Диагностические показатели графической беседы и содержание интерпретации ее результатов

Диагностические показатели беседы Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков
«Заселенность» круга общения
I.«Сверхзаселенный» круг общения (много лю­дей в каждом секторе) 1. Благополучная ситуация развития ре­ бенка в целом, которая рассматривается как индивидуальный стиль общения; вы­ ражен экстравертированный тип отноше­ ния. 2. Стремление выделиться, демонстратив­ ный тип общения. 3. Социально одобряемый ответ при на­ личии конфликтного общения
II. «Малозаселенный» круг общения 1. Индивидуальный стиль общения ребен­ ка связан с интровертированным типом отношения. 2. Недостаточная со-бытийность (по В.И.Слободчикову) жизни подростка с другими людьми. 3. Неблагоприятный предшествующий опыт общения, «уход» от людей; трудная жизненная ситуация в настоящий период. 4. Трудности становления групповой идентичности. 5. Чувство одиночества, заброшенности

Продолжение таблицы 2

Диагностические показатели беседы Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков
Сектор «Взрослые вне школы»
III.Сектор не заполнен (или «забывают», или от­казываются кого-либо включать) 1. Вытеснение отношений со взрослыми в силу авторитарного, жесткого стиля их воспитания. 2. Реакция эмансипации подростка как стремление освободиться от опеки, конт­ роля, покровительства родителей, потреб­ ность самоутвердиться
IV. Отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно 1. Связано с потерей взрослыми авторитета у подростка. 2. Показатель интенсивного роста само­ сознания подростка, способности крити­ ческой оценки отношений. 3. Конфликт в семье как следствие отвер­ жения и нетерпимости взрослых к содер­ жанию и форме взросления подростка
V. Подмена общения с близкими взрослыми об­щением с «внешними» взрослыми, с которыми у ребенка устанавливаются либо деловые (тренер и др.), либо доверительные отношения (сосед и др.) 1. Возможны причины, перечисленные в показателях IIIи IV. 2. Выражены интересы, занятие собствен­ ным делом, хобби-реакции (по А. Е. Личко). 3. Поиск идентичности (групповой), иде­ ала для подражания, выражена поведен­ ческая реакция имитации (по А.Е.Личко). 4. Поиск самоидентичности, потребность в признании и одобрении среди взрослых. 5. Общение со взрослыми как компенса­ ция возможных трудностей в общении со сверстниками
Сектор «Взрослые в школе»
VI. Сектор не заполнен, или отношения с этим кругом взрослых окрашены отрицательно 1. Трудности в обучении и как следствие отвержение учителей. 2. Конфликт с учителем или учителями: смысловые барьеры (по М.С.Неймарк) и др. 3. Поведенческая реакция эмансипации подростков. 4. Потеря значимости школьной жизни и общения с учителями, интерес к другим отношениям со взрослыми




Продолжение таблицы 2

Диагностические показатели беседы Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков
Сектор «Сверстники в школе»
VII. Круг этого общения отсутствует (сужен), или отношения окрашены негативно 1. Зона конфликта связана с отвержением ребенка группой или значимым сверстни­ ком. 2. Неудовлетворенность имеющимися отношениями в классе, поиск новых. 3. Неудовлетворенность своим местом, ролью в группе
VIII.Отсутствие взаим­ности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, адресован­ных другим, превышают те, которые ребенок получает от других 1. Возможны причины, перечисленные в показателе VII. 2. Выражено стремление «войти» в новую группу, поиск своего места в группе. 3. Потребность подростка в группиро­ вании (по А.Е.Личко), зависимость от группы. 4. Неуверенность в своей привлекательно­ сти для других, недостаток защищенности
IX. Отсутствие взаим­ности в отношениях со сверстниками: объем и сила чувств, получаемых от других, превышают чувства, исходящие от ребенка к другим 1. Идеализация сложившихся отношений. 2. Неудовлетворенность сложившимися отношениями, выражение желаемого типа отношений. 3. Эгоцентрическая позиция в общении, преувеличение своей значимости, неадек­ ватно высокая самооценка
Сектор «Сверстники вне школы»
X. Предпочтение общения со старшими детьми и подростками 1. Выражена тенденция к взрослению, возможно некоторое опережение возраст­ ного развития. 2. Трудности школьного обучения и как компенсация — демонстрация другим своего знакомства со старшими детьми и подростками. 3. Трудности семейного общения и как следствие — дистанцирование от семьи, переоценка значения неформального об­ щения со старшими подростками. 4. Потребность подростка в группирова­ нии (по А.Е.Личко), зависимость от группы

Окончание таблицы 2

Диагностические показатели беседы Перечень возможных гипотез о личностном и возрастном развитии детей и подростков
XI. Предпочтение обще­ния с детьми и подрост­ками более младшего воз­раста 1. Трудности взросления, инфантиль­ ность. 2. Трудности школьного взаимодействия и как компенсация — создание «своего», управляемого круга общения, возможность самоутвердиться в группе. 3. Неуверенность в своей привлекатель­ ности для других, недостаток защищен­ ности

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: