Каин и Авель

= Каин и Авель: Арх. о., Песк., 79 (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); б. м., Рыбн., 262; Тих. Лет. 4, 77; Каин и Авиль: Смол. г., Добр., 197; Кавель и Авель: Арх. о., Ив., 21. (из материалов экспедиции МГУ 1972 г.); те же, 2 брата на месяце: Арх. г., Майк., 454; Арх. о., МГУ-74, ФЭ-10: 1366; Каин и первый человек Абель: Олон. г., Мансикка, 211; МесяцКаин и его брат Авель: б. м., Щуров, 163. Ср. Месяц Месяцович ®, Каер и Лаер ®, Афис-Кафис ®.

( 9 упоминаний.

КАЯН

= Бесица, горящие глаза, железные руки, верблюжьи волосы - Каяна виденье: б. м., Новомб. 07, 223. Ср. Каин и Авель ®.

( 1 упоминание.

(Братья исцеляют: людей от зубной боли ( преобладает); людей от грыжи; людей от кровотечения из ран; людей от ураза (ушиб, рана).

( В заговорах от зубной боли частый мотив диалога с мертвым братом (или с Месяцем ®). В текстах от кровотечения из ран мотив колотья и резания ножами, отсутствия раны, крови и опухоли после убийства. Зафиксирован инверсионный мотив " Авель Кавеля убил".

( Мотив помещения Каина, убившего брата, на Луну восходит, по-видимому, к апокрифической богомильской книжности. Например, в болгарском "Сказании из [книги] Бытия", являющемся фрагментом т. н. Беловского сборника (конца XVII в.), дается такой ответ на вопрос "Ради чего Бог поставил Каина на Луне?": "Дабы видел блага, которых лишился, и дабы видел зло, оставшееся после него" (цит. по: Бадаланова 1997, 44; там же см. другие книжные источники поверья и его отражения в болгарских народных представлениях).

(( У восточных славян было широко распространено воззрение, что Каин и Авель видны на лунном диске (см., напр., украинские данные в: Чубинский 1872, 7 [Чубинський 1995, 1, 16-17]); о том же говорят и архангельские сведения: Ефименко 1877, ч. 1, 171, 185.

( Поляки считали, что на луне видны Kain i Abel: первый убил второго за то, что тот "skladal lepsze snopy" (Relacje... 1989, 114); см. также: Slownik 1996, 166. Болгары полагали, что на луне два брата (Каин и Авель), один из которых убил другого и носит на спине. Называется и причина убийства - неспособность разделить имущество (см.: Бадаланова 1997, 44-45). Поверье о том, что на луне видны Каин и Авель, известно и у румын; см.: Свешникова, Цивьян 1979, 170.

АДАМИЙ ДЕДУШКА, БАБУШКА АДАМУШКА

= Дедушка Адамий, бабушка Адамушка: Арх. о., Адоньева, 36; там же, 37; дедушка Адам и бабушка Адамушка: там же, 37; дедушка Адамушка: там же, 23 (ср. Адам ®, Романушка ®, Доманушка ®, Отаманушко ®).

( 4 упоминания (1 раз без бабушки).

( В приговоре, когда приведешь в дом новую скотину. Только дедушка Адамушка - в приговоре при переходе в новый дом.

( К ним обращаются с просьбой: "примите вновь прибывших скотинок". К дедушке: "пусти с серой кошечкой пожити"

( Очевидно, домовой и его жена


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: