Техники. Психолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта

П сихолог помогает клиенту отыскать искажение в мышле­нии и научиться альтернативным, более реалистичным спо­собам формулирования своего опыта

Поведенческий эксперимент — проверка искаженных убеж­дений или страхов в ситуации реальной жизни. Когнитив­ный психолог не говорит клиенту, что его убеждения ирра­циональны или неправильны, или что ему необходимо при­нять убеждения психолога. Вместо этого психолог задает вопросы для извлечения информации о значении функций и последствиях убеждений клиента. В конце концов клиент сам решает, отвергать, модифицировать или сохранять ли ему свои убеждения, предварительно осознав их эмоцио­нальные или поведенческие последствия.

1. Метод «Фиксированной роли». Для решения вопроса перестройки личностных конструктов Д. Келли предложил технику, которую называл методом «фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Ролевая игра разворачи­вается не в специальных (коррекционных) условиях, а в реальной жизни клиента.

Для того чтобы выяснить, как клиент структурирует свой образ «Я» в рамках своей системы личностных конструктов, психолог просит клиента написать небольшую пьесу, в ко­торой он был бы главным действующим лицом.

Затем психолог предлагает клиенту написать сочинение: дать самому себе характеристику глазами другого человека, который хорошо знает клиента. Этот другой и станет тем персонажем, роль которого в дальнейшем будет разыгры­вать клиент. Проанализировав характеристику клиента с точки зре­ния основных факторов, которые он использовал для само­описания, психолог готовит сценарий разыгрываемой роли.

Предлагаемая клиенту роль должна включать, как мини­мум, одну характеристику, противоположную его самоописанию.

В конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1—2 нед.) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. «Вернувшись» в свое преж­нее «Я» клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт.

В заключение психолог передает клиенту ответственность за оценку приобретенного им опыта и за то, что он впос­ледствии предпримет с учетом этого нового опыта. Играя роль новой личности с новым взглядом на себя и других — сначала наедине с психологом, а затем в реальной жизни — клиент убеждается, что многие опасения, лежа­щие в основе его проблем, напрасны и беспочвенны и он способен к новому конструктивному поведению.

2. «Подъем но лестнице». Техника позволяет клиенту изу­чить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог задает ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на своеобразный подъем вверх по лестнице.

3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа на технику «Подъем по лестнице», но психолог вместо воп­роса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складыва­ния пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствиедействия того или иного конструкта, а «Подъем по лестни­це» представляет собой движение «вверх», к поиску более широкого мотива, который запускается вопросом «почему?», т.е. к обнаружению более абстрактного конструкта.

4. «АВС-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуе­мого конструкта. Например, у женщины имеется избыточ­ный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Ка­кие минусы привносит в ее жизнь большой вес?» Отвечая на вопросы, поставленные подобным образом, клиент име­ет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: