Пантомимическая часть психвгимнастического занятия

Пантомимическая часть в психогимнастике является наиболее важной и в зрелой психокоррекционной группе зани­мает большую часть времени. Выбирают темы, которые клиенты представляют без по­мощи слов. Темы могут предлагаться как психологом, так и самим клиентом. Содержания тем для пантомимы не огра­ничены и могут быть ориентированы на проблемы отдель­ного клиента, на проблемы всех членов группы и группы в целом, т.е. касаться межличностного взаимодействия. Чаще всего в пантомимической части используются сле­дующие темы:

1. Преодоление трудностей. Это темы, отражающие об­щечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть
представлены в символическом виде («преодоление трудно­стей», «запретный плод», «перекресток», «болезнь», «здо­ровье», «счастье», «тревога» и т.д.). Все клиенты по очереди изображают, как они преодолевают жизненные трудности. Символически трудность может олицетворять любой пред­мет» например скамья или стул изображают преграду, ко­торую нужно преодолеть.

2. Запретный плод. Все клиенты по очереди рассказыва­ют, как они ведут себя в ситуации, когда их желание рас­ходится с внешними или внутренними нормами. Роль зап­ретного плода также может играть какой-либо предмет.

3. Моя семья. Клиент выбирает несколько участников группы, расставляет их в пространстве, так, чтобы физи­ческая дистанция примерно соответствовала степени эмо­циональной близости с членами семьи или ближайшим ок­ружением.

4. Скульптор. Один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые, по его мнению, отражают их особенности и конфликты.

5. Моя группа. Тема связана с выражением чувств к чле­нам группы, своего ближайшего окружения, членам своей семьи. Члены группы расставляются в пространстве, причем физическое расстояние между членами группы должно от­ражать степень эмоциональной близости.

6. Привычные жизненные ситуации (просьбы, требова­ния, обвинения, ссоры, опоздания и др.).

7. Тема «Я». Темы, относящиеся к проблемам конкрет­ных клиентов («Какой я есть»; «Каким хотел бы быть»; «Каким кажусь окружающим»; «Я среди людей»; «Моя се­мья»; «Моя жизнь», «Моя травма» и т.д.).

8. Сказка. Тема связана с использованием сказочных сю­жетов и фантазий. Клиенты изображают действия в роли волшебников, заколдованных героев сказок.

После выполнения каждого пантомимического задания группа обсуждает увиденное. Идет эмоциональный обмен собственными переживаниями, возникшими в процессе выполнения задания или наблюдения за невербальным по­ведением других, своими ассоциациями, воспоминанием, опытом.

Заключительная часть психогимнастического занятия: используют­ся упражнения из подготовительной части, главным обра­зом те, которые помогают пережить пациентам чувство общности.

30.КОГНИТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Когнитивная психология появилась как ответная реак­ция на бихевиоризм и гештальтпсихологию. Поэтому в ког­нитивной психокоррекции основное внимание уделяется познавательным структурам психики и упор делается на личность, личностные конструкты и в целом на логические способности. В основе когнитивного подхода лежат теории, описывающие личность с точки зрения организации позна­вательных структур. Можно выделить следующие его особенности:

1.Основное внимание уделяется не прошлому клиента, а его настоящему — мыслям о себе и о мире. Считается, что знание причин нарушений не всегда ведет к их исправле­нию: например, если человек приходит к врачу с перело­мом кости, то в задачу врача входит заживление перелома, а «е изучение причин, которые привели к нему.

2.В основе коррекции лежит научение новым способам мышления.

3.Широкое применение системы домашних заданий, направленных на перенос полученных новых навыков вереду реального взаимодействия.

4.Основная задача коррекции — изменения в восприя­тии себя и окружающей действительности, при этом при­знается, что знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представле­ния о себе и мире.

В когнитивном подходе можно выделить два направления:

1.Когнитивно-аналитическое.

2.Когнитивно-поведенческое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: