Психологические идеи и концепции И. Гербарта на рубеже 18- 19 в.в

В теории основоположника немецкой эмпирической психо­логии, немецкого психолога и педагога И. Ф. Гербарта (1776— 1841), находится соединение основных принципов английского ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии — активности души и роли бессознательного. Необходимо отметить следующие положения концепции Гербарта о природе человека.

1. Представление душевной жизни человека как единой целостной структуры, не допускающей разделения на отдельные самостоятельные функции.

2. Изучение явлений и фактов сознания должно проходить исключительно опытным путем и на результатах опыта, а на теоретизировании должны строиться все концепции о природе человека.

3. Предметом любого психологического исследования являются факты сознания, а методами их изучения — наблюдение за другими,самонаблюдение, анализ продуктов деятельности, но ни в коем случае не эксперимент. При этом для получения достоверных, а не приблизительных фактов необходимо использование ресурсов и методов математики, которая дает возможность проверить полученные в ходе наблюдений результаты.

4. Простейшими элементами психики являются представления, определяемые как возникающие под влиянием внешних объектов образы восприятий. При этом наряду с качественными характеристиками представления имеют и количественные, а именно: силу, критерием которой является уровень ясности представления в сознании человека, а также их способность взаимодействовать друг с другом, изменяя общую картину представлений в сознании.

Отдельного внимания заслуживает теория сознания Гербарта. отразившая в себе идеи Лейбница и давшая начало исследо­ваниям феноменов сознания во второй половине XIX в., а так­же в XX в. и во многом повлиявшая на становление глубинной психологии 3. Фрейда:

1) выделяется три уровня сознания, каждый из которых вмеша­ет в себя соответствующие ему по степени ясности представления:

а) ясное сознание (апперцепция), содержанием которого являются представления с максимальной степенью ясности;

б) сознание (перцепция),вмещающее в себя менее ясные представления и образы;

в) бессознательное, т. е. область сознания, имеющая в своем составе представления, подавленные содержаниями двух других уровней;

2) каждое, находящееся на определенном уровне сознания представление обладает способностью к движению, т. е. может перемещаться с одного уровня на другой в разные моменты времени;

3) все три области сознания отделены друг от друга границами — порогами. Граница между ясным сознанием и сознанием называется порогом ясною сознания. Порогом сознания называется границамежду неясным сознанием и бессознательным;

4) таким образом, душевная жизнь, т. е. сознание человека, находится в постоянной динамике, оно не пассивно, и внутри его всегда есть более или менее осознаваемые представления, одни из которых находятся в зоне полного или частичного осознавания, а другие — за порогом осознавания;

§ выделяются следующие причины, обусловливающие степень интенсивности, ясности представления и, как следствие, нахождение его на одном из трех уровней сознания:

§ сила впечатления, обусловленная уровнем его значимости для субъекта;

§ отсутствие препятствий (например, более сильных впечатлении);

§ прошлый опыт субъекта, его прошлые впечатления, слияние которых с новым поступившим в сознание впечатлением называлось «апперцепцией»;

6) чувства и воля как отдельные феномены в сознании не присутствуют, а являются результатом взаимодействия представлений между собой. Например, стеснение в сознании одного или нескольких представлений вызывает у субъекта чувство неудовольствия, которое сменяется противоположным чувством удовольствия благодаря устранению этого стеснения. Воля определяется как результат некоего стесненного представления, пробившегося в сознание сквозь подавление других представлений и теперь определяющего некоторые из них.

Концепция Гербарта — «Теория статики и динамики пред­ставлений» — оказала сильное влияние на развитие теории обу­чения и на ее практическое применение. С его точки зрения главной задачей любой методики обучения является обеспече­ние максимально сильной концентрации внимания и осознан­ности, без которых невозможно усвоение любого нового знания

Необходимый уровень внимания может быть достигнут либо за счет привлекательности самого нового знания, либо за счет ею соединения со старым, уже усвоенным представлением посред­ством классических законов ассоциаций.

И. Ф. Гербарт ввел в психологическую науку традицию исполь­зования математических методов исследования, в будущем полу­чивших широкое распространение, создал свою научную школу и заложил основы немецкой эмпирической психологии, а идеи Гербарта активно развивались его последователями и учениками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: