А перед ним Воображенье

Свой пёстрый мечет фараон.

То видит он: на талом снеге,

Как-будто спящий на ночлеге,

Недвижим юноша лежит,

И слышит голос: что ж? убит.

То видит он врагов забвенных,

Клеветников, и трусов злых,

И рой изменниц молодых,

И круг товарищей презренных,

То сельский дом — и у окна

Сидит она... и всё она!

И после расставания с земной жизнью Пророка, для него и людей осталась одна Божья матерь, Русская Наука, которая спасёт мир.


28 ДНЕЙ «АПОКАЛИПСИСА» [348]

И НАША «ПЕРЕСТРОЙКА»

В ноябре 1830 г. Александр Сергеевич писал издателю М.П. Погодину из Болдина в Москву при посылке своего «Героя»: «Посылаю вам из моего Пафмоса Апокалипсическую песнь. Напечатайте, где хотите...»[349]

Патмос - остров, где Иоанн написал своё «Откровение» гл.1:9: «Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Спасите ля, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Спасителя».

Так Пушкин называл своё родовое село Михайловское. Надо заметить, что несколько строк стихотворения «Герой» стали ключом для изследователя Морозова в 1910 г. в раскрытии, так называемой 10-й главы «Евгения Онегина». Героя Пушкин изобразил вливающим надежду в людей почти обречённых, рискуя сам «заразиться и умереть» от соблазнов «мерзости запустения». Само собой вспоминается изложение нелёгкого «Пира во время Чумы», где «новое племя» любит ушедшего в мир иной Джаксона (Пушкина), и пьёт «вино нового завета», как будто тот был с ними за столом «живой». Потому мы – «новое племя» - последователи Пушкина и живы, и не подвержены заразе века потому, что с нами «живой» Пушкин. Последователи его также вселяют ныне в людей надежду о расцвете Руси и гонят уныние и равнодушие.

Услышав «вещий глас» Пророка, мы совсем иначе воспримем строки из стихотворения Пушкина «Тень Фонвизина»[350] 1815 года:

И спотыкнулся мой Державин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: