Гносеологические и социальные корни идеализма

Идеализм: в основе понимания мира – духовное начало. За первичное принимается сознание.

Идеалисты считали, что сотворение мира произошло благодаря духовному началу.

Историей правит идея. Идея правит бытием (пр: идеяàгос-во).

Субъективный идеализм – такая форма, где за первичное принимается сознание субъекта (индивидуальное человеческое сознание) – идея. Отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта, либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью.

Объективный идеализм: за первичное принимается сознание (разум), существующее вне и независимо от материального мира и человека. Но существует и материальное вне человека. Утверждает существование духовного первоначала вне и независимо от человеческого сознания.

Объективный идеализм, в отличие от субъективного идеализма, первоосновой существующего считает не личное, человеческое сознание, а некое объективное, потустороннее сознание – «абсолютный дух», «мировой разум» и т. д.

Гносеологический корень(гносеология = познание) познание мира сложный многогранный процесс. Крайне противоречив. Не прямолинеен.

Главное – допускает много всего (существует много допущений).

Идет от того, что познать мир можно многими способами => можно запутаться.

Приводит к тому, что мысль отрывается от действительности, уходит в сферу фантазий. Вещи трактуются не так, как они реально существуют, а так как они воспринимаются.

Ошибка: отрыв результата деятельности человека и самого человека, и противопоставление бытия и человека à логика человека распространяется на логику самого бытия.

Гносеологические корни уходят далеко в глубь истории и связаны с процессом формирования отвлеченных понятий.

Гносеологические корни связаны с прогрессом познания (умнеем à мудрим à оторваны от действительности).

Ошибки: связаны с преувеличением значения какой-то стороны действительности. с тем. Что тот или иной философ рассматривает только одну какую-то сторону.

Когда человек увлекается какой-то проблемой, ему кажется, что это главное, а на самом деле это не так.

Надо искать золотую середину.

«Раздувание, разбухание одной из черточек реальной действительности».

Также, при развитии знаний, появляется многовариантность à все становится еще запутаннее. Но при этом появляется и многообразие.

Часто идет подмена одних понятий другими.

Рациональное зерно – мудрец творит, он умирает, а его идеи нетленны.

Но идеализм зациклился на какой-то одной фишке.

(В основном относится к объективному идеализму (Гегель, Платон)).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: