Все разнообразие методов, используемых в социальной работе, можно объединить в две группы: теоретические (общенаучные) и практические методы.
Теоретические (общенаучные) методы социальной работы (сравнение, анализ, синтез, обобщение, единство качества и количества, индукция, дедукция, структурирование, систематизация, аналогия, от абстрактного – к конкретному, от простого – к сложному и т.д.) используются специалистами-практиками достаточно опосредованно, неявно и чаще всего при принятии каких-либо решений.
Практические методы – это методы, посредством которых осуществляется социальная работа. Большинство из них носят междисциплинарный характер, как и сама социальная работа. Это следующие виды практических методов:
· социологические (анализ документов, наблюдение, опрос, интервью, анкетирование и др.);
· психолого-педагогические (профессиональные диагностические, коммуникативные, арт-терапевтические методы, консультирование тренинги, метод коллективной творческой деятельности; педагогические: лекции, этические беседы, убеждение, внушение, методы организации деятельности, стимулирования и т.д.);
|
|
· правовые методы (использование нормативных и законодательных актов всех уровней и форм для правового обеспечения социальной работы);
· социально-экономические методы (статистический, математический, балансовый, индексный, выборочный и т.д., т.е. методы, способствующие расчетам, созданию определенных нормативов по удовлетворению потребности людей в социальной помощи, поддержке. Например, натуральная и денежная помощь, установление льгот, патронажное и бытовое обслуживание, расчет услуг, маркетинг и т.д.,);
· административно-управленческие: регламентация (разграничение прав и обязанностей, порядок отчетности и др.), инструктирование, распорядительные (дисциплинарные), организационные, метод управления (планирование, прогнозирование, программирование).
Знания о разработке технологий социальной работы, грамотное использование их в практике в настоящее время становится обязательным условием личностной и профессиональной готовности социального работника к выполнению своего функционала, повышения эффективности его деятельности.
2.1. | ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ |
Социальная диагностика – это анализ состояния социальных объектов и процессов, выявления проблем их функционирования, суть социальной диагностики сводится к получению достоверных знаний об изучаемом объекте или социальном процессе во всех его сложностях и многообразии, включая и медицинские аспекты.
Целью социальной диагностики является получение полной и объективной информации о клиенте, систематизация полученной информации, её оформление для дальнейшего использования.
|
|
Технология социальной диагностики предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать личностные ресурсы клиента и резервные возможности социального окружения, обеспечивающие самостоятельное достижение успехов в отношениях с людьми, самореализации в различных сферах (профессиональной, межличностном общении и т.д.) как при благоприятных условиях, так и при возникновении сложных ситуаций.
Диагностика семьи (проблемный анализ) - трудный и ответственный процесс, который требует от специалиста по социальной работе соблюдения следующих принципов (см. таблицу 2.1.1.):
Таблица 2.1.1.
Принцип конфиденциальности | Неразглашение результатов социального диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение результатов обследования обязательно требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. |
Принцип научной обоснованности | Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными. |
Принцип ненанесения ущерба | Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию. |
Принцип объективности | Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. |
Принцип эффективности | Не следует предлагать человеку такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям. |