(цифрами обозначены рядовые кафизмы)
Дни | 1-й(летний)период | 2-й (зимний) период | ||
От Фоминой недели до отдания Воздвижения, | От отдания Воздвижения до субботы | |||
а также от предпразднства Рождества | пред Неделей о блудном сыне (за | |||
Христова до отдания Богоявления (с 20 | исключением периода с 20 декабря по 14 | |||
декабря по 14 января) | января) | |||
утреня | вечерня | утреня | вечерня | |
Воскресенье | 2,3 и 17-я (непорочны) | - | 2,3 и полиелей | - |
Понедельник | 4,5 | 4,5,6 | ||
Вторник | 7,8 | 7,8,9 | ||
Среда | 10,11 | 10,11,12 | ||
Четверг | 13,14 | 13,14,15 | ||
Пятница | 19,20 | 19,20 | ||
Суббота | 16,17 | 16,17 |
Примечание. Полиелей - "Хвалите имя Господне..." -поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются Господские, Богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем.
Об "отступке"
Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см.: М. Скабалланович. Толковый Типикон, III, с. 32-34) точно не выдерживается. Этот круг дает чтение для 32-х недель - от святой Пятидесятницы, или же, вернее, от Недели всех святых до Недоли мытаря и фарисея. Но в разные годы число этих недель бывает неодинаково. Это колебание зависит от праздника Пасхи.
|
|
Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году очень поздняя, то число недоль между 50-цей и Неделей мытаря и фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея может быть и более 32-х недель, что бывает чаще. Если количество Чтений Евангелия недостаточно, то в неделю по Рождестве Христовом, в неделю перед Богоявлением и т.д. читаются только особо предназначенные для этих недель Евангелия, а рядовые для этих недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в недели Праотец и Отец, ЧИТАЮТСЯ В ИЗВЫТОЧЕСТ-ВУЮЩИЕ НЕДЕЛИ, но так, "чтобы в неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32-й недели) о Закхее" - Луки, зач. 94.
Если для избыточествующих недель недостает и этих зачал, то в неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 6-ей, от Матфея - о хананеянке (Евангелие 17-й недели). Если недель менее 32-х, то Евангелия опускаются перед неделей о Закхее. Апостол всегда сопровождает свое Евангелие (см.: Типикон, 7 января, 6-е "зри"; срав. 1-е "зри" и 26-е декабря "зри"; см. также в Служебном Евангелии "Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам принятие, откуда начинают и до где стают"). В седмичные дни повторяются те же литургийные Апостолы и Евангелия, которые были прочитаны прежде в истекшие ближайшие седмицы.
|
|
Примечания. 1. Например, если в 1975 г. была Пасха ранняя, а в 1976 г. поздняя, то будет недель больше - " отступка". А если бы в 1975 г. Пасха была поздняя, а в 1976 г. - ранняя, то наступила бы "преступка".
2. Другие практические примеры "отступки" для Евангельских чтений (воскресных
и седмичных) - см.: Богослужебные указания на 1951-й год. вып. 1-й, стр. 11-13.
3. "Отступка" касается только Евангелий на литургии, но никак не утренних воскресных, которые идут по порядку до 5-й недели (воскресенья) Великого поста; равно не касается "отступка" и гласов Октоиха - они также, как и утренние Евангелия, следуют по порядку до 5-й недели Великого поста.