Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1 Профессиональная этика, ее сущность, структура, место и роль в социальной работе
Тема 1 Место и роль профессиональной этики в социальной работе Этика: сущность и понятие. Этика как философская наука. Понятие этического учения. Структура этического учения. Основные этические категории и понятия. Мораль, нравственность, нравы, добро, зло, благо и др. Основные функции этики. Место и роль этики в регулировании общественного бытия и жизнедеятельности личности. Проблемы регулирования морального выбора личности. Профессиональная этика. Профессиональная мораль. Этика социальной работы: понятие, сущность и структура. Место и роль профессиональной этики в системе социальной работы. Место и роль этики профессиональной социальной работы в общественной морали. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний. Функции этики социальной работы: регулятивная, оценочная, воспитательная.
Тема 2 Классические теории морали как утверждение высших ценностей Ценности эвдемонистической этики Сократа и Платона. Смысл добродетельной, нравственной жизни, определяемый Сократом. Знания как источник добродетельных поступков. Концепция морали Сократа и Платона. Ценности эвдемонистической этики Аристотеля. «Никомахова этика» Аристотеля. Этические и дианоэтические добродетели. Этика «золотой середины» Аристотеля. Ценности гедонистической этики Эпикура. Гедонизм как этическая позиция, утверждающая наслаждение в качестве высшего блага, а стремление к наслаждению - принципом поведения. Мера наслаждения в этике Эпикура. Ценности этики утилитаризма. Этика И.Бентама и Д.С. Милля. «Принцип пользы» как основной критерии определения правильности действий. Моральная мотивация как ценность в этике Канта. Благоразумные и нравственные действия. Категорический и гипотетический императив в этике Канта.
Раздел 2 Основные этапы становления и развития этических оснований социальной работы в России и за рубежом
Тема 3 Ранние этапы становления и развития этических оснований социальной работы Инстинктивно-практицистские основы помощи и взаимопомощи в первобытных обществах. Природная социальность человека как необходимое начальное условие развития помощи и взаимопомощи, ее ценность. Альтруизм и эгоизм. Ценность альтруизма и коллективизма как имманентных характеристик человека, основы и условия его выживания. Эволюция ценности человека и общества в общественном сознании. Традиционно-прагматический подход к определению ценностей и норм, форм и видов помощи и взаимопомощи. Роль ценностных ориентиров, общественной морали, обычаев и традиций в становлении помощи и взаимопомощи, благотворительности и социальной работы как профессиональной деятельности. Влияние языческих религий, античных философских учений на формирование ценностно-морального обоснования необходимости помощи и взаимопомощи в Древнем мире. Формы и виды помощи и взаимопомощи: исторический подход. Роль различных религий в развитии различных видов помощи и взаимопомощи. Становление и развитие государственных форм помощи. Благотворительность как форма помощи и морально-этическая потребность общества и человека.
Тема 4 Развитие профессионально-этической системы социальной работы Национальный менталитет, обычаи и традиции и их роль в формировании норм и принципов социальной работы. Этническая культура и этнические стереотипы. Роль национального менталитета в формировании норм и принципов социальной работы.Гуманистическая направленность как неизменяемая компонента этической системы социальной работы. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы на современном этапе
Тема 5 Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы Сущность, функции и основные элементы профессионально-этической системы. Три основные группы функций этики социальной работы: социальные. Профессионально-практические, нравственно-гуманистические. Моральная норма как основа этической системы. Моральные правила и принципы этики социальной работы. Уровни этической оценки социальной работы: интернальный, медианный, экстернальный. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы.. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему. Ценностно-этическое сознание специалистов и его роль в формировании этической системы. Влияние зарубежных профессионально-этических систем социальной работы на становление и развитие профессионально-этической системы современной российской социальной работы. Структура профессионально-этической системы социальной работы и ее основные составные элементы.
Раздел 3 Профессионально значимые ценности социальной работы
Тема 6 Место и роль ценностей в социальной работе Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Понятие о ценностях. Ценности как основания, условия и средства жизнедеятельности человека и общества. Потребности, ценности, ценностные ориентации, установки. Аксиология как учение о ценностях. Понятие системы и иерархии ценностей. Финальные, инструментальные и производные ценности. Типология ценностей. Идеал, его сущность и содержание. Ценности и ценностные ориентации в профессиональной деятельности. Ценности и цели, ценности и мотивация деятельности и профессиональной деятельности. Идеалы и цели. Особенности ценностного регулирования поведения и деятельности. Место и роль аксиологического подхода в профессиональной социальной работе, его функции, цели, задачи. Место и роль системы ценностей в структуре социальной работы. Понятие об аксиологии социальной работы. Ценности как важнейшее основание современной профессиональной социальной работы. Ценность человека и общества как аксиологическое основание социальной работы. Функции аксиологической компоненты социальной работы. Роль системы ценностей в формировании профессиональной культуры специалиста в области социальной работы.
Тема 7 Система ценностей социальной работы Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы. Понятие системы ценностей современной российской профессиональной социальной работы, ее детерминанты. Типология ценностей в социальной работе. Уровни ценностей. Иерархия ценностей в современной профессиональной социальной работе. Главные ценности социальной работы. Ценность человека и общества. Общечеловеческие этические ценности, их особенный характер в социальной работе и специфика реализации. Специфические ценности профессиональной социальной работы и особенности их реализации. Социальная работа как этико-аксиологическая профессиональная деятельность. Идеал и его функции в социальной работе. Содержание идеала профессиональной социальной работы, его взаимосвязь и взаимодействие с общественным и общечеловеческим идеалом. Идеалконструирование в социальной работе. Тенденции в развитии идеала профессиональной социальной работы. Ценностный смысл идеала профессиональной социальной работы. Идеальлные конструкции социальной работы: идеальное состояние клиента, идеальное состояние социальной работы, идеальное состояние социального работника, идеальное состояние общества.
Тема 8 Нравственно-профессиональные принципы социальной работы Понятие «нравственно-профессиональные принципы». Моральные принципы, являющиеся установками для социальной работы. Уважение достоинства каждого человека. Самоуважение в системе ценностей социальной работы. Уважение доверия каждого человека и соблюдение профессиональной честности в деятельности социального работника. Соблюдение профессиональной честности как неотъемлемое качество профессионала. Ценности, выражающие внешнюю форму взаимоотношений. Этикет, профессиональный этикет социального работника: правила в отношении внешнего вида и одежды, правила речевого этикета, правила вербального этикета, правила общения по телефону.
Раздел 4 Деонтологические проблемы социальной работы
Тема 9 Деонтологические вопросы социальной работы Деонтология как учение о долге и должном поведении. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей профессиональной социальной работы. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы. Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе, их смысл и содержание. Основные деонтологические принципы. Сущность и содержание должных отношений, поведения, действий. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений, действий социального работника. Социальная работа как опредмечивание социального долга. Смысл и содержание профессионального долга социального работника. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его близкими. Долг социального работника и ответственность клиента, их диалектическая взаимосвязь. Долг социального работника перед самим собой. Единство и противоречия долженствования социального работника. Деонтологические и деонтические приоритеты и конфликты. Деонтологические подходы к разрешению конфликтов. Роль деонтологического потенциала социальной работы и социального работника в решении социальных проблем.
Раздел 5 Аретологические проблемы социальной работы
Тема 10 Профессионально-этические требования к профессиограмме социального работника Особенности профессионально-этического сознания социального работника. Аретология социальной работы. Понятие «профессионально значимые качества личности». Роль профессионально значимых качеств личности специалиста в социальной работе. Понятие гуманистической направленности личности социального работника. Профессиональное этико-аксиологическое сознание социального работника как совокупность философской, социокультурной, профессиональной, социально-групповой и индивидуальной компонент. Противоречивость этико-аксиологического сознания социального работника. Требования к профессионально-значимым личностным качествам социального работника. Аретологические критерии профессиональной пригодности. Профессиограмма и психограмма в профессиональной социальной деятельности. Личностные качества социального работника. Коммуникативная профессиограмма социального работника. \ Профессиональный отбор в социальную работу по личностным качествам. Профессиональная ориентация как фактор формирования личности будущего социального работника.
Тема 11 Проблемы формирования личности специалиста социальной работы Проблемы развития и становления личности социального работника. Личностные качества социального работника: честность, объективность, справедливость, тактичность, толерантность и др. Факторы, влияющие на формирование профессионального этико-аксиологического сознания специалиста: профессиональная и социальная среда, воспитание и самовоспитание личности. Проблемы профессионального сгорания в социальной работе. Факторы, приводящие к профессиональному стрессу. Саморегуляция и рефлексия в деятельности социально работника. Профессиональные кризисы.
Раздел 6 Этико-ценностное регулирование деятельности и социального работника
Тема 12 Особенности профессионально-этического кодекса социальной работы Профессионально-этический кодекс: понятие, сущность, цели и задачи, функции. Кодификация профессионально-этических систем: исторические аспекты. Структура и содержание современного профессионально-этического кодекса. Этико-аксиологические компоненты профессиональной деятельности и их отражение в профессионально-этическом кодексе. Место и роль профессионально-этического кодекса в регулировании профессионального и обыденного поведения специалиста. Институциализация и кодификация этико-аксиологической системы в профессиональной социальной работе. Профессионально-этические кодексы в современной российской социальной работе. Профессионально-этический кодекс МФСР. Профессионально-этический кодекс ССП и СР. Профессионально-этические кодексы в социальной работе зарубежных стран: общее и особенное. Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем. Методика разработки и внедрения профессионально-этического кодекса в профессиональную практику.
     
       

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Место и роль профессиональной этики в социальной работе

Цель практического занятия: изучение структуры и основных категорий этики, выявление места и роли этики социальной работы в философской этике

Вопросы для обсуждения:

1. Понятия «этика» и «мораль»: сущность, содержание.

2. Профессиональная этика как наука о профессиональной морали.

3. Этика социальной работы: соотношение теоретического и прикладного знаний.

Темы докладов/рефератов:

1. Этика как философская наука

2. Мораль и нравственность: сущность, понятие, структура

3. Проблемы морального регулирования поведения личности: теоретические аспекты

4. Место и роль этики социальной работы в философском учении о морали

Образовательные технологии: Технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), технология проведения учебной дискуссии.

Литература

Основная

  1. Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы. – М.: «Академия», 2011.
  2. Медведева Г.П. Этические основы социальной работы: учебник – М.: Академия», 2012.
  3. Наместникова И.В. Этические основы социальной работы: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
  4. Ярская – Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: учебник. – М.: Ключ-С, 1999.

Дополнительная

1. Балашов Л.Е. Этика: учебное пособие. – М.: Дашков и К, 2010.

2. Махова Н.П., Филатов В.А. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003.

3. Глушкова В.Г. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие. – Белгород: Кооперативное образование, 2007.

4. Сапожникова И.В. Профессионально-этические основы социальной работы: учебное пособие. – Тольятти: ТГУС, 2007.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос, анализ сообщений (докладов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: