Порядок рядового чтения кафизм в летний и зимний периоды

(цифрами обозначены рядовые кафизмы)

Дни 1-й(летний)период   2-й (зимний) период  
  От Фоминой недели до отдания Воздвижения, От отдания Воздвижения до субботы
  а также от предпразднства Рождества пред Неделей о блудном сыне (за
  Христова до отдания Богоявления (с 20 исключением периода с 20 декабря по 14
  декабря по 14 января)   января)  
  утреня вечерня утреня вечерня
Воскресенье 2,3 и 17-я (непорочны) - 2,3 и полиелей -
Понедельник 4,5   4,5,6  
Вторник 7,8   7,8,9  
Среда 10,11   10,11,12  
Четверг 13,14   13,14,15  
Пятница 19,20   19,20  
Суббота 16,17   16,17  

Примечание. Полиелей - "Хвалите имя Господне..." -поется в седмичные и воскресные дни как в летний, так и зимний период Устава, если в эти дни случаются Господские, Богородичные праздники и праздники святых с бдением и полиелеем.

Об "отступке"

Годичный круг воскресных литургийных Апостолов и Евангелий (см.: М. Скабалланович. Толковый Типикон, III, с. 32-34) точно не выдерживается. Этот круг дает чтение для 32-х недель - от святой Пятидесятницы, или же, вернее, от Недели всех святых до Недоли мытаря и фарисея. Но в разные годы число этих недель бывает неодинаково. Это колебание зависит от праздника Пасхи.

Если в прошедшем году Пасха была ранняя, а в наступающем году очень поздняя, то число недоль между 50-цей и Неделей мытаря и фарисея будет больше. Таким образом, в период между Пятидесятницей и Неделей мытаря и фарисея может быть и более 32-х недель, что бывает чаще. Если количество Чтений Евангелия недостаточно, то в неделю по Рождестве Христовом, в неделю перед Богоявлением и т.д. читаются только особо предназначенные для этих недель Евангелия, а рядовые для этих недель Евангелия, равно как и рядовые, положенные в недели Праотец и Отец, ЧИТАЮТСЯ В ИЗВЫТОЧЕСТ-ВУЮЩИЕ НЕДЕЛИ, но так, "чтобы в неделю, предшествующую мытаревой, было непременно Евангелие (32-й недели) о Закхее" - Луки, зач. 94.

Если для избыточествующих недель недостает и этих зачал, то в неделю, предшествующую Закхеевой, читается зачало 6-ей, от Матфея - о хананеянке (Евангелие 17-й недели). Если недель менее 32-х, то Евангелия опускаются перед неделей о Закхее. Апостол всегда сопровождает свое Евангелие (см.: Типикон, 7 января, 6-е "зри"; срав. 1-е "зри" и 26-е декабря "зри"; см. также в Служебном Евангелии "Сказание, приемлющее всего лета число евангельское, и евангелистам принятие, откуда начинают и до где стают"). В седмичные дни повторяются те же литургийные Апостолы и Евангелия, которые были прочитаны прежде в истекшие ближайшие седмицы.


Примечания. 1. Например, если в 1975 г. была Пасха ранняя, а в 1976 г. поздняя, то будет недель больше - " отступка". А если бы в 1975 г. Пасха была поздняя, а в 1976 г. - ранняя, то наступила бы "преступка".

2. Другие практические примеры "отступки" для Евангельских чтений (воскресных

и седмичных) - см.: Богослужебные указания на 1951-й год. вып. 1-й, стр. 11-13.

3. "Отступка" касается только Евангелий на литургии, но никак не утренних воскресных, которые идут по порядку до 5-й недели (воскресенья) Великого поста; равно не касается "отступка" и гласов Октоиха - они также, как и утренние Евангелия, следуют по порядку до 5-й недели Великого поста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: