Э. Дюркгейм: основные свойства социального индивида. Общество, его единица изучения не отдельный человек, а взаимодействие между индивидами. Общество - совокупность взаимодействий индивидов. Социальные факты (язык, письменность, юридические и моральные нормы) - любые социальные стереотипы: могут существовать вне зависимости от индивида, навязываются индивиду (например, социальное течение). Первые формы социального поведения - совместная регуляция поведения. Человек входит в общество, теряя свою персональность, отдает себя социальному «мы» и становится социальным индивидом.
Л. С. Выготский: свойства социального индивида - ВПФ. Это результат преобразования натуральных функций. Они управляются не самостоятельно, а совместно с другими людьми (разделены с ними). Средства управления поведением - социальные факты. «Наша первая пеленка - это саван нашей природной индивидуальности».
социальная ситуация развития.
Три аспекта условий развития личности:
1) содержание.
2) функция.
3) генез.
(1) необходимое условие для развития личности – отношение человека к действительности. Она может быть специфической для разного возраста. Социальность взаимодействия между людьми – необходимое условие представления о себе. Понимание других – условие понимания себя. (2) социальная среда – фактор психического и личного развития. Теория двух факторов: биологический и социальный.
Выготский: социальная среда – не только фактор, так как включает и самого человека. Не отношения человека к действительности, а отношение человека в действительности. Основная функция ССР – обеспечение развития человека и обеспечение наличия определенных свойств. (3) среда готовит возможности новообразований человека, они аннулируют ее, возникает новая ситуация.
А. Г. Асмолов: в жизни есть две тенденции: к сохранению традиций (стабильная) и к развитию (поисковая). В личности есть социальное и индивидуальное.
У. Джемс: возможности разрешения противоречий между социальным и индивидуальным. Пример их динамической связи: потребность в общении. Два аспекта: а) потребность в принадлежности социальному целому; б) потребность быть замеченным. Социальная привычка – типовое взаимодействие с другими людьми.
Э. Дюркгейм. Социальный факт – такое представление, которое не зависит от отдельного индивида и присваивается им с необходимостью.
Особенности:
1) социальный факт тотален. Нет разницы между общественным и индивидуальным. Фромм: социальный характер – нечто аффективно принятое.
2) социальный факт глобален.
Леви-Брюлль: коллективное сознательное представление – единство познавательной, аффективной и моторной сфер. Мистичность традиционного сознания: нет различия между реальностью и легендой. Современная психология: эффект ореола.
А. А. Бодалев: предъявление фотографий с сообщением о социальной роли героя. Две трети испытуемых подвержены эффекту ореола. 3) сопричастность социального факта. Здесь обеспечивается социальная необходимость, а также понимание человеком любого события, происшедшего с ним. Сопричастность – безразличие к причинности и логическому противоречию.
Исследование Эванс-Причарда: исследование туземных объяснений.
Социальный характер. Фромм. 1) всеобщность: существенное ядро характера большинства членов группы, которое сложилось в результате опыта и способа жизни. 2) Отражает общественные нужды и обеспечивает нормативное поведение. 3) характер сохраняет структуру общественных нужд и способов поведения. Джемс: социальное Я обеспечивает упорядоченность социальной жизни.
Природные и культурные условия социальной жизни.
1) природа и культура необходимы для становления социального индивида.
2) природный и культурный опыт должен быть им присвоен.
3) этот опыт должен быть с необходимостью воспроизведен.
Противоречие: оба опыта обязательны, но при этом предъявляют к индивиду качественно разные требования.
Источники проблем:
А) природные условия – исходные данные, которые нужно учитывать. Это материал для преобразования по правилам, которые дает культура. Социальный индивид – это преобразованная природа.
Б) природный опыт дан, а культурный опыт содержит возможность присвоения. Природный индивид обладает свойствами, как фактами. Культурный индивид создает свойства, артефакты. Организм не винен, а личность ответственна.
В) воспроизведение природного опыта имеет готовые механизмы. Культурный опыт – нет, нужно продуктивное воспроизведение. Культурный опыт воссоздается личностным поступком. Это происходит каждый раз в неопределенной ситуации. Организм порождают, а личность возрождается. Возможно функциональное смешение природы и культуры: культура – исходные данные, мои собственные природные нужды – принципы ее преобразования. Отличие социальных и культурных норм.
Мамардашвили: «К любым социальным условиям нужно быть вежливым, нужно соблюдать их».