Развитие человеческих ресурсов железнодорожного транспорта до 2030 года

Задачи развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года будут решены за счет обеспечения отрасли достаточным количеством высокопрофессиональных специалистов в области государственного управления и железнодорожного транспорта. Для обеспечения качественного образовательного процесса необходим выход на долгосрочное перспективное планирование подготовки специалистов, в том числе как по новым специальностям (в области логистики, межтранспортного взаимодействия), так и по тем, которые нуждаются в узкой специализации применительно к железнодорожному транспорту (менеджмент, финансы, управление качеством, международные экономические отношения).

Основными мероприятиями в области развития человеческих ресурсов являются:

- обеспечение железнодорожного транспорта на всех уровнях профессионально подготовленными работниками массовых профессий, специалистами и руководителями, ориентированными на длительные трудовые отношения и развитие профессиональной карьеры на железнодорожном транспорте;

- подготовка специалистов-управленцев широкого профиля и развитие у персонала железнодорожного транспорта высокого уровня компетенции для работы в условиях единой транспортной системы, активного взаимодействия видов транспорта, логистических комплексов и единых технологических цепочек, высоких стандартов качества;

- содействие созданию корпоративных систем управления персоналом, ориентированных на мотивированный и эффективный труд работников, повышение его качества, производительности труда, активное участие в технической модернизации и инновационном развитии железнодорожного транспорта.

Для реализации данных задач необходимо:

- разработать методику опережающего прогнозирования потребностей железнодорожного транспорта в кадрах с учетом уровня требуемого образования, категории, специализации, обеспечивающую планирование и осуществление подготовки специалистов, адаптированных к выполнению перспективных задач железнодорожного транспорта, задач настоящей Стратегии, в частности, в сфере развития инфраструктуры, высокоскоростного движения, и по иным направлениям, обеспечивающим инновационный прорыв;

- обеспечить проработку и реализацию механизмов долгосрочного сотрудничества между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, компаниями железнодорожного транспорта и образовательными учреждениями, в первую очередь, железнодорожными и транспортными в сфере подготовки и повышения квалификации персонала (расширить сферы применения государственного заказа, целевых договоров в формате государственно-частного партнерства, в том числе с использованием новых финансово-кредитных схем) и науки (обеспечить техническую и технологическую модернизацию, последующее инновационное развитие железнодорожного транспорта за счет развития фундаментальных, поисковых и прикладных исследований, в первую очередь, на базе университетских комплексов, путем укрепления их социальной, материально-технической и научно-лабораторной базы, создания научно-производственных, инновационных и внедренческих центров, технопарков, передачи им новейших образцов техники, технологии, программного обеспечения);

- стимулировать концентрацию интеллектуальных и материальных ресурсов в составе крупных вертикально и горизонтально интегрированных университетских комплексов федерального и регионального значения, имеющих широкую сеть территориальных филиалов, позволяющих предоставить полный образовательный цикл, начиная с подготовки квалифицированных рабочих, работников со средним профессиональным образованием и все виды непрерывного обучения;

- обеспечить подготовку специалистов для осуществления мобилизационной подготовки на железнодорожном транспорте;

- расширить практику предоставления рабочих мест для прохождения производственной и преддипломной практики студентам образовательных учреждений и закрепить ее правовые основы для большей адаптации выпускников к реальным условиям труда и требованиям производства;

- развивать систему научной стажировки и послевузовского обучения работников, практической стажировки научных сотрудников образовательных учреждений, стимулировать воспроизводство научно-педагогических кадров, повышение их квалификации и академической мобильности;

- синхронизировать процессы обучения в образовательных учреждениях транспорта с процессом введения новых уровней образования (бакалавриата и магистратуры), но с сохранением моноподготовки специалистов-железнодорожников, связанных с эксплуатационной деятельностью; способствовать введению дистанционных форм обучения на базе современных информационных, телекоммуникационных технологий;

- ускорить процесс утверждения государственных образовательных стандартов по новым специальностям с учетом необходимости опережающей подготовки специалистов;

- укрепить связи между работодателями и образовательными учреждениями (корпоративные программы и другие формы согласования интересов и требований к отбору студентов, мониторингу заказчиком образовательных услуг учебного процесса, качеству подготовки, заключительному контролю знаний при расширении системы гарантированного трудоустройства для успешных выпускников по специальности и заранее определенной должности; адаптация выпускников-бакалавров к требованиям работодателей в ходе дополнительного профессионального образования в транспортных вузах, совмещение обучения в вузах и ссузах с практической работой на рабочих должностях);

- развивать систему профессиональной подготовки рабочих массовых профессий, техников, мастеров, иных специалистов на основе сохранения и укрепления системы начального и среднего профессионального образования в составе университетских комплексов;

- расширить сотрудничество с образовательными учреждениями Министерства образования и науки Российской Федерации и иностранными образовательными учреждениями при подготовке специалистов, особенно магистров;

- внедрить интегрирующие образовательные технологии (единые информационные сети повышения квалификации в сфере вопросов, относящихся к государственному регулированию) с участием крупнейших компаний и образовательных учреждений и с учетом их финансовых интересов (вопросы комплексной транспортной, экологической, производственной безопасности);

- проводить эффективную и согласованную молодежную политику, в том числе в целях мотивации приобретения качественных знаний и практических навыков, сокращающих период адаптации молодых специалистов к производственным условиям, стимулирования их трудоустройства по специальности и установления длительных и стабильных трудовых отношений;

- согласовать меры социальной ответственности и социальной политики в отношении персонала;

- проводить согласованную долгосрочную политику улучшения престижности железнодорожных профессий;

- определить и развивать соответствующие механизмы мониторинга, анализа и принятия решений, предусматривающие периодическую коррекцию, инструменты контроля и целевые ориентиры, позволяющие придать планомерный и поэтому более эффективный, в том числе и с точки зрения затрат, характер деятельности по управлению человеческими ресурсами железнодорожного транспорта.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: