Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание.
Идеалисты считали, что сотворение мира произошло благодаря духовному началу.
Историей правит идея. Идея правит бытием (пр: идеяàгос-во).
Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.
Объективный идеализм: за первичное принимается сознание (разум), существующее вне и независимо от материального мира и человека. Но существует и материальное вне человека. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.
Объективный идеализм, в отличие от субъективного идеализма, первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание – «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.
|
|
Гносеологический корень – (гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.
Главное – допускает много всего (существует много допущений).
Идет от того, что познать мир можно многими способами => можно запутаться.
Приводит к тому, что мысль отрывается от действительности, уходит в сферу фантазий. Вещи трактуются не так, как они реально существуют, а так как они воспринимаются.
Ошибка: отрыв результата деятельности человека и самого человека, и противопоставление бытия и человека à логика человека распространяется на логику самого бытия.
Гносеологические корни уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий.
Гносеологические корни связаны с прогрессом познания (умнеем à мудрим à оторваны от действительности).
Ошибки: связаны с преувеличением значения какой-то стороны действительности. с тем. Что тот или иной философ рассматривает только одну какую-то сторону.
Когда человек увлекается какой-то проблемой, ему кажется, что это главное, а на самом деле это не так.
Надо искать золотую середину.
«Раздувание, разбухание одной из черточек реальной действительности».
Также, при развитии знаний, появляется многовариантность à все становится еще запутаннее. Но при этом появляется и многообразие.
Часто идет подмена одних понятий другими.
Рациональное зерно – мудрец творит, он умирает, а его идеи нетленны.
Но идеализм зациклился на какой-то одной фишке.
(В основном относится к объективному идеализму (Гегель, Платон)).