ДЕМОНИЗИРОВАННЫЕ ПЕРСОНАЖИ
ПОМОЩНИКИ
БАБА-ЯГА
= Баба- Яга: Арх. г., Ефим. 2, 142-143; б. м., Сах., 19 (как отвлеченно враждебный персонаж); 77 яги -баб: Арх., Забыл., 309-310. Ср. ее трех сыновей Вези, Пузи, Сини ®.
( 3 упоминания.
( ""Яга" (варианты в русских, украинских и белорусских сказках - Ега, Ига, Ягая, Юга, Баба-Язя и др.) восходит к праслав. *ega / esa, родственному лит. engti и латыш. igt с общим значением "зло", "кошмар", "болезнь", "ведьма" и т. д." (Чистов 1997, 56).
(Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Выступает в "черном" тексте.
( Широко распространенный в славянском фольклоре, прежде всего сказочном, персонаж. См. о ней, в частности: Топоров 1963; Черепанова 1983а, 100-110; Чистов 1997.
УСЫНЯ, БОРОДЫНЯ, НИКИТА МАМЕНТИЙ БРАТЬЯ
= Три брата: Усыня, Бородыня да НикитаМаментий: Влад. г., Майк., 424-425.
( 1 упоминание.
( Связь двух имен с волосами отсылает, возможно, к табуированному имени языческого бога Волоса. Ср. также враждебного " мамонта насыльного" в заговоре от нечистого духа (ркп. из Арх. г., Майк., 577-580; Ефим. 2, 159-162). О происхождении и широких фольклорных связях названия беса мамонт см.: Черепанова 1983а, 98-99.
|
|
(Помогают: вызвать (присушить) чью-либо любовь. Идут "леса зажигати, болота высушати, реки затворяти" (ср. безымянные огненные стрелы и огненных змеев, которые делают в заговорах то же самое), а субъект отправляет их зажигать сердце девушки. Близки также к персонифицированным ветрам ®
( Ср. также в сказке: "птица Усыня - змей о двенадцати головах" (об этом персонаже см.: Успенский 1982, 145, 181; о возможной связи волос с культом Волоса (Велеса) - там же, с. 67 и др.), а также троицу Горыня, Дубыня и Усыня из восточнославянских сказок типа 301 по указателю А. Аарне (см. о ней: Иванов, Топоров 1976, 113; СМ, 143-145).
ХОРОВЕЙ ЛЕШАК
= Лешак Хоровей: Вятск. о., Иван., 46.
( 1 упоминание.
(Помогает: вызвать (присушить) чью-либо любовь.
( Вместе с 77 лешаками и лешачихами стоит в дубе-дубище на Сиамских ® горах.
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)