В целом реформы Петра и его царственных последователей в еке, вне зависимости от оценки и результатов этих реформ - безусловно явление в истории России. В действиях Петра проявилась вечная утопия русских правителей - силою, власти создать просвещенное, гражданское общество, которое; однако, беспрекословно подчинялось бы этой власти. Такими насильственными методами, даже преследующими благородные цели, можно изменить только поверхностные элементы общественной жизни - политическую, военную, и то относительно Сущностные элементы - экономические, культурные традиции - невозможно изменить, не учитывая объективных законов. Насилие и попытки переделать "идеально" эти отношения лишь уродуют их, но не изменяют их естественной тенденции развития. Но, самое главное, пытаясь обойти препятствия, активные представители общества тратят силы на бессмысленную борьбу, теряют личные жизненные силы, а страна, вместо продвижения вперед, теряет историческое время. Единственный выход, зарекомендовавший себя во всех странах, это освобождение предпринимательской энергии людей и в широком, и в специальном смысле, которое первоначально выглядит как хаос, анархия и трудно переживается россиянами, привыкшими к более жесткому управлению. Но именно этот "хаос" в конце концов, при регулирующей (только!) деятельности государства, приведет к складыванию естественных отношений в обществе, сочетанию интересов личности и общества, а не подстраиванию под утопические идеи. Этот путь не означает счастья и всеобщего благоденствия для всех без исключения, но он включает механизмы мобильности развития общества через развитие предприимчивости и активности его граждан.
|
|