Совершенно иной тип анализа предлагает Макс Вебер, сравнивая античный и средневековый города. По мнению Вебера, после создания дисциплинированного войска тяжеловооруженных пехотинцев (гоплитов) античный полис становится гильдией воинов. Любой полис, желавший поддерживать внешнеполитические отношения с другими территориальными образованиями, должен был, по примеру Спарты, создать из горожан армию хорошо подготовленных тяжеловооруженных воинов. Гоплиты повсюду превращаются в преобладающий класс полноправных граждан. Приоритет военных интересов определяет внутреннюю жизнь города, выступающего как полностью суверенное государство, и подчиняет требованиям войны быт горожан. «Каждый поступок, подрывающий военно-политический дух и дисциплину или навлекающий на полис гнев богов, сурово карается». Реальное положение гражданина, полностью интегрированного в городскую жизнь в силу военной необходимости, опровергает известное утверждение Перикла о том, что в Афинах каждый может жить, как хочет. Главенствующая роль военного дела просматривается во всем, в том числе и в обустройстве города, все мужчины которого десятилетиями каждое лето могут быть мобилизованы и где на случай войны должны быть предусмотрены колодец, рынок, здание городского самоуправления, гимнасий (gymnasion).
|
|
Экономика Афин зависит от их военного могущества, создаваемого главным образом путем завоевания чужих территорий. Захват земель покоренных городов-государств — главная цель их морской политики. Поэтому Афины ведут постоянные войны. Характерным проявлением тесного переплетения захватнической войны и экономической выгоды служат «клерухии»'. Войны, которые в период господства знати отличаются относительной гуманностью, с развитием демократии становятся не только хроническими, но и все более жестокими: в обычай входят уничтожение пленных и захват рабов. «Такой народ (demos) не мог следовать по пути мирных экономических приобретений на основе постоянной и разумной хозяйственной деятельности». Таков вывод Вебера, для которого война, судя по всему, предстает как способ производства.
Совершенно иное положение складывается в средневековых итальянских городах, в значительно большей мере ориентированных на рациональную экономическую деятельность. В хозяйственных делах городской буржуазии эоенная сила
' Гарнизоны-поселения, размещенные на землях варварских или вражеских племен. Солдаты-поселенцы наделялись участком земли (cleros) в качестве платы за несение службы.
Способы разрушения
играет вспомогательную роль и ни в коем случае не является определяющей. Такая ситуация объясняется, кстати, военными причинами.; В плане военной техники города, несомненно, обладают преимуществом (взять хотя бы Флоренцию с ее артиллерией). Однако в целом войско рыцарей располагает не меньшей силой, чем войско городских буржуа. Но поскольку главные военные силы находятся вне городов, горожанам, чтобы разбогатеть, не остается ничего другого, как заниматься рациональной хозяйственной деятельностью. Вебер мимоходом замечает, что отсутствие превосходства городского войска над рыцарским проявляется только на равнинной местности. Разгром рыцарской армии Габсбургов горожанами швейцарских кантонов в XIV в. подтверждает эту мысль. Таким образом, при сравнении античных греческих городов со средневековыми городами существует соблазн ввести еще одну категорию: швейцарские кантоны. В данном случае рельеф местности сводит на нет превосходство конной рыцарской знати и уравнивает шансы городских пехотинцев. Часть швейцарских городов, население которых является, благодаря своей гражданской солидарности, искусными воинами, превратила военную профессию в вид экономической деятельности'.
|
|
Но Вебер не ограничивает свой анализ роли войны в греческом полисе изучением ее экономической функции и ее воздействия на полную интеграцию гражданина в городскую жизнь. Он раскрывает также ее значение в определенном типе социальных отношений. Следуя социологическому методу интерпретации, который можно было бы назвать культурологическим, он объясняет важность агона в «стиле жизни» греческого общества влиянием военного фактора. Что такое агон? Поединок, турнир. Дух агона присутствует во многих социальных явлениях: единоборстве на дуэли, в состязаниях — везде, где демонстрируется индивидуальный героизм. Но если в Средневековье турниры имели ограниченное значение, то в Древней Греции, в эпоху боевых колесниц, знать тренировалась на беговых дорожках и спортивных аренах, а с развитием военного искусства все виды боевых приемов, которые гоплиты отрабатывали в гимнасиях, принимали форму состязаний (кулачный бой, борьба, бег и т. д.). И вообще состязательность проявляется повсюду. Вместо песнопений в честь богов организуются поэтические турниры. Диалоги Платона, облеченные в форму агона, также свидетельствуют о важном месте этого института в жизни эллинского города.