Кафедра культурно-досуговой деятельности

Одр длрплДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

учебной дисциплины

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Учебное пособие

Направление подготовки: 071800.62 «Социально-культурная деятельность»

Профиль: «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ»

Квалификация выпускника: бакалавр

Составитель - канд.пед.наук Медаедь Э.И.

Москва, 2013

Пояснительная записка

В современных условиях основным направлением профессионального педагогического образования является подъем общей гуманитарной культуры, духовности студентов – будущих педагогов – наставников подрастающего поколения. Идейно-нравственный потенциал классического наследия и мировой художественной культуры является неоценимым подспорьем в формировании духовно богатой личности будущего педагога.

Роль теории и истории культуры в системе гуманитарного знания во многом объясняется ее особенностями эстетического и антропологического характера. Преодолевая трудности переводов, фрагментарность источников, странности символов и чуждых образов, теория и история культуры рисует и воссоздает живой облик прошлого и настоящего, и каждый оттенок образного мировидения говорит о человеке, соответствуя пафосу пробуждающегося гуманитарного сознания и самосознания. Преподавание теории и истории культуры, соответственно, должно предполагать в качестве исходного системообразующего основания эстетическую модель человека и опираться на художественное освоение материала.

Теория и история культуры как научная дисциплина формировалась, выходя из-под родительской опеки философии, обретая собственный предмет исследования и обосновывая соответствующие ему методы. Несомненно, что изучением содержания предмета, прежде всего, являются результататы культурной деятельности человеческого общества (предметами, продуктами культурного творчества — например, музыкой, произведениями живописи и т.д.), раскрывая усвоение духа культуры (менталитета, культурной парадигмы), независимо от того, какой теоретической позиции она придерживается. В данном случае обнаруживается коммуникативный слой культуры: это уровень общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, ее ядро, ее архетип — структура культуротворческой деятельности.

Но в формировании содержания курса теории и истории культуры имеются трудности в определении специфики предмета дисциплины и ее методов, без чего невозможно решение задачи соотнесения теоретических положений с многообразием конкретного исторического материала, который черпается не только из искусствоведения и литературоведения, но также из философии, истории религии, этнографии и других эмпирических гуманитарных наук. Поэтому теория и история культуры является на пересечении двойственных предметных связей: с одной стороны, череда верований, художественных шедевров, философских идей и научных открытий демонстрирует широчайшее разнообразие человеческих проявлений, с другой – с интуитивной очевидностью позволяет говорить о планетарном единстве. Культура в этом смысле предстает как онтологический системообразующий фактор, как самоценность, из которой вырастает все человеческое существование.

Предлагаемый курс ввиду объемности и чрезвычайной информативности базируется на таких блоках вопросов, как философия культуры, теория и история культуры. Он призван ввести студентов в сложный мир культуры и выработать у него свое видение многих узловых проблем, осмыслить личность в «зеркале» мировой художественной культуры и найти свое место в ней.

Цель курса: ознакомить студентов с основами теории и истории мировой культуры; изучить генезис культуры, ее базисные ценностные ориентации; с жизнью и эстетическими идеалами различных исторических эпох с древнейших времен и до наших дней; освоить произведения мировой художественной культуры разных видов и жанров как продукта исторической, религиозной и национальной ментальности; проанализировать системы искусств в ее историческом развитии. В целях наиболее полного овладения учебным материалом важно постоянно связывать тематику мировой художественной культуры с социально-политической историей общества, господствующими в нем философско-религиозными и этическими учениями, эстетическим идеалом определенной эпохи. Это позволит по достоинству оценить тот неповторимый интеллектуальный и художественный вклад каждого народа в сокровищницу мировой культуры человечества, хотя бы в общих чертах увидеть грандиозную панораму мирового культурного процесса, его национальные составляющие в конкретно-исторических условиях жизнедеятельности определенного общества. Следовательно, история мировой художественной культуры осваивается в тесной связи с развитием всей мировой духовной и материальной культуры.

Главная задача курса – воспитание нравственных ориентиров личности, ее этические и эстетические оценки, широта гуманитарного мышления. Использование воспитательных возможностей памятников мировой художественной культуры, научить студентов элементарному пониманию искусства, развить творческие способности и интерес к художественному творчеству.

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ

Тема 1. Исходное значение термина «культура»

Термин «культура» — латинского происхождения, восходит к латинскому cultura, что значит «возделывание», «обрабатывание», «уход». Соответственно «культура» — это обработка земли, разведение растений и животных и т. п., a cultor — это возделыватель, землепашец, скотовод, т.е. поселянин и земледелец. Однако данный термин уже в римской античности имел и другое значение, переносное — воспитанность, просвещенность. Отсюда термин cultor имеет еще одно значение — воспитатель, наставник. Трансформация данного термина в римской античности свидетельствует о его наполненности антропологическим (общечеловеческим) содержанием. Здесь римляне, как и в понимании целей воспитания гражданских и личных добродетелей, следовали за греками, признавая их цивилизующую роль в развитии человечества. Греческая античность знаменует начало европейской культурной традиции. Именно грекам принадлежат базовые представления о культуре, которые используются до сих пор.

Реконструкцией историко-культурного контекста самого понятия «культура» выступал древнегреческий полис. Полис — это город со сравнительно небольшим числом жителей, но жители, составляющие ядро полиса, были его гражданами. Они подчинялись законам своего города, защищали его от неприятеля и выполняли все необходимые гражданские обязанности (участвовали в работе суда и других городских служб, в проведении народного собрания и т. д.), т.е. город был одновременно и государством. Вот в таком городе культура была одновременно «воспитанием» и «культом». И этим сочетанием характеризуется процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка, что и обозначили греки при помощи понятия «пайдейя» (pais — ребенок). Греческий термин «пайдейя» включает как непосредственно воспитание, обучение, так и в более широком смысле — образование, образованность, просвещение, культуру. В этих (далеко не всех возможных) значениях выражается не только идея связи образования с воспитанием, но и идея глубокой, интимной взаимосвязи воспитания и обучения, прочного овладения навыком, что у греков понимается как искусство («техне»), где эта связь становится особенно ясной, когда речь идет о «политике техне» — гражданском навыке, необходимом каждому полноправному гражданину полиса.

Греки создали систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность, с определившимися ценностными ориентациями. Несомненно, в этой обращенности к человеку и состоит непреходящая гуманистическая ценность античного понимания культуры, в основе которой лежит идеал человека, выступающий целью культурного прогресса. «Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры». (В.Йегер)

Основные ценности греческой «пайдейи» выходят за пределы собственно педагогической сферы и формируются как нормы и образцы в контексте культуры, что и составляет гуманитарную практику античной «пайдейи», определившей основное содержание культуры. Проблема состоит в том, что образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований, которые расценивались греками как их «мудрые изобретения» — «номы» (законы). В этом и состояла цель культуры: развить в человеке способность суждений и эстетическое чувство, что и позволило ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. Природа была главной, неотъемлемой частью космоса, который включал в себя также богов и людей. Античный человек не терял своего единства с природой, и чувство сопричастности ей перерастало в «любование космосом» (А.Ф.Лосев), в прямое соприкосновение с ней, в умозрение.

Независимый, самодовлеющий античный человек гордился своей силой, разумом и способностью жить «по природе». В суде, в народном собрании древний грек чувствовал себя в онтологической безопасности, поскольку полис гарантировал ему свободу, социальную защищенность и реализацию его честолюбивых устремлений. Гарантом стабильности и порядка были даже не законы (хотя на их защите стояли отеческие боги), а сам природный порядок, укоренившееся в сознании представление о рациональном, вечном, жизненном, а значит божественном порядке вещей. Жизнь «по природе» превращалась в этический идеал образования и культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: