Особенности богослужения праздника

Перед началом малой вечерни или перед началом всенощного бдения, если не служится малая вечерня, иерей износит Честный Крест из сосудохранилища, полагает его на жертвеннике и украшает венком из живых цветов. После отпуста малой вечерни (если она служится) или перед началом всенощной иерей и диакон в облачениях подходит к


жертвеннику. Диакон, взяв благословение на кадило и кадя Честный Крест произносит тихо: "Благослови, владыко". Иерей - "Благословен Бог...". Диакон читает (тихо): Трисвятое по "Отче наш..." Затем служащие поют (тихо) тропарь Кресту: "Спаси, Господи, люди Твоя...", "Слава, и ныне: Вознесыйся на крест волею...".

Во время пения иерей поднимает на главу Крест и в сопровождении двух свещеносцев со свечами и диакона с кадилом переносит Честный Крест на престол и полагает его на место Евангелия, а Евангелие поставляет справа от Дарохранительницы (как на литургии). Перед престолом ставится зажженная свеча.

Всенощное бдение (вся служба по Минее). На великой вечерни: После мирной ектении "Блажен муж" поется только тогда, когда праздник случится в воскресенье или понедельник. Если же праздник приходит на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, то "Блажен муж" не поется. (Это же относится и к остальным Господским праздникам). После входа - прокимен дня. Подобно празднику Преображения и другим двунадесятым Господским праздникам, на великой вечерни поется великий прокимен: " Бог наш на небеси и на земли..." только в том случае, если праздник случится в субботу, а в субботу вечером - великий прокимен: "Господь воцарися...".

Если праздник случится в другие дни, то на великой вечерни - прокимен дня, а великий прокимен поется вечером в самый праздник. Паремии три:

1 - Исход, гл. 15-16 повествует о горькой воде и ропоте людей;

2 - Притчей, гл. 3 о Божием наказании и вразумлении;

3 - пророка Исаии гл. 60. Если все люди будут служить Богу, то спасутся.

На литии, на " Бог Господь" и в конце утрени поется тропарь (гл. I): "Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство".

На утрени: полиелей совершается в алтаре. После полиелея - величание:

"Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Крест Твой святый, имже нас спасл еси от работы вражия (т.е. от рабства врагу - диаволу)".

Прокимен: "Видеша вси концы земли спасение Бога нашего". Стих: "Воспойте Господеви...". Евангелие - от Иоанна, зач. 42. (Тропари "Ангольский Собор ", даже если праздник случится в воскресенье, не поются. Евангелие читается в алтаре и на середину церкви не выносится.

После Евангелия поется: "Воскресение Христово видевше..." (в какой бы день праздник ни случился) и читается 50-й псалом. (Царские врата закрываются). "Слава: Молитвами апостолов...", "И ныне: Молитвами Богородицы...". Стих: "Помилуй мя, Боже..." и стихира праздника: "Крест Христов...".

Канон - св. Космы Маиумского. Ирмосы по дважды. Тропари на 13. По 3-й песни - седален, "Слава, и ныне" - тойже. По 6-й песни - кондак и икос. Катавасия и ирмосы канона - "Крест начертав...". Припев к канону: " Слава, Господи, Кресту Твоему честному". На 9-й песни "Честнейшую не поем, а припев и ирмос песни.


Припев: "Величай, душе моя, Пречестный Крест Господень". Ирмос 9-й песни: "Тайн еси, Богородице, рай (Ты - таинственный рай, Богородица), невозделанно возрастивший Христа, Имже Крестное живоносное на земли насадися древо. Тем (поэтому)ныне (кресту) возносиму, покланяющеся ему Тя величаем".

Указанный припев припевается на 9-й песни и к каждому тропарю 1-го канона; а к тропарям 2-го канона, который имеет только одну 9-ю песнь, поют припев: "Величай, душе моя, Животворящаго Креста Господня воздвижение".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: