Тема 3. Зарубежный опыт социального страхования

В большинстве государств социальная защита является неоспоримым правом человека. Она гарантируется конституциями, законами и т.д.

Позиция ООН обязывает государства обеспечивать фундаментальные социально-экономические права на уровне не ниже минимально необходимых стандартов. Конвенция МОТ №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» охватывает практически все риски (старость, инвалидность и т.д.), дающие право человеку пользоваться средствами социального обеспечения.

Роль социального страхования в национальных системах социальной защиты является ключевой. Например, в странах Европейского Союза объем финансирования социального страхования составляет 16—25% ВВП, что является вторым по значимости компонентом в затратах на рабочую силу после заработной платы (доля последней составляет 45—55% ВВП)*.

К концу ХХ века в европейских странах расходы на социальное обеспечение достигли 25% ВВП, в США — 18%, в странах с переходной экономикой Центральной Европы — 17%, а в России — около 10%.

Финансирование осуществляется за счет государства, работников и работодателей. Доля взносов работников неодинакова. В Дании – 3,7, Италии – 13,9 %. Во Франции и Италии наибольшая доля взносов работодателей (52,8 и 53,3). В Дании 81,5% взносов в систему социального страхования обеспечивает государство.

Значительный финансовый ресурс социального страхования в странах Западной Европы и США позволяет обеспечивать высокие жизненные стандарты и уровни защиты для застрахованных лиц. Так, размер пенсий и других выплат составляет в развитых странах в среднем 65—75% от заработной платы для большинства получателей страховых возмещений.

При пенсионном страховании, как правило, учитываются страховой стаж, возраст.

Отметим, что национальные системы социального страхования, их финансовые механизмы и правовой статус базовых институтов существенно отличаются. Но выделяют три основных модели: Бисмарка, Бевериджа и советскую [3]

Модель Бисмарка (канцлер Германии в конце 19 века). Базовые характеристики модели:

1. Максимальный учет природы трудовых отношений при организации социального страхования. Назначение высокоразвитых систем социального страхования состоит в сохранении для застрахованных работников, в случае наступления социальных рисков, достигнутого уровня и качества жизни, сохранения социального статуса. Для этого размер страховых взносов и выплат ориентирован на замещение заработной платы при наступлении страховых случаев, а также на предоставление качественной медицинской помощи и реабилитационных услуг. Предпосылка стабильного функционирования социального страхование – договорное профессиональное и межотраслевое регулирование заработной платы.

2. Оптимальное сочетание интересов субъектов правоотношений социального страхования: личной ответственности работников и работодателей, их солидарной взаимопомощи. При этом страховая нагрузка распределяется между работниками и работодателями на паритетной основе. Размер пенсий и пособий зависит от размера заработной платы, величины страховых платежей и продолжительности страхового (трудового) стажа.

3. Организация социального страхования по отдельным видам реализуется с помощью такой правовой формы как товарищества взаимного страхования, в которых ключевую роль играют работодатели и работники. Их полномочные представители определяют размеры страховых тарифов, формируют политику по созданию страховой, социальной и медицинской инфраструктуры, организуют процесс управления деятельностью исполнительных органов.

4. Сочетание универсального и дифференцированного подходов при определении финансовой нагрузки размеров страховых взносов. Отчисления на социальное страхование уязвимых групп работников – одинаковые, а гибкие тарифы устанавливаются для работников с учетом профессиональных рисков, качества рабочей силы.

Таким образом, данная модель основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности. Она надежна, обеспечивает высокий уровень страховых выплат. Германия, Австрия, Бельгия, Италия, Испания используют данную модель.

Модель Бевериджа. В 1942 году основой социального страхования стала доктрина социальной солидарности У. Бевериджа. Она сочетает государственные меры по гарантированию минимального уровня социальной защиты и преимущества социального страхования.

Важнейшие черты модели. Во-первых, трехуровневая социальная защита: государство обеспечивает базовые гарантии социальной защиты; работодатели – социальное страхование наемных работников, прежде всего, профессиональное; работник – дополнительное личное страхование. Во-вторых, ориентация государственных гарантий на прожиточный минимум; дополнительного профессионального страхования – на замещение (компенсацию) заработка; дополнительного личного страхования – на реализацию личных возможностей в интересах собственной социальной защиты. В-третьих, обеспечение государством базовых условий жизнедеятельности населения: государственное здравоохранение, предоставление равных возможностей для воспитания детей семьям с разными доходами (пособия на детей), предотвращение массовой безработицы. Эта модель подчеркивает роль государственного регулирования социальных отношений. Модель применяется в Великобритании, США, Нидерландах, Швейцарии, Франции, Японии.

В целом в большинстве западных стран работники участвуют в уплате страховых взносов при страховании следующих рисков: старость, болезнь, материнство, безработица.

Особенности социального страхования в зарубежных странах:

· стремление найти оптимальные для страны пропорции финансовой ответственности с учетом конкретных социально-экономических условий, культурных и психологических традиций;

· обязательная уплата страховых взносов самими работниками в систему социального страхования; отличия в условиях и порядке оплаты взносов;

· существование границ страховой защиты; превышение доли взносов работодателей;

· дифференциация размера страховых взносов работников по видам рисков.

Советская модель. Основа модели состоит в государственном страховании. Никаких обязательств со стороны застрахованных лиц не предусматривалось. Основные черты советской модели: административное регулирование системы (в том числе заработной платы), госбюджетное финансирование, 100% занятость и социальное обеспечение. Опыт такой модели используется в ряде зарубежных стран (Австралии, Дании, Новой Зеландии).

В отличие от других моделей советская модель характеризовалась высокой степенью социального обеспечения, но в ней не было страховой сущности.

РАЗДЕЛ 2. Организационно-правовые основы социального страхования

Тема 4. Принципы осуществления социального страхования

В числе базисных механизмов реализации и функционирования социального государства было и остается право. В Федеральном законе РФ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в котором использован мировой опыт, определены принципы социального страхования:

· устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

· всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

· государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

· государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

· паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

· ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

· обеспечение надзора и общественного контроля;

· автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Мировая практика показывает, что к основным принципам относятся: личная ответственность; солидарная взаимопомощь; оптимальная поддержка (субсидиарность); взаимная ответственность за исполнение нормативных обязательств.

Принцип личной ответственности: свободное развитие личности подразумевает личную ответственность человека перед собой, семьей и обществом. Считается, что человек наделен свободой, которая тесно сопряжена с ответственностью. Самостоятельное формирование и обустройство своей жизни неразрывно связано с личной предусмотрительностью и ответственностью за правильные решения и совершенные поступки.

По мнению немецких ученых, для рыночной экономики принцип личной ответственности является основным принципом построения и развития национальных систем социального страхования, который воплощен в финансовом механизме компенсации последствий социального риска усилиями самих работников. Для этого сами работники должны делать взносы, то есть выступать одновременно и страховщиками, и застрахованными. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пособия должны быть правом, а не помощью, а взносы самих застрахованных — служить средством для поддержания достоинства получателя пособия.

Участие работников в уплате страховых взносов имеет важное психологическое воздействие на формирование мотивационных установок работников. Делая регулярные страховые взносы, они приобретают чувство сопричастности и ответственности за формирование лично-коллективной системы социальной защиты, в роли которой для них выступает социальное страхование, а страховые взносы — формой резервирования части заработной платы на строго определенные по закону виды страховых выплат.

Принцип солидарной взаимопомощи работодателей и работников. Индивидуальная ответственность за социальные риски не всегда может гарантировать страховую защиту — в жизни бывают ситуации, которые не зависят от отдельного человека, например опасность техногенных катастроф или профессиональных рисков. Природа этих рисков обусловливается сложным комплексом технических, экономических и социальных причин.

Кроме того, страховое событие может наступить для застрахованного на ранних этапах его трудовой деятельности, когда он еще не накопил достаточных страховых прав, а значительная величина утраты трудоспособности и продолжительные временные периоды предстоящих выплат приводят к уязвимому положению застрахованного.

В связи с этим требуется применение принципа солидарной взаимопомощи при организации социального страхования. Его смысл состоит во взаимной помощи: «Сегодня я материально помогаю другим, ожидая при этом, что в случае страхового случая со мной и мне будет оказана материальная помощь».

Суть принципа субсидиарности состоит в том, что индивид и общественные структуры передают свои функции вышестоящим структурам и государству в исключительных случаях. Только там, где индивид, семья, трудовой коллектив и т. д. не в состоянии должным образом выполнять обязанности, в их пользу должны выполнять соответствующие функции вышестоящие общественные и государственные структуры.

Организационные, правовые и экономические механизмы построения субсидиарных отношений базируются на децентрализации властных полномочий и распределении компетенции, финансов, функций и ответственности между отдельными субъектами. Вмешательство государства возможно только в той мере и в тех сферах, в которых профессиональные группы или другие общественные структуры не могут полноценно выполнять свои обязанности. Отсюда основная целевая функция государственной власти состоит в координации деятельности общественной жизни, а его надзорная функция выступает в роли дополняющей.

В системе социального страхования принцип субсидиарности реализуется в самоуправляемых товариществах взаимного страхования, в которых ключевую роль играют представители работников и работодателей, а также в автономии финансовых ресурсов по отношению к госбюджету; в многообразии его страховых видов: пенсионного, медицинского, по безработице, от несчастных случаев на производстве. Привлечение работодателей и работников к реальному управлению страховыми учреждениями способствует значительному ослаблению общественных конфликтов в сфере социальных отношений.

Принцип взаимной ответственности (реципрокности). В демократическом обществе человек вступает в трудовые отношения, в которых его индивидуальная ответственность (по поводу защиты от социальных рисков) должна подкрепляться не только правовыми нормами закона, но и взаимной ответственностью государства и работодателя.

В рыночной экономике принцип личной ответственности является основным для социального страхования. Каждый человек должен самостоятельно принимать решение по поводу участия в экономической жизни общества, обустройства жизни, сохранения своего благосостояния. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений.

Таким образом, социальное страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения. Уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов.

Тема 5.Законодательство и правовое регулированиесоциального страхования в рыночной экономике

Государство выступает как гарант прав человека и обеспечивает общее руководство системой социального страхования. Права граждан, ответственность государства за надлежащую организацию социальной защиты населения зафиксирована в Конституции Российской Федерации (ст. 7,21, 37, 39,41,45 и др.), многочисленных законах и законодательных актах, международных документах.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «государства-члены обязались содействовать в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод». В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 (статья 71.3) «Член Организации берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление пособий, принимает с этой целью все необходимые меры».

К важнейшим законам, регулирующим обязательное социальное страхования, относятся Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. ФЗ-326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный Закон от 24.07.1998 г.ФЗ-125 « Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».

Федеральные законы регулируют отношения в системе обязательного социального страхования, устанавливают правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, определяют правовое положение субъектов, порядок осуществления их прав и обязанностей.

В число важных законов входят и другие законодательные акты, принятые в последние годы:

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий».

Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащий обязательному социальному страхованию»

Федеральный закон от 30.04.2008 г. №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»;

«Федеральный закон № 294-ФЗ от 28.11 2009 г. О бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (извлечение)»;

Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Трудовой кодекс Российской Федерации (ст. 262).

Управление обязательным социальным страхованием основывается на ряде постановлений. К их числу можно отнести:

· Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2002 г. N 106 "О Фонде социального страхования Российской Федерации".

· Постановление от 21 декабря 2012 г № 1485-ПП «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим в Свердловской области, бесплатной медицинской полмощи на 2013 год» (постановления принимаются ежегодно) и др.

В законах представлены полномочия федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования, субъекты обязательного социального страхования, страхователи, страховщики, застрахованные лица, права и обязанности субъектов, порядок выплаты пособий и многие другие вопросы.

Законодательная база постоянно пополняется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: