Семинар 4. Механизм принятия управленческого решения. Анализ внешней среды на подготовку и реализацию управленческого решения

Цель занятия: закрепить теорию вопроса и выработать умение анализировать сложившуюся ситуацию или проблему, которая требует своего разрешения.

В процессе производственной деятельности в различных звеньях предприятия порой возникают ситуации, типичные проблемы, которые требуют своего разрешения.

Под ситуацией понимается совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые могут нарушить заданное функционирование системы, и требует приведения системы в равновесие либо перевода ее в новое состояние.

Проблема означает преграду, трудность, задачу. Причиной возникновения проблемы может быть ситуация, когда поставленные цели не достигнуты.

Ситуации можно классифицировать по следующим признакам.

По срочности. Ситуации могут быть самые важные, неотложные, накапливаемые.

По характеру возникновения. Ситуация может складываться внутри предприятия (внутрен­няя среда), во внешней среде и ситуации взаимодействия внутренней и внешней среды.

По степени структурированности информации. Ситуация может хорошо поддаваться анализу, плохо поддаваться анализу.

По уровню. Ситуации бывают общесистемного характера, касаться отдельных подразделений предприятия.

По содержанию. Ситуации могут относиться к определенной деятельности предприятия: экономической, технической, социальной, организационной и др.

По причинам возникновения. Причиной возникновения ситуации может быть: появление новой цели; сохранение функционирования объекта; искусственно создаваемые трудности (конкурентами); случайные обстоятельства.

При анализе, необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: симптомы, причины, следствия.

Симптомы - это некоторые видимые проявления проблемы, которые привлекают к ней внимание, но объяснить не могут.

Причины - это исходные движущие силы, породившие проблему.

Следствия - это результаты, к которым приводят данные проблемы.

Цель решения проблемы выражается в вопросе: "Для чего необходимо решать проблему?". Чрезвычайно важно для решения проблемы правильно ее сформулировать. В связи с этим следует отметить, что в проблеме выделяют "имя" и "формулировку". Их нельзя смешивать. Название проблемы, как правило, бывает кратким символичным.

Классификация проблемной ситуации позволяет выявить объект, субъект, причинно-следственную связь, предмет.

Объект проблемы отвечает на вопрос: Где возникла проблема? В коллективе, отделе, оборудовании.

Субъект проблемы тот, кто связан с проблемой, т.е. кто несет ответственность за должностные обязанности.

Причинно-следственная связь позволяет выявить причины, симптомы, следствия.

При разборе ситуации следует так же произвести анализ наличия всех возможных информационных данных т.к. характер, периодичность и качество имеющейся информации способствуют определению курса дальнейших действий выработки решения.

Информация бывает в виде:

количественных данных, например, статистическая информация;

формализованные данные, которые имеют предметное описание объекта. Примером формализованных данных являются документы - акты, официальные письма, справки и др.;

интуитивные данные, которые основываются на подсознательных чувствах. Источником выступает интуиция, опыт, чувства.

неформальные данные.

Содержание работы:

1. Из десяти представленных в Приложении 1 ситуаций в исходных данных выберите пять.

2. Ознакомьтесь с ситуацией, произведите классификацию ситуации или проблемы.

3. Определите тип информации в описанной ситуации: подсознательная или интуитивная; предметное описание объекта; формальные статистические данные.

4. При анализе проблемы определите, что это: симптомы, причины, следствия.

5. Определите название проблемы.

6. Сделайте выводы

Приложение 1

Исходные данные:

1. На предприятии «Сайл» была проведена ревизия по проверке финансового учета. Проверкой были обнаружены факты грубого нарушения финансового учета, полное отсутствие учета и отчетности по командировкам, отсутствие журнала учета доверенностей.

2. Компания «Стройком» занимается реализацией строительных материалов из Германии. Во вновь прибывшем контейнере с продукцией для реализации в рознице и под заказ было обнаружено следующее: пакеты с сыпучими материалами находились во вскрытом состоянии, в оконных рамах стекла были треснуты.

3. На предприятии «Оксид» была проведена документальная ревизия, в ходе которой было зафиксировано следующее: не упорядочен учет личного состава; некоторые личные дела ИТР находятся в запущенном состоянии; у заведующего склада металлов Петрова оказались излишки листовой стали (320 кг) и недостача стальной ленты (185 кг); допускается необоснованное списание упаковочной бумаги, гвоздей и запасных частей для ремонта оборудования; в механическом цехе допущен перерасход припоя в количестве 60 кг; заведующим складским хозяйством П.И. Яковлевым несвоевременно отгружена поставщикам возвратная тара, за что заводом уплачен штраф в сумме 1,5 млн рублей.

4. На предприятии сложились неблагоприятные отношения между сотрудниками, которые выражались в виде систематических конфликтов между работниками - исполнителями и руководителем предприятия. Работникам не регулярно выплачивалась заработная плата, исполнители не всегда реагировали на указания и распоряжения руководителя предприятия.

5. Водитель служебного автотранспорта попал по своей вине в дорожное – транспортное происшествие, в результате чего был поврежден автомобиль.

6. В подразделениях предприятия разработанные документы не соответствуют стандартам делопроизводства, не ведется контроль их исполнения.

7. В одном из подразделений предприятия сотрудница Пыркова Л. систематически нарушает трудовую дисциплину - опаздывает на работу, раньше времени уходит с работы и на обеденный перерыв.

8. Банк собирается открыть еще один свой дополнительный филиал в г. Артеме.

9. В институте, в одной из аудиторий произошел пожар в результате замыкания проводки.

10. В одном из подразделений предприятия произошел конфликт на предмет несправедливого распределения премии среди сотрудников

Литература к семинару:

1. Аунапу Т.Ф., Аунапу Ф.Ф. Некоторые научные методы принятия управленческих решений. Барнаул, 1975.-136с.

2. Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект. -М.: Экономика, 1977.-153с.

3. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование -планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный: ТОО НИЦ «Крылья», 1997. -400 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: