Проективные методы исследования личности

Впервые для обозначения определенной группы методов понятие проекции стало использоваться Л. Франком (1939). В основе проективного исследования личности лежат три принципа.

1. Исследование направленно на уникальное в структуре личности. В отличие от традиционных психометрических процедур личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт.

2. Личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта.

3. Эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, «формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую систему в структуру внутреннего мира индивида».

Отличительные признаки проективных методик:

• неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения;

• деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностики значимо, приводят к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;

• проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию в отдельности, а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным окружением.

Характерными особенностями проективных методов являются и три отличия их интерпретации:

1) отсутствие фиксированной однозначной шкалы нормативов при оценке результатов;

2) многозначность каждого отдельного показателя, и необходимость сведения всех показателей в единую психологически осмысленную структуру;

3) опора на понятие проекции, обозначающее факт привнесенности в любую психическую деятельность собственных личностных особенностей.

В настоящее время существует целый ряд классификаций, отражающих многообразие проективных методик. Остановим свое внимание на классификации Л. Франка. С точки зрения автора можно выделить восемь видов проективных методик.

1. Конституитивные методики — структурирование, оформление стимулов придания им смысла (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков).

2. Конструктивные методики — создание из оформленных деталей осмысленного целого (тест Мира).

3. Интерпретативные методики — истолкование какого-либо события, ситуаций (тематический апперцептивный тест — ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Сонди).

4. Катартические методики — осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (психодрама, проективная игра).

5. Экспрессивные методики — рисование на свободную или заданную тему (тест «Дом — дерево — человек», тест «Несуществующее животное»).

6. Импрессивные методики — предпочтение одних стимулов другим, обусловившее их отбор как наиболее желательных (тест Люшера).

7. Аддитивные методики — завершение предложения, рассказа, истории (метод незаконченных предложений, ассоциативный тест Юнга).

8. Рефрактивные методики — непреднамеренные изменения (нарушения) в устной или письменной речи (графические пробы).

1. Метод цветовых выборов - тест М. Люшера

Методика основана на субъективном предпочтении цветных стимулов. Опубликована М. Люшером в 1948 г. Тест не просто обрисовывает ситуативную реакцию и состояние индивида, а позволяет определить личностные особенности конкретного индивида в конкретной ситуации. Тест Люшера состоит из стандартных разноцветных, вырезанных из бумаги квадратов со стороной 28 мм. В оригинале представлен в двух вариантах: полное исследование с помощью 73 цветных квадратов и краткий тест с использованием восьмицветового ряда. Данные о валидности и надежности неоднозначны. Выбранный эталон убирается со стола или переворачивается лицом вниз. При этом психолог записывает номер каждого выбранного цветового эталона. Запись идет слева направо. Каждый раз испытуемому следует предложить выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся, пока все цвета не будут отобраны. Через две - пять минут, предварительно перемешав их, цветовые таблицы нужно снова разложить перед испытуемым в другом порядке и полностью повторить процедуру выбора.

2. Фрустрационный тест С. Розенцвейга (адаптирован в НИИ им. В. М. Бехтерева)

Методика предложена С. Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации. Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены люди, находящиеся во фрустрационной ситуации. Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящие какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее». Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы:Ситуации «препятствия», Ситуация «обвинения».Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

3. Тест руки (HAND-TEST)

Предназначен для диагностики агрессивности. Методика может использоваться для обследования как взрослых, так и детей. Стимульный материал – стандартные 9 изображений кисти руки и одна без изображения (подобно пустой карточке в Тематическом Тесте Апперцепции), при показе которой просят представить кисть руки и описать ее воображаемые действия.

Изображения предъявляются в определенной последовательности и положении.

При нечетком и недвусмысленном ответе просят пояснения, спрашивают: «Хорошо, а что еще?», но не навязывают никаких специфических ответов.Число вариантов ответов по карточке не ограничивается и не стимулируется так, чтобы вызвать сопротивление испытуемого. Желательно получить четыре варианта ответов. При обработке полученных результатов каждый ответ испытуемого относят к одной из 11 категорий: Агрессия, Указание, Страх, Эмоциональность, Коммуникация, Зависимость, Демонстративность, Увечность, Активная безличность, Пассивная безличиость, Описание.

Графические методы, относясь к классу проективных, дают человеку возможность самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать её. Поэтому естественно, что полученный результат в значительной мере несёт на себе отпечаток личности: её настроения, состояния, чувства, особенности представления, отношения и т.д. Рисуночные тесты, как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что принципиально позволяет построить на их основе естественные психологические классификации и типологии, и это достигается значительно быстрее, чем при использовании других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка», человека в целом (в том числе языка жестов и поз) не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию всего душевного состояния человека, его видение мира и социальной ориентации. Графические методы: рисунок человека – тест Ф.Гудинаф, тест «Дерево» К.Коха, «Дом-дерево-человек» Д.Бука, рисунок семьи В.Вульфа. В отечественной практике получила распростанение диагностическая методика «Пиктограмма», первоначально предложенная А.Р.Лурия как приём изучения особенностей опосредованного запоминания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: