Как мы ДОЛЖНЫ слушать? Было разработано несколько методов, в цлом похожих, но отличающихся названиями, — например активное выслушивание (Fujishin, 1997) и критическое выслушивание
(Ellis & Fisher, 1994). В любом случае мы слушаем человека не так, как музыку. Мы можем слушать музыку, не уделяя ей особого внимания и в то же время наслаждаясь ей. Эффективное выслушивание предполагает некоторые усилия. Наша цель — анализ, интепретация и стремление понять собеседника. Ваша задача — задавать вопросы, если вы не понимаете, о чем говорит коммуникатор.
Существует несколько стратегий, используемых при сосредоточенном выслушивании. Во-первых, освободите свой разум от всего постороннего. Коммуникации ничто не должно мешать. Ваша группа должна собираться в уединенной комнате, а не пытаться встретиться во время ланча в ресторане или в школьном кафетерии. Для того чтобы слушать, мы должны уметь четко слышать, что происходит вокруг. Если вокруг слишком шумно и слишком много всего происходит, вы не сможете сосредоточиться. Поддерживайте зрительный контакт с говорящим.
Когда кто-то говорит, выделяйте самое главное, так же, как будто вы делаете себе в голове пометки. Записывайте что-то, если это необходимо. Возможно, выделяя про себя определенные моменты, вы поймете, что нечто важное еще не прозвучало. Структурируя информацию, спросите, какая ее часть важна, что вы можете спокойно проигнорировать, а где необходимо кое-что дополнить. Если вы получили достаточно информации, чтобы осознать, что вы понимаете, о чем идет речь, оцените прошед-
шее общение по возможности объективно и непредвзято.
Умение слушать очень важно для группы. Клинард (Clinard, 1985) выяснил, что в условиях работы в интернациональной группе интенсивное выслушивание является лучшим способом понять людей. Уровень умения слушать связано с положением члена в группе (ВесЫег & Johnson, 1995). Чем лучше человек слушает, тем вероятнее он будет лидером. К сожалению, пол говорящего может серьезно повлиять на то, сколько из сказанного аудитория услышит (Gruber & Gaehelein, 1979). И мужчины, и женщины-слушатели слышали больше из того, что говорил выступающий мужчина, а не женщина. И, несмотря на то, что Грубер и Гаэлин варьировали темы по критерию маскулинности и феминности, мужчин все равно слушали лучше, вне зависимости от темы.
!