Диагностические показатели графической беседы и содержание интерпретации ее результатов
Диагностические показатели беседы
| Перечень возможных гипотез
о личностном и возрастном развитии детей
и подростков
|
«Заселенность» круга общения
|
I.«Сверхзаселенный» круг общения (много людей в каждом секторе)
| 1. Благополучная ситуация развития ре бенка в целом, которая рассматривается как индивидуальный стиль общения; вы ражен экстравертированный тип отноше ния.
2. Стремление выделиться, демонстратив ный тип общения.
3. Социально одобряемый ответ при на личии конфликтного общения
|
II. «Малозаселенный» круг общения
| 1. Индивидуальный стиль общения ребен ка связан с интровертированным типом отношения.
2. Недостаточная со-бытийность (по В.И.Слободчикову) жизни подростка с другими людьми.
3. Неблагоприятный предшествующий опыт общения, «уход» от людей; трудная жизненная ситуация в настоящий период.
4. Трудности становления групповой идентичности.
5. Чувство одиночества, заброшенности
|
Продолжение таблицы 2
Диагностические показатели беседы
| Перечень возможных гипотез
о личностном и возрастном развитии детей
и подростков
|
Сектор «Взрослые вне школы»
|
III.Сектор не заполнен (или «забывают», или отказываются кого-либо включать)
| 1. Вытеснение отношений со взрослыми в силу авторитарного, жесткого стиля их воспитания.
2. Реакция эмансипации подростка как стремление освободиться от опеки, конт роля, покровительства родителей, потреб ность самоутвердиться
|
IV. Отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно
| 1. Связано с потерей взрослыми авторитета у подростка.
2. Показатель интенсивного роста само сознания подростка, способности крити ческой оценки отношений.
3. Конфликт в семье как следствие отвер жения и нетерпимости взрослых к содер жанию и форме взросления подростка
|
V. Подмена общения с близкими взрослыми общением с «внешними» взрослыми, с которыми у ребенка устанавливаются либо деловые (тренер и др.), либо доверительные отношения (сосед и др.)
| 1. Возможны причины, перечисленные в показателях IIIи IV.
2. Выражены интересы, занятие собствен ным делом, хобби-реакции (по А. Е. Личко).
3. Поиск идентичности (групповой), иде ала для подражания, выражена поведен ческая реакция имитации (по А.Е.Личко).
4. Поиск самоидентичности, потребность в признании и одобрении среди взрослых.
5. Общение со взрослыми как компенса ция возможных трудностей в общении со сверстниками
|
Сектор «Взрослые в школе»
|
VI. Сектор не заполнен, или отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно
| 1. Трудности в обучении и как следствие отвержение учителей.
2. Конфликт с учителем или учителями: смысловые барьеры (по М.С.Неймарк) и др.
3. Поведенческая реакция эмансипации подростков.
4. Потеря значимости школьной жизни и общения с учителями, интерес к другим отношениям со взрослыми
|
Продолжение таблицы 2
Диагностические показатели беседы
| Перечень возможных гипотез
о личностном и возрастном развитии детей
и подростков
|
Сектор «Сверстники в школе»
|
VII. Круг этого общения отсутствует (сужен), или отношения окрашены негативно
| 1. Зона конфликта связана с отвержением ребенка группой или значимым сверстни ком.
2. Неудовлетворенность имеющимися отношениями в классе, поиск новых.
3. Неудовлетворенность своим местом, ролью в группе
|
VIII.Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресованных другим, превышают те, которые ребенок получает от других
| 1. Возможны причины, перечисленные в показателе VII.
2. Выражено стремление «войти» в новую группу, поиск своего места в группе.
3. Потребность подростка в группиро вании (по А.Е.Личко), зависимость от группы.
4. Неуверенность в своей привлекательно сти для других, недостаток защищенности
|
IX. Отсутствие взаимности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, получаемых от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим
| 1. Идеализация сложившихся отношений.
2. Неудовлетворенность сложившимися отношениями, выражение желаемого типа отношений.
3. Эгоцентрическая позиция в общении, преувеличение своей значимости, неадек ватно высокая самооценка
|
Сектор «Сверстники вне школы»
|
X. Предпочтение общения со старшими детьми и подростками
| 1. Выражена тенденция к взрослению, возможно некоторое опережение возраст ного развития.
2. Трудности школьного обучения и как компенсация — демонстрация другим своего знакомства со старшими детьми и подростками.
3. Трудности семейного общения и как следствие — дистанцирование от семьи, переоценка значения неформального об щения со старшими подростками.
4. Потребность подростка в группирова нии (по А.Е.Личко), зависимость от группы
|
Окончание таблицы 2
Диагностические показатели беседы
| Перечень возможных гипотез
о личностном и возрастном развитии детей
и подростков
|
XI. Предпочтение общения с детьми и подростками более младшего возраста
| 1. Трудности взросления, инфантиль ность.
2. Трудности школьного взаимодействия и как компенсация — создание «своего», управляемого круга общения, возможность самоутвердиться в группе.
3. Неуверенность в своей привлекатель ности для других, недостаток защищен ности
|