Предметність діяльності

Важнейшим свойством деятельности, позволяющим адекватно раскрыть её психологическое содержание, является предметность. Предметность является как раз той характеристикой, которая позволяет отличить деятельность от активности, вообще, от любого иного отношения.

а). психологическое содержание предметности.

Предметность деятельности трактуется как свойство отражать качества предметов объективного мира: «предметность выступает как универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в себе объективные качества предметов, среди которых действует субъект».

Это свойство лежит в основе происхождения психических образов отражения, в том их свойстве, что они являются образами объективно существующих предметов: «Глубокая природа психических чувственных образов состоит в их предметности, в том, что они порождаются в процессах деятельности, практически связывающей субъекта с внешним предметным миром. Как бы ни усложнялись эти связи и реализующие их формы деятельности, чувственные образы сохраняют свою изначальную предметную отнесенность».

Принцип предметности деятельности является наиболее ярким критерием, позволяющим специалистам различать варианты деятельностных концепций. В этом смысле необходимо различать предметность «в широком плане» и предметность «в узком плане». Под широко понимаемой предметностью имеется в виду отнесённость (направленность) деятельности к внешнему объективному миру, т.е. в широком смысле предметом деятельности является внешний предметный мир. «Широкое» понимание предметности является общим для деятельностных концепций, созданных на основе марксистского понимания деятельности.

К предметности же в «узком» смысле как построению структуры деятельности на основании её изоморфизма структуре своего предмета, отношение в различных деятельностных концепциях неодинаково. А именно, в объектно-деятельностном подходе считается, что структура предмета однозначно детерминирует структуру деятельности и изоморфно в ней воспроизводится, в другой же концепции, в субъектно-деятельностной – предмет есть всего лишь повод (причина) для дальнейшего самодвижения структуры деятельности.

б). психологическое содержание предмета деятельности.

Исходя из общепринятой интерпретации предметности как конституирующей характеристики деятельности, естественным образом следует понимание самого предмета деятельности. В объектно-деятельностной концепции предмет признается как подчиняющий себе и детерминирующий деятельность субъекта, в результате преобразующийся в свой субъективный образ: «Основной, или, как иногда говорят, конституирующей, характеристикой деятельности, является ее предметность. при этом предмет деятельности выступает двояко: первично - в своем независимом существовании, как подчиняющий себе и преобразующий деятельность субъекта, вторично - как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства, которое осуществляется в результате деятельности субъекта и иначе осуществиться не может».

Поскольку деятельность представляется субстанцией, а носителями этой субстанции являются человеческие предметы, то вполне логично говорить о том, что: «... предметами деятельности смогут быть материальные вещи, идеальные образы, другие люди или сам субъект деятельности...».

в). предметная деятельность как психологическое понятие.

Интерпретация предметности как способа воспроизводства деятельностью структуры своего предмета, а понимание предмета деятельности, соответственно, как материального (вещественного) или материализованного предмета объективного мира даёт основание свидетельствовать о предметной деятельности как о способе преобразования предметов. В первую очередь это относится к её непосредственно-чувственной форме – труду: «… Основной предметной деятельностью человека является труд …».

Именно таким образом – как способ манипулирования с предметами – трактуется предметная деятельность детей и в известном психологическом словаре. В некоторых случаях предметная деятельность интерпретируется не только как манипулирование с предметами, но и как производство предметов культуры за счёт механизмов опредмечивания-распредмечивания: (Г.С. Батищев, В.В. Давыдов, Э.В. Ильенков, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Трубников, Э.Г. Юдин и др.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: