Историческая типология культуры

Историческая типология культуры относится к числу столь же спорных вопросов, как и понятия культуры. Разные исследователи предлагают анализировать эти позиции с часто взаимоисключающих точек зрения, которые и создали многообразие теорий культурно-исторических типов.

На сегодняшний день наиболее известны следующие из них.

Религиозно-национальная типология.

Эта модель типологии характеризуется тем, что в ее основу ложатся базовые культурообразующие религии, которые в совокупности с их интерпретацией в национальном плане создают модели - типологии, в число которых входят конфуцианско-даосистский, индо-буддийский, исламский, христианский, российский типы культуры.

Данилевский Н.Я., Шпенглер О., Тойнби А. в разное время рассматривали мировую культуру как явление, где нет возможности говорить об общей культуре, а можно проследить и изучить лишь жизнь каждой из культур-цивилизаций. Культурно-исторические типы, которых исследователи выделяли от 8 до 21 /египетский, китайский, ассиро - вавилоно - финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский, романо-германский, славянский, мексиканский, перуанский, майя, российский и др./ Шпенглер поэтически называл их “аполлоновский”, “магический”, “фаустовский” типы культуры, имея в виду под первым средиземноморский тип, вторым - восточный, третьим - западноевропейский тип культур. Они характеризуются рядом общих черт - родственными языками, сознанием общности своей судьбы и истории, сходностью хозяйственного уклада и территории, политики, религии, мировоззрения и миропонимания. Помимо этого, они имеют четко выраженную протяженность во времени и проходят стадии зарождения, зрелости, умирания, на последней превращаются в статичные формы, которые получают название цивилизации и, сыграв свою роль в развитии мира, уходят на второй план или перестают существовать и представляют собой лишь исторические памятники, изучаемые потомками.

Тоффлер О. разработал типологию культурно-исторических моделей, которые включают в себя все позиции, но основываются на некоем базовом принципе, в качестве какового он считает способ производства. Именно он и является главным определителем модели культурно-исторического типа. Именно на нем и формируются культурообразующие религии, язык, история, хозяйство и другие признаки типа. Именно он /способ производства/ определяет динамику развития типа, именно он, не смотря на широкий спектр культур, объединяет их воедино. Тоффлер подчеркивает, что все культуры проходят примерно одинаковый путь развития, на чем складывается убеждение в его закономерности.

Все культуры, по его интерпретации можно рассматривать и объединить их в три больших направления - аграрная цивилизация, основанная на приспособительном, присваивающем типе хозяйствования, к чему следует отнести первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный подтипы культуры со всем многообразием внешних признаком и различий. В силу особенностей производства он и самый длительный по времени существования, что может насчитывать в себе до 50-100 тыс. лет. Второй тип культуры - индустриальный, существующий на основе развитой промышленности и насчитывающий в своей истории 2-3 сотни лет. Третий тип не получил определенного названия, так как автор считает действительность много больше, нежели термин, который должен ее охарактеризовать. Тем не менее по сути - это постиндустриальный тип культуры - цивилизации.

Внутри этих типов есть множество схожих моментов.

Аграрные /доиндустриальные/ типы подразделяются на три обширных периода - первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный. Человек того периода имел такое же строение мозга и такие же размеры, но функционально использовал его иначе. Отсутствие способов закрепления знания требовало запоминания всего, что нарабатывало племя, что делало каждого человека реальным носителем всей культуры общества. Каждый должен был уметь делать и знать все. Поэтому плоскостное /”горизонтальное”/ развитие индивида выступало как совершенная необходимость, причем качество знаний должно было быть очень прочным и реактивным, так как от него всякую конкретную минуту могла зависеть жизнь.

Это общество называют “обществом равной талантливости” не случайно, так как навыки всех доводились, говоря современным языком, до эталонного уровня, стандарта. Именно поэтому личность того времени исследователи назвали “универсальным типомличности”, где умение делать все, быть применяемым на любых работах составляло ценность каждого. Только такое “возделывание” человека могло обеспечить сохранность людей, знаний, накопленного опыта, что одновременно рассматривается и как плюс и как минус. Плюс в том, что навыки всех людей тщательно отшлифовывались, минусы в том, что при таком подходе не могло быть должного разнообразия и способности вращались в основном вокруг тех задач, которые стояли перед людьми. Любые, выходящие за нужные рамки способности, просто не могли получить должного взращивания, так как для этого требовалось оторвать остальных от их обязанностей. Любой талант развивается вначале за счет других и только состоятельное общество может позволить себе содержать некоторое или значительное количество выдающихся особей. Точно также нет возможности и кормить не способных к труду индивидов, поэтому все общества, не имеющие достаточного дохода, стараются избавиться как от тех, так и других.

С появлением и ростом городов происходит разделение ролей. Если деревня производит сельскохозяйственную продукцию, и основные навыки людей вращаются вокруг этих позиций, то город концентрирует в себе умы, таланты, искусство, науку, торговлю, военную, религиозную и политическую структуры. Появление и совершенствование письменности приводит к активному развитию наук и искусств, появлению и развитию различных школ, где специально подготавливаются профессионалы - интеллигенты для интеллектуальной и художественной сферы. Поэтому город является средоточием культурной жизни, где осуществляется интеграция наук, искусств, религий.

Коммуникация между городами - полисами происходит по нескольким направлениям: это торговля, которая издавна была передатчицей предметов культуры, и именно через ее посредство народы обменивались разными ее образцами; вторым важным аспектом становятся войны, которые в рабовладении охватывают весь мир. Они выполняют функцию распространения всех форм культуры: художественной, социальной, религиозной, политической, бытовой, интеграция которых происходит в разной степени динамично, в зависимости от направленности /экстравертивной или интравертивной/ вступающих в коммуникацию культур.

Творческое развитие людей этого периода очень мощно и далеко опережает свое время. Археологические исследования подтверждают, что крупные технические, научные открытия, распространение которые относится к ХХ веку, были сделаны задолго до нашей эры. Первый хлебоуборочный комбайн, паровоз были разработаны и сконструированы еще в Древней Греции, но использовались и воспринимались как забавные игрушки. Первая фотография была сделана в Древнем Египте и использовалась для медицинских целей /для ириадиагностики/; сейчас выяснилось, что внутренние помещения пирамид освещалось при помощи электрических приборов и многое другое. В данном случае нет необходимости перечислять множество удивительных открытий, расшифровать и понять которые не всегда способен современный человек. Речь идет о другом. Творческий потенциал древних людей равен современному и творцов всегда выделяли как особую категорию общества, которая способна и осуществляет движение его вперед. Не случайно ум, способности, талант, гениальность выделяло человека из толпы и позволяло создать особый - элитарный слой, отличительность которого зависела от личностных качеств, которые и составляли богатство как самого человека, так и общества. Именно такой тип личности получил название “элитарного типа”, эталон которого актуален в любое время.

Эпоха феодализма разделяется на две практически самостоятельные эпохи - средневековье и возрождение, которые, вкладываясь в примерно одинаковый хозяйственный уклад. Тем не менее, они разнятся по внутренним свойствам, которые проходят по демаркации: средневековье и возрождение.

Средневековье - период, который принято называть “черной ночью человечества”, периодом мракобесия, упадка и подобными страшными названиями. Тем не менее, в нем продолжалась жизнь, существовала и развивалась культура и приравнивать его к остановке в развитии просто невозможно. В этом бы случае все человеческое развитие не только бы остановилось, но и были бы забыты уже созданные ценности, нарушилась бы преемственность поколений и человечеству пришлось бы наверстывать утраченное в течение многих веков.

В период Средневековья все направления культуры развиваются под знаменем религии, что приводит к разграничению культуры на традиционную народную и религиозную ее части. В лоне религии культура представляет собой как бы обслуживающий церковь механизм. Искусство отражает его сюжеты. Архитектура, музыка, живопись, графика - все направлено на прославление Бога, все устремлено ввысь. Наука выступает как сфера, утверждающие доктрины религии. Не случайно философию называют “прислужницей Богословия”, развивающей теологические позиции, химия функционирует как алхимия, в которой осуществляются поиски философского камня со всеми сопутствующими атрибутами, психология как парапсихология и др., причем данные многих наук используются в качестве усиливающих религиозное воздействие мер. И феодалы и крестьяне должны были соблюдать религиозные обряды в определенное время и с определенной периодичностью, за чем и наблюдали служители церкви.

