Формирование ассортимента представляет собой процесс подбора для реализации в магазине различных групп товаров, их видов и разновидностей, дифференцированных по всем отличительным признакам. Формирование товарного ассортимента в магазине должно исходить из:
- формы его товарной специализации;
- размера торговой площади.
Принципы подбора ассортимента:
1) обеспечение соответствия ассортимента характеру спроса, предъявляемого избранным для обслуживания контингентом покупателей;
2) рациональное построение ассортимента товаров в магазине, что предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка;
3) обеспечение достаточной широты (количество товарных групп и подгрупп) и глубины (фасоны, модели) ассортимента;
4) обеспечение устойчивого ассортимента;
5) обеспечение условий рентабельной деятельности предприятия.
Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется в 4 этапа:
1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;
|
|
2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
3) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;
4) разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина.
Примерная номенклатура потребительских комплексов для универмагов: товары для детей, товары для женщин, товары для мужчин, товары для дома, культура в быту и организация досуга, товары для шитья и вязания.
Микрокомплексы - товары для детей делятся на: товары для новорожденных, девочек, мальчиков, детская мебель и коляски, игрушки, юный умелец и т.п.
Ассортимент товаров характеризует коэффициент устойчивости:
где: Оn – количество разновидностей товаров, отсутствующих в момент проверки;
а – количество разновидностей товаров предусмотренных разработанным определенным перечнем;
n – количество проверок.