Типология организаций

Типология - это классификация объектов по общности признаков.

Типология организации позволяет:

– систематизировать объект, сосредоточиться на особенностях, сходствах и различиях организаций по разным параметрам (цели, структура, функции и др.);

– установить общность проблем и типизировать их для разных организаций, чтобы одни организации могли пользоваться методами решения проблем, применяемыми в других;

– дать характеристику общества с организационной точки зрения, которая может использоваться при анализе возможных изменений в структуре общества.

Классификация организаций по наиболее существенным признакам:

1. По принципам управления:

– унинодальные (от лат. unnis (uni) - один);

– мультинодальные (от лат. multum - много);

– гомогенные (однородные);

– гетерогенные (разнородные).

Унинодальная организация имеет иерархическую структуру: в ней на вершине пирамиды власти находится индивид, имеющий решающий голос и способный решить все проблемы, которые возникают на более низких уровнях.

Мультинодальная организация характеризуется отсутствием персонифицированной власти; решения принимаются двумя или несколькими автономными ответственными лицами.

Гомогенная организация управляет своими членами больше, чем они управляют ею.

Гетерогенная организация управляется своими членами в большей степени, чем она управляет ими.

Почти все реальные организации обладают упомянутыми признаками, но часто один из признаков преобладает.

2. По функциональным признакам:

деловые организации создаются как отдельными предпринимателями, так и более масштабными социальными системами - государством, местной властью и т. д. Участие в них дает доход и заработную плату. Основа внутреннего регулирования - административный порядок, принципы целесообразности, подчиненности. Особенности деловых организаций: 1) основу их целевых установок составляет коммерческая идея (получение прибыли или социального эффекта). Поэтому в своей деятельности такие организации должны ориентироваться на достижение конечного результата, который, как правило, выражается в денежном или вещественном эквиваленте; 2) особенность вытекает из того, что деловые организации или оперируют значительными материальными и денежными ресурсами, или оказывают существенное влияние на управление такими ресурсами. Поэтому в их системах управления чаще используется жесткая иерархическая структура; 3) преобразование материальных или информационных ресурсов, поступающих в организацию, в конечный продукт при условии решения социально-значимых задач.

Как целевая установка деловой организации часто используется не одна цель, а набор целей или подцелей. Наличие набора альтернативных целей деятельности позволяет организации повысить вероятность выживания в условиях напряженной конкурентной борьбы. Для этого, например, предприятия развивают параллельные виды деятельности, чтобы в случае вынужденной или запланированной ликвидации одного из направлений работ можно было безболезненно переключиться на другой вид деятельности. Подобные стратегии называют диверсификация.

общественные (союзные) организации - обобщение целей индивидуальных участников. Регулирование обеспечивается принятыми всеми нормами (уставом) и принципом выборности. Членство в таких организациях обеспечивает удовлетворение политических, социальных, культурных, творческих и других интересов участников.

ассоциативные организации характеризуются некоторой автономией от среды, относи-тельной стабильностью состава, иерархией ролей, сравнительно устойчивым распределением участников по уровню престижа, принятием общих решений. Функции регулирования осуществляют спонтанно формируемые коллективные нормы и ценности. Ассоциативные организации строятся на взаимном удовлетворении интересов, когда фактором объединения является не общая цель, а цель любого субъекта, т. е. цели субъектов не противоречат друг другу.

поселения близки по сути ассоциативным организациям, но главным объединяющим их фактором является территория.

3. По общественным функциям (помимо решения экономических проблем любая деловая организация выполняет общественные функции, т. е. ее действия всегда имеют социальные последствия). В основе общественных функций деловых организаций лежат удовлетворение человеческих потребностей и решение интеграционных задач.

4. По принципам целеполагания:

ценностно-ориентированные организации, поведение которых определяется заданной системой ценностей;

целеполагающие организации, обладающие свойством формировать для себя цели деятельности и изменять их на основании достигнутых результатов, собственной эволюции и изменения внешней среды;

целеустремленные организации, которые имеют единую и неизменную главную цель. Поскольку цель должна быть хотя бы в принципе достижимой, такие организации носят временный характер;

целенаправленные организации, действующие в соответствии с четко сформулированными и заданными системой более высокого уровня целями, способными изменяться;

целеориентированные организации, имеющие нечетко сформулированные и заданные системой более высокого уровня цели, которые в определенных пределах могут ими уточняться;

целепригодные организации, действующие для выполнения одной из второстепенных целей, заданных надсистемой, поэтому их деятельность носит разовый характер;

паразитические организации, цель деятельности которых бесполезна или вредна для надсистемы, так как они потребляют ее ресурсы.

В современном менеджменте возрастает внимание к ценностно-ориентированным организациям. Система ценностей - наиболее устойчивая категория человеческих отношений, формирующаяся на протяжении всего предшествующего опыта практической и теоретической деятельности. Система ценностей является основой целеполагания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: