Содержание и принципы этнокультурного образования должны соответствовать актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, способствовать всестороннему удовлетворению этнокультурных потребностей и интересов личности и этносов, проживающих в России.
Содержание этнокультурного образования включает в себя монокультурный и поликультурный компоненты.
Первый из этих компонентов предполагает освоение учащимися только одной этнической культуры (например, своего народа или народа, являющегося в данной стране государствообразующим), а второй компонент – изучение и сравнительный анализ нескольких этнических культур, выявление в них общего и особенного.
Монкультурный компонент позволяет раскрыть учащимся уникальность образа жизни того или иного народа, его верований, этических ценностей, жизненных приоритетов, обусловленных географическими, историческими, психологическими особенностями этноса. Поликультурный компонент этнокультурного образования (или поликультурное образование) позволяет показать народную культуру как «единство в многообразии», а культурные достижения любого этноса России как составную часть российской и мировой культур.
|
|
На основе изучения родной культуры и культур других народов формируется личность, отличающаяся «мобильностью, открытостью и толерантностью, развитым чувством ответственности за судьбу страны, готовностью к межкультурному взаимодействию» (См.: Концепция модернизации российского государства на период до 2010г.-М.,2001.-С.1-2).
Содержание этнокультурного образования в России должно включать в себя инвариантную и вариативные части.
1. Культура и художественное творчество русского народа как государствообразующей нации в РФ (инвариантная часть содержания этнокультурного образования).
2. Культуры и художественное творчество других народов России (вариативная часть содержания этнокультурного образования).
3. Культура и художественное творчество народов зарубежных стран (вариативная часть содержания этнокультурного образования).
Первый из этих трех компонентов содержания этнокультурного образования должен найти отражение в федеральных компонентах государственных образовательных стандартов и базовых учебных планов, а остальные – в национально-региональном и школьном (вузовском) компонентах данных стандартов и учебных планов.
В содержании этнохудожественного образования выделяется несколько групп базовых единиц эстетических знаний и художественно-творческого опыта:
1. Содержание, раскрывающее специфику художественного образа в народном искусстве: видовой образ, образ-символ, знак, архитепические, концептуальные образы.
|
|
2. Содержание, раскрывающее народное искусство как тип художественного творчества, как этническую культурную целость, которому присущи:
· коллективное начало, традиция ─ закон развития народного искусства;
· устойчивость тем и образом;
· принципы народного творчества ─ повтор, вариации, импровизации;
· универсальность языка, понятного всем народам мира;
· всечеловечность духовных ценностей, выражение этнического ядра народной культуры и искусства.
3. Содержание, раскрывающее народное искусство во взаимосвязях с классическим и современным искусством, в диалектическом взаимодействии их неспециализированных и профессиональных форм.
Освоение разнообразия региональных стилевых примеров национального искусства осуществляется с выявлением общих конструктивных принципов и способов художественной реализации единой духовной сущности: единства жизни человека и природы (архетипы, народные календари и космология); исторической народной памяти и смысла индивидуальной человеческой жизни (художественные традиции, семейно-обрядовое творчество, эпос, сказка). Через многовековые традиции быта, семейного уклада раскрываются основы формирования национального самосознания.
Сознание педагогических условий для разнообразных видов художественно-творческой деятельности учащихся определяются опорой на общие принципы и способы художественной реализации единой духовной сущности во всех областях народного искусства:
· народная точка зрения на мир;
· синтетичность в переживании образа;
· народный идеал;
· непреходящие духовные ценности.
Содержание этнокультурного, в том числе - этнохудожественного образования должно транслироваться:
- во-первых, через все гуманитарные дисциплины (например, «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура», «История», «Литература» и др.), в качестве одного из компонентов их содержания;
- во-вторых, через этнокультурные дисциплины федерального компонента государственных образовательных стандартов и учебных планов (например, в школах - Русская традиционная культура», «Художественная культура народов России»,в вузах – «Этнология», «Этнопедагогика», «Этническая история России», «Теория и история народной художественной культуры» и др.), а также через национально-региональные и школьные (вузовские) компоненты (например, «Традиционная культура марийского народа», «Народная культура Белгородчины» и др.
- в-третьих, через систему форм дополнительного образования и социально-культурной и культурно-досуговой деятельности (фольклорных ансамблей, этнографических театров, студий народного декоративно-прикладного творчества, народных хоров и оркестров, и др.);
- в-четвертых, в условиях семьи, на основе сочетания этнопедагогики с современными педагогическими технологиями семейного воспитания;
- в-пятых, средствами массовой информации.
Освоение содержания этнокультурного образования осуществляется на основе следующих принципов:
· воспитательная и развивающая направленность этнокультурного образования;
· приоритет российских этнокультурных традиций по отношению к зарубежным в содержании этнокультурного образования;
· вариативность содержания этнокультурного образования, гибкое сочетание в нем сочетание монокультурного и поликультурного компонентов;
· непрерывность и преемственность различных уровней этнокультурного образования;
· взаимосвязь осуществляющих этнокультурное образование учебных заведений с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.