Подготовительные недели Великого поста

Четыредесятницу предваряют четыре подготовительные Недели, а именно:

о мытаре и фарисее (без седмицы)

о блудном сыне (с седмицей)

мясопустная (с седмицей)

сыропустная (сырная) (с седмицей)

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы она восстанавливает пост в среду и пятницу, затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную.

Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно: поста, еще не наступившего, а только ожидаемого. В частности, у них находим беседы, произнесенные в каждую из названных подготовительных недель.

Каноны и многие песнопения, в которых раскрывается значение подготовительных недель, также относятся к древнему периоду: в VIII-IX веке Феодор и Иосиф Студиты


составили службы на Недели блудного сына, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, - канон на Неделю мытаря и фарисея.

Общее понятие о подготовительных неделях

Приготовляя верующих к св. Четыредесятнице, Церковь в своих службах, по ее собственному выражению, поступает как вождь, ободряющий мудрым и благовременным словом своих воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах она не забывает сказать все то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и пробудить сокрушение о грехах, и ко времени пришествия на землю Сына Божия для спасения человека, чтобы обратить час к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах Церковь уже в подготовительные недели начинает петь на утрени перед каноном умилительные тропари: "Покаяния отверзи ми двери... На спасение стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...".

С другой стороны, для той же цели, как бы сближая 70-дневный период великопостной Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением 138 псалма: "На реках Вавилонских...".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: