Нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога-психолога в системе образования

2б29в Нормативное правовое обеспечение работы педагогов-психологов

Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога.

Комплект (пакет) документации педагога-психолога включает в себя: законодательно-правовые акты и нормативные документы;

специальную документацию;

организационно-методическую документацию;

комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей.

Подразделы

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Специальная документация

Методические рекомендации

Организационно-методическая документация

Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Законодательно-правовые акты и нормативные документы

Законодательно-правовые акты и нормативные документы - это совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования.

В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят:

Федеральные:

Закон РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" (редакция Закона вступила в силу 1 января 2005 г.);

КОНВЕНЦИЯ о правах ребёнка" (принята резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20.11.1989 г.);

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ПРАВ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Приказ министерства образования РФ от 11.02.2002 г. №393;

О ВВЕДЕНИИ ДОЛЖНОСТИ ПСИХОЛОГА В УЧРЕЖДЕНИЯХ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Инструктивное письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27 апреля 1989 г. № 16;

О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Решение коллегии Министерства образования РФ от 29 марта 1995 г. № 7/1;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. № 1;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ПСИХОЛОГИИ - Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 6 января 1998 г. № 18;

Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации "Об утверждении Положения о Координационном совете по психологии от 06.01.98 № 18;

О РАБОТЕ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ С БЕЗНАДЗОРНЫМИ ДЕТЬМИ - Решение коллегии Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.05.98 № 7/2;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ - Постановление правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867;

О ПРАКТИКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999г. № 70/23-16;

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ - Приказ от 22.10.99 г. №636;

"О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" - Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6;

О МЕРАХ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СУИЦИДА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ - Письмо Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86;

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - Инструктивное письмо от 24.12.2001 № 29/1886-6;

ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

ОБ УЧИТЕЛЯХ-ЛОГОПЕДАХ И ПЕДАГОГАХ-ПСИХОЛОГАХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ - Письмо Министерства образования РФ от 22.01.98 № 20-58-0 7ин/20-4;

Региональные:

Закон "О защите прав ребенка в Новосибирской области" от 12 мая 2003 года №111 ОЗ;

инструктивное письмо "О ставках специалистов по психолого-педагогическому, медико социальному и правовому сопровождению образования" от 02.10.2007 г. №4142/01-02;

приказ "Об организации деятельности по психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому сопровождению образования Новосибирской области" от 12.03.2008 г. №216;

инструктивное письмо "О нагрузке, рабочем времени и направлениях деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях" от 18.03.2008 г. № 961-03-05/30;

инструктивное письмо "О необходимости формирования базы данных Службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования Новосибирской области" от 18.03.2008 г. №962-03-05/30;

письмо Департамента образования Новосибирской области "О нормах профессиональной деятельности педагогов-психологов" от 11.09.2008 г. №33 95-03-05/30;

приказ "О проведении Второго областного конкурса "Психолог года - 2009" от 23.09. 2008 г. №894.

Специальная документация

Это особый вид документации педагога-психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности.

К специальной документации педагога-психолога относятся:

выписка из медицинской карты. Она отражает основные параметры психофизического развития ребёнка и его соматического состояния;

карта психического развития ребёнка - совокупность сведений о возрастном развитии ребёнка, представленных в онтогенетическом аспекте;

психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребёнка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребёнка;

выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляются по запросу родителей (законных представителей), педагогов, пл официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Содержание выписки - адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы;

протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребёнком;

протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще всего оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.

Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми: заключения, психологические карты и протоколы.

Основной формой закрытой документации является психологическая карта (ребёнка, группы, класса, педагога - в зависимости от проблемы). Карта заводится по обращению и пополняется по мере работы. Карта шифруется, шифр известен только психологу. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.

Методические рекомендации

Методические рекомендации по организации службы комплексного психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования (doc, 900Kb).

Организационно-методическая документация

В организационно-методическую документацию входят:

хронометраж рабочего времени практического психолога;

график работы;

годовой план работы;

дифференцированный план работы на месяц;

бланки психологических запросов;

журналы учета видов работы;

программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов;

альбом диагностических методик;

тематические планы учебных курсов по психологии и журнал;

справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ;

отчёт и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

Комплект рабочей документации, обеспечивающий деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей

Рекомендуем педагогам-психологам образовательных учреждений различного типа и вида использовать при оформлении документации следующие формы:

план работы на учебный год (форма №1, обязательная);

план работы на месяц (форма №2, обязательная), рабочую неделю (форма №2 А);

циклограмма работы: виды деятельности и нагрузка по дням недели (формы №3 А-Б);

журналы учёта видов работы (формы №4 А-Ж, обязательные);

диагностика (форма №4 А);

консультирование (форма №4 Б);

индивидуальная развивающая и коррекционная работа (форма №4 В);

групповая развивающая и коррекционная работа (форма №4 Г);

просветительская работа (форма №4 Д);

организационно-методическая работа (форма №4 Е);

экспертная работа (форма №4 Ж);

аналитический отчёт о проделанной работе за учебный год (форма №5, обязательная);

статистическая справка за отчётный период: четверть, полугодие, год (форма №6, обязательная);

заключения по результатам проведённого психодиагностического исследования (формы № 7 А-В, обязательные);

индивидуальная психолого-педагогическая карта ребёнка (форма №8, обязательная для классов КРО и ККО);

программа работы педагога-психолога с группой (форма №9, обязательная);

программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (форма №10, обязательная);

требования к авторским программам (форма №11);

материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий;

протоколы (формы 12 А-В), материалы тестовых обследований;

сводные таблицы по скринингу;

материалы в виде итоговых заключений по видам работ;

журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения;

представление педагога-психолога для школьного консилиума (форма №13);

запрос в районную детскую поликлиннику;

выписка из медицинской карты (форма №14);

форма регистрации применяемых диагностических методик (форма №15);

примерная схема психолого-педагогической характеристики (форма №16);

формы по созданию и организации работы школьного консилиума (формы №17 А-Ж);

форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (форма №18).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: