В этой главе мы уже изучили коммуникацию с точки зрения попытки человека общаться на вербальном и невербальном уровнях. Столь же важным (и, возможно, даже более важным, так как очень немногие это умеют) в разговоре является искусство слушать. Не имеет никакого значения, насколько вы искусный коммуникатор и насколько вы стараетесь, если вас не слушают. А большинство из нас именно не слушает. Мы используем четыре способа не слушать собеседника: (1) отказ слушать, (2) игнорирование, (3) выборочное выслушивание и (4) выслушивание для себя (Fujishin, 1997).
Отказ слушать — это крайняя форма прекращения коммуникации. Мы можем запретить кому-нибудь говорить. Естественно, мы не можем общаться и строить отношения с человеком, узнать его
Глава 4 |
мысли, если мы не позволяем ему говорить. Это плохо для групп.
Игнорирование предполагает, что вы притворяетесь, что слушаете, когда на самом деле это не так. Мы строим планы на вечер или вспоминаем, что должны по дороге домой зайти в овощной магазин, при этом изображая внимание. Студенты прекрасно знают, как это делается. Выборочное выслушивание является, по сути, отфильтровыванием того, что вы не хотите слышать, и восприятием того, что хотите услышать. Родители говорят подростку: «Ты можешь пойти на вечеринку, но изволь вернуться до полуночи». Подросток слышит лишь первую часть предложения. Два человека в группе, слушающие одного человека, могут слышать две абсолютно разные вещи, потому что мы отбираем самое для нас важное. До определенной степени это нормальный процесс, но он не способствует эффективной коммуникации.
Выслушивание для себя предполагает наложение собственных ценностей на любую информацию. Мы не можем отключить наше эго для того, чтобы встать на место другого человека. Мыслям, которые не соответствуют нашим убеждениям, мы не даем ни малейшего шанса, — мы их пропускаем мимо ушей, не уделив им ни толики внимания.