Закрытое общество Открытое общество
Тирания Демократия
Трайбализм Противодействие
единоличным решениям
Примат расы» нации или класса Примат индивида
Утопическое социальное регулирование Частичное социальное
регулирование
Кровопролитие при смене правительства Смена правительства без
кровопролития
Фихте, Гегель, Хайдеггер Кант, 1789 г., Рассел
Политизация морали Морализация политики
Тоталитарный национализм Человеческое братство
ЧАСТЬ II. Категории политики
Противопоставление двух типов организации, «закрытой» и «открытой», у Поппера совпадает с противопоставлением кастового и демократического обществ у Токвиля, которые могут быть также противопоставлены как общество холистское и общество индивидуалистское, но с противоположной оценкой их французским социологом и неопозитивистской эпистемологией.
ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
И ИЕРАРХИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО
Появившаяся в специфических исторических условиях Франции первой половины XIX в. двойственная парадигма Токвиля получила, как и парадигмы Платона и Поппера, очень широкое распространение и, возможно, могла бы поглотить две другие. Она служила источником для проведенного Луи Дюмоном анализа различия между кастовым обществом, моделью которого служило индийское традиционное общество, и обществом индивидуалистским. Обращение к различию между кастой, сословием и классом — классической проблеме теории социальной стратификации — позволяет лучше понять противопоставление Токвиля.
|
|
При дифференцированном определении трех понятий: касты, сословия и класса — возникают, с точки зрения политической теории, два различных вопроса. Является ли иерархия каст политической иерархией? Являются ли социальные классы постоянным элементом всех обществ?