Триумф и трагедия « комсомольца »

7 апреля 1989 года в Норвежском море при возвращении из автономного плавания от пожара в кормовых отсеках затонула атомная торпедная подводная лодка (АПЛ) Северного флота ВМФ СССР К-278 «Комсомолец». Причины и обстоятельства гибели корабля и 42 из 64 подводников до конца не ясны и сегодня.

В массе публикаций, посвящённых в основном предсказаниям экологического апокалипсиса на севере Европы вследствие разрушения реактора и торпедоракет, тонет факт, что на глубине 1700 метров близ острова Медвежий лежит подводный супер корабль, обогнавший своё время на 20-25 лет.

Триумф

Общая концепция, именовавшаяся в контурах конструкторской идеи «Плавник», затем «проект 685» и широко известная как «Комсомолец», родилась в 60-х годах в условиях нарастающего противостояния СССР и США. В то время подводные силы американских ВМС имели подавляющее преимущество. Американцы уже не только надежно обкатали ракеты и реактор в прочном корпусе субмарины, пережив катастрофу атомной подлодки «Трешер» с гибелью всего экипажа от взрыва реактора на ходовых испытаниях в Атлантике в 1963 году, но и всплывали в географической точке Северного полюса на АПЛ «Скейт».

Чтобы ликвидировать отставание, в СССР начали строительство субмарин третьего поколения. По замыслу проектантов, глубоководная атомная подлодка «проект 685» предназначалась для борьбы с подлодками противника и охраны своих кораблей. Её скрытность и маневр обеспечивала невиданная ранее рабочая глубина погружения — 1000 метров и предельная — 1250, доступная ранее лишь батискафам. Невзирая на колоссальные затраты, отечественные разработчики решили готовить так называемый прочный корпус целиком из титана. Пятилетняя эксплуатация корабля в опытном режиме полностью подтвердила правильность этого решения. Титановый корпус продемонстрировал ряд неоспоримых преимуществ: соотношение прочности и веса у титана гораздо лучше, чем у стали, кроме того, титан немагнитен, что при малой шумности «Комсомольца» сводило практически на нет возможность его обнаружения.

Технический проект был утверждён в декабре 1974 года. Строительство лодки велось на крупнейшей военной верфи «Севмашпредприятие» в Северодвинске Архангельской области. В августе 1983 года лодка была спущена на воду, а 5 августа 1984 года, по завершении достроечных работ на плаву, передана 1-й флотилии Северного флота. Ещё в период ходовых испытаний, имея на борту конструкторов и строителей, лодка погрузилась на 1040 метров, установив не превзойдённый до сих пор абсолютный рекорд по глубине для боевых кораблей подводного плавания.

Атомоход построили в единственном экземпляре, чтобы обкатать корабль и его команды — основную и сменную — на больших глубинах. В перспективе на основе «проекта 685» предполагалось развернуть соединение глубоководных подводных лодок более совершенной модификации.

За пять лет службы в составе объединения «Комсомолец» с основным экипажем неоднократно погружался на глубину 1000 метров. Сомнений в надёжности корабля ни у кого не возникало.

28 февраля 1989 года лодка К-278, получившая с основным экипажем весьма почитаемое на флоте звание «отличный корабль» с правом ношения соответствующего знака на надстройке и наименование, под которым известна ныне, приняла на борт сменный экипаж (на жаргоне подводников — 604-й) и вышла в очередную «автономку». В родной фьорд лодка не вернулась.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: