Одр длрплДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования города Москвы
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
учебной дисциплины
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Учебное пособие
Направление подготовки: 071800.62 «Социально-культурная деятельность»
Профиль: «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»
Квалификация выпускника: бакалавр
Составитель - канд.пед.наук Медаедь Э.И.
Москва, 2013
Пояснительная записка
В современных условиях основным направлением профессионального педагогического образования является подъем общей гуманитарной культуры, духовности студентов – будущих педагогов – наставников подрастающего поколения. Идейно-нравственный потенциал классического наследия и мировой художественной культуры является неоценимым подспорьем в формировании духовно богатой личности будущего педагога.
|
|
Роль теории и истории культуры в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. Преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, теория и история культуры рисует и воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания. Преподавание теории и истории культуры, соответственно, должно предполагать в качестве исходного системообразующего основания эстетическую модель человека и опираться на художественное освоение материала.
Теория и история культуры как научная дисциплина формировалась, выходя из-под родительской опеки философии, обретая собственный предмет исследования и обосновывая соответствующие ему методы. Несомненно, что изучением содержания предмета, прежде всего, являются результататы культурной деятельности человеческого общества (предметами, продуктами культурного творчества — например, музыкой, произведениями живописи и т.д.), раскрывая усвоение духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции она придерживается. В данном случае обнаруживается коммуникативный слой культуры: это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности.
Но в формировании содержания курса теории и истории культуры имеются трудности в определении специфики предмета дисциплины и ее методов, без чего невозможно решение задачи соотнесения теоретических положений с многообразием конкретного исторического материала, который черпается не только из искусствоведения и литературоведения, но также из философии, истории религии, этнографии и других эмпирических гуманитарных наук. Поэтому теория и история культуры является на пересечении двойственных предметных связей: с одной стороны, череда верований, художественных шедевров, философских идей и научных открытий демонстрирует широчайшее разнообразие человеческих проявлений, с другой – с интуитивной очевидностью позволяет говорить о планетарном единстве. Культура в этом смысле предстает как онтологический системообразующий фактор, как самоценность, из которой вырастает все человеческое существование.
|
|
Предлагаемый курс ввиду объемности и чрезвычайной информативности базируется на таких блоках вопросов, как философия культуры, теория и история культуры. Он призван ввести студентов в сложный мир культуры и выработать у него свое видение многих узловых проблем, осмыслить личность в «зеркале» мировой художественной культуры и найти свое место в ней.
Цель курса: ознакомить студентов с основами теории и истории мировой культуры; изучить генезис культуры, ее базисные ценностные ориентации; с жизнью и эстетическими идеалами различных исторических эпох с древнейших времен и до наших дней; освоить произведения мировой художественной культуры разных видов и жанров как продукта исторической, религиозной и национальной ментальности; проанализировать системы искусств в ее историческом развитии. В целях наиболее полного овладения учебным материалом важно постоянно связывать тематику мировой художественной культуры с социально-политической историей общества, господствующими в нем философско-религиозными и этическими учениями, эстетическим идеалом определенной эпохи. Это позволит по достоинству оценить тот неповторимый интеллектуальный и художественный вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры человечества, хотя бы в общих чертах увидеть грандиозную панораму мирового культурного процесса, его национальные составляющие в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности определенного общества. Следовательно, история мировой художественной культуры осваивается в тесной связи с развитием всей мировой духовной и материальной культуры.
Главная задача курса – воспитание нравственных ориентиров личности, ее этические и эстетические оценки, широта гуманитарного мышления. Использование воспитательных возможностей памятников мировой художественной культуры, научить студентов элементарному пониманию искусства, развить творческие способности и интерес к художественному творчеству.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ
Тема 1. Исходное значение термина «культура»
Термин «культура» — латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor — это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное — воспитанность, просвещенность. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение — воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием. Здесь римляне, как и в понимании целей воспитания гражданских и личных добродетелей, следовали за греками, признавая их цивилизующую роль в развитии человечества. Греческая античность знаменует начало европейской культурной традиции. Именно грекам принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор.
|
|
Реконструкцией историко-культурного контекста самого понятия «культура» выступал древнегреческий полис. Полис — это город со сравнительно небольшим числом жителей, но жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т. д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (pais — ребенок). Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле — образование, образованность, просвещение, культуру. В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, что у греков понимается как искусство («техне»), где эта связь становится особенно ясной, когда речь идет о «политике техне» — гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса.
Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного прогресса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры». (В.Йегер)
|
|
Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры, что и составляет гуманитарную практику античной «пайдейи», определившей основное содержание культуры. Проблема состоит в том, что образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» — «номы» (законы). В этом и состояла цель культуры: развить в человеке способность суждений и эстетическое чувство, что и позволило ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Природа была главной, неотъемлемой частью космоса, который включал в себя также богов и людей. Античный человек не терял своего единства с природой, и чувство сопричастности ей перерастало в «любование космосом» (А.Ф.Лосев), в прямое соприкосновение с ней, в умозрение.
Независимый, самодовлеющий античный человек гордился своей силой, разумом и способностью жить «по природе». В суде, в народном собрании древний грек чувствовал себя в онтологической безопасности, поскольку полис гарантировал ему свободу, социальную защищенность и реализацию его честолюбивых устремлений. Гарантом стабильности и порядка были даже не законы (хотя на их защите стояли отеческие боги), а сам природный порядок, укоренившееся в сознании представление о рациональном, вечном, жизненном, а значит божественном порядке вещей. Жизнь «по природе» превращалась в этический идеал образования и культуры.