Следуя гипотезе целостного структурирования общества на основе способа разрушения и учитывая допущенные при этом многочисленные упрощения, логично утверждать, что история греческого полиса является отражением изменений в военном деле. Способ разрушения характеризуется определенным типом вооружений и возможностью их присвоения той или иной социальной группой
См.: Weber M. Economic et societe. Chap. XVI, V.
ЧАСТЬ III. Артикуляции политики
(экономическая собственность на оружие и умение им пользоваться не одно и то же). Конечно, о правомерности применения выражения «способ разрушения» можно спорить, поскольку войны ведутся также и ради приобретения богатства. Война — от грабительских набегов до колониальных завоеваний — нередко является для государства средством увеличения экономической мощи, а для элиты общества — средством умножения богатства, как мы это видели на примере Афин. Но производство, даже если порой оно служит целью или функцией войны, не является ее определяющей чертой: война направлена на уничтожение врага или на его подчинение под угрозой уничтожения. Ружье, используемое в грабительской войне, позволяет захватить добычу, но оно тем не менее не тождественно охотничьему оружию. Лук воина лишь по форме сродни луку охотника.
|
|
Предположим, что владение определенными типами средств разрушения предполагает определенные политические отношения. Если, по словам Маркса, эпоха водяной мельницы была эпохой сюзеренов и вассалов, а эпоха паровой машины — эпохой капиталистов и пролетариев, то мы вправе заключить, что лошади и всаднику соответствует аристократия, луку и стреле — пехотинец и демократия, а атомному оружию — личная власть, президентская или авторитарная. Если политическая организация ставит солдат в привилегированное положение в силу той политической роли, которой она их наделяет, допустимо предположить, что изменения в способе разрушения повлекут за собой преобразования в структурах власти. Именно это, по мнению Вебера, и происходит в греческом полисе. Он считает, что между древнегреческими полисами и итальянскими городами эпохи Возрождения имеется существенное различие: в первых гражданство определяется военными интересами, во вторых — корпоративной принадлежностью. Такой специфический статус афинского гражданина объясняется отведенной войне ролью, и, в порядке обратной связи — рискнем назвать ее диалектической, — место гражданина в жизни полиса, судя по всему, во многом определяется ролью войны в хозяйственной деятельности.
Проследим историю Древней Греции по вехам «гоплитской революции», которая, как представляется, положила конец аристократической системе. Это нетрудно сделать на основе упрощенной схемы, в которой тип способа разрушения (тип средств разрушения и формы присвоения) соотносится с политической системой.