И вместе с этим, средневековье дает значительное число научных открытий, выдающихся произведений искусства, которые в совокупности позволяют оценивать его как мощное устремление человеческого духа, проявившего себя в военных, мирских и религиозных подвигах. Именно в это время на передний план выдвигается аскетическая личность, живущая идеей, которая мчит ее на себе и определяет основные параметры жизни человека. Этот тип личности собственно никогда не уходил с мировой арены, но здесь он становится центральным, который и созидает духовные ценности в стремлении соединиться с Божественными силами.

Традиционная народная культура развивается по своему плану. Так же как и религиозная, она выступает соединительной все социальные страты нитью, но процессы создания и функционирования ее иные. Многожанровая в основе, свою художественную часть она использует для эстетического самовыражения и оформления быта, обихода, праздников, из которых последние популярны как среди верхних, так и нижних социальных слоев. Но, если крестьяне создают, сохраняют и используют песни, былины, сказания, танцы и подобное и именно эти формы искусства составляют народные художественные традиции, то феодалы, приказывая крестьянам выступать на своих праздниках, являются по отношению к народному творчеству как потребители, пользователи, пассивные зрители. В то же время следует отметить, что внимание праздникам уделялось огромное. По данным Жигульского, средневековье насчитывало громадное число праздников разного рода. Почти половина года приходилась на них и игнорировать это явление было просто невозможно.

Эпоха Возрождения меняет многое и в первую очередь это проявляется в мощной коммуникации разных типов культур, в которой торговля начинает выходить на передний план и война несколько снижает свою активность. Вместе с тем именно необходимость обогащения позволяет европейцам сделать ряд значительных географических открытий - Америки, Индии, Китая, Японии, что, естественно приводит, с одной стороны к колонизации этих континентов, а с другой - изучению их культур и интеграции их с европейскими моделями.

Эпоха Возрождения отходит от религиозных канонов и выводит на передний план иные ценности, которые становятся чрезвычайно привлекательными для населения. Ремесленники и цеховики создают значительное число продукции, которая требует все новых и новых сил, людей и способностей, привлечения новых знаний, изобретению новых товаров. Это приводит к расширению производства во всех его направлениях, развитию транспортных средств, могущих быстро и надежно перевезти их в любые населенные пункты.

Светский образ жизни требует значительного числа развлечений, формирования мощного социального института, могущего эти потребности удовлетворить. И в ответ на это появляется большое число театров, которые из балаганов, единственных театров средневековья, трансформируются в стационарные театры. Первый из них - театр комедии /la teatr komedi/ появляется в 16 веке в Милане /Италия/. Театры требуют репертуара и вслед за ними выделяется целый отряд писателей - комедиографов, драматургов и др., начинающих профессионально писать для них. Такая же тенденция наблюдается в живописи, которой начинают учить в университетах, и музыке, язык которой чрезвычайно усложняется, формируются новые жанры /сонаты, сиюты, концерты, симфонии/ и новые инструменты. Первые музыкальные учебные заведения - консерватории /в первоначальном варианте - приют для подкидышей, так как актерская профессия во всех жанрах считалась презренной, а сам актер - назывался “человеком без души” и не мог быть даже похоронен на кладбище, а только за его пределами/ готовят профессионалов, которые и создают мощный художественный слой, работающий в основном по принципу социального заказа, в котором сверкают гении и яркие таланты.

Культура, таким образом, начинает подразделяться на профессиональную, куда входят наука, искусство, образование; и народную со всем многожанровым разнообразием. Профессиональная культура вырастает с мощный пласт с государственной, императорской и меценатской поддержкой, системой учебных заведений, репертуарным оснащением, специальными помещениями /театрами, концертными залами и пр./, естественно, что она вытесняет народную культуру и делает последнюю прерогативой только деревенского уклада, деревенского образа жизни. Она начинает вариться в своем соку, создаваться и использоваться только крестьянами. Профессиональная и народная культура перестают пересекаться и начинают существовать параллельно, где первая приобