Системы обслуживания

Система общественного обслуживания -упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений или систем населенных пунктов объективно складываются или целенаправленно формируются в системы межселенного и внутриселенного обслуживания.

Территориальная организация системы межселенного общественного обслуживания. Разнообразие типов систем межселенного обслуживания обусловлено особенностями сложившейся сети населенных мест, путей сообщения, административно-территориального устройства и других условий.

Системы межселенного обслуживания целенаправленно формируются на национальном, региональном и местном уровнях. Системы строятся на принципе, когда на каждом следующем, более высоком уровне, обеспечивается восполнение услуг, недостающих на предыдущем уровне с учетом оптимальных затрат времени на их получение (рис.19).

Опорным центром обслуживания местного уровня принято считать районный центр, где, как правило, размещается комплекс стандартного обслуживания периодического спроса. Его нормативная доступность определяется временем на перемещение в течение 1 часа. Из-за различной площади и конфигурации территории административных районов, не всегда геометрически центрального своего положения, в качестве подцентров обслуживания местного уровня выступают другие городские поселки и крупные села. В них размещаются комплексы стандартного обслуживания (повседневного и частичного периодического спроса), в радиусе доступности до 30 минут.

Региональный (областной) центр призван обеспечивать население подведомственной территории стандартным обслуживанием эпизодического спроса при оптимальной доступности центра по времени 2-2,5 часа. В качестве подцентров регионального уровня выступают сложившиеся межрайонные центры, обладающие достаточно высоким социально-экономическим потенциалом, такие как Полоцк, Орша, Борисов, Барановичи, Бобруйск, Пинск, Мозырь, Лида и др.

Территориальная организация систем внутриселенного общественного обслуживания. Основой внутриселенного обслуживания являются общественные центры, которые включают объекты общественного назначения (по отраслям - управление, торговля, культура, развлечения и др.). Это фокусы социальной активности населения. В больших и крупных городах и за их пределами многие годы формировалась ступенчатая система общественных центров, включающая общегородской центр, центры планировочных образований (планировочных и жилых районов, микрорайонов, производственных и рекреационных зон), а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.). Ступенчатая система (рис.20), в полном составе представленная лишь в нормативно-методической литературе, основана на частоте пользования объектами обслуживания (повседневное, периодическое, эпизодическое).

Общегородской центр (центр поселка, села) обладает универсальным набором функций с высоким уровнем их концентрации. Для общегородских центров характерна представительность застройки, значительные площади, в том числе открытых пространств общего пользования.

Центры планировочных образований(структурные центры) – это центры составляющих элементов селитебной и производственной зон больших, крупных и крупнейших городов.

Ряд положений концепции ступенчатой системы обслуживания, действует до сих пор.

Так, оптимальный радиус доступности центров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке - 800-1000 м). При этом, на передвижение к объектам обслуживания повседневного спроса без пересечения улиц затраты времени составляют 7-15 минут..

Посещение центров жилых районов, комплекс услуг которых обеспечивает периодический спрос населения, может обеспечиваться как на транспорте, так и пешком, при оптимальном радиусе доступности 800 - 1200 м.

Посещение центров планировочных районов, специализированных центров городского значения, а так же главного общественного центра города, которые предоставляют населению города услуги эпизодического спроса и уникальные виды обслуживания предусматривается с помощью транспортных средств. Для жителей больших и крупных городов оптимальной является временная доступность общегородского центра до 40 минут.

С учетом значительного влияния общественного транспорта на организацию жизни горожан, в городах складывается прогрессивная фокусированная система центров обслуживания, привязанная к остановкам и пересадочным узлам массового пассажирского транспорта. Здесь, в отличие от объектов специально посещаемых, концентрируются объекты попутного обслуживания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: