральное значение.

Следует подчеркнуть, что любые медицинские вмешательства начиная с первичного осмотра необходимо письменное согласие пациента, которое фиксируется в истории болезни. При отсутствии росписи больного в истории болезни возможны юридические разбирательства в суде со стороны больного, или его родственников, а так же штрафные санкции со стороны надзорных органов.

Родственникам больного (родственникам первой линии) с разрешения пациента врач обязан сообщить исчерпывающую информацию о характере заболевания, виде операции, возможных осложнениях, операционном риске. Ближайшими родственниками являются жена, дети и родители пациента. Всем другим родственникам и знакомым даются по их требованию самые общие сведению о состоянии больного, либо отказать в сообщении какой-либо информации о больном. Сообщение каких-либо данных любым лицам по телефону, или с использованием других средств связи недопустимо. Следует строго соблюдать правило: согласие на медицинское вмешательство, имеющее юридическую силу, дает только больной. Только в случаях наличия официального опекуна, а также за детей, не достигших возраста 15 лет (у больных наркоманией – 18 лет), согласие медицинские вмешательства дают опекуны, или родители. Разглашение информации лицам, не упомянутым в бланке согласия на медицинское вмешательство возможно только по запросу правоохранительных и надзорных органов, а так же в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Взаимоотношения с коллегами. Отношения между сотрудниками медицинских учреждений, должны соответствовать следующим принципам общечеловеческой морали: честность, дружелюбие, взаимоуважение, подчинение более опытному и старшему коллеге и др. В лечебных учреждениях должна быть обстановка максимально щадящая психику больного и создающая атмосферу доверия к врачу. Недружелюбие и заносчивость руководителей, низкопоклонность и угодничество подчиненных исключают возможности анализа и исправления допущенных ошибок, ведут к снижению качества оказания медицинской помощи населению. С одной стороны, категорически нельзя обсуждать врачебные ошибки с пациентами и родственниками, с другой – честное и нелицеприятное обсуждение каждого летального исхода на врачебной конференции, способствуют профессиональному росту сотрудников отделения.

В хирургической клинике всегда должен присутствовать творческий процесс внедрения современных достижений науки в практику. Необходимо соблюдать принцип наставничества: более опытный хирург обучает молодого специалиста. Следующий основополагающий принцип – разумная ответственность в принятии решения: если диагноз остается неясным, то приглашается более опытный специалист. В то же время, если хирург не будет принимать самостоятельных решений, у него не останется пациентов. Взаимоотношения между высшим, средним и младшим медперсоналом должны строиться на взаимном доверии и уважении к друг другу. Однако не должно быть панибратства, только строгий контроль по вертикали за выполнением решения.

Согласно международному кодексу медици6нской этики (Венеция 1983г.),

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

- всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты;

- не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента;

- ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации;

- быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

- уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну;

С нормами медицинской этики несовместимы:

а) самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации;

б) выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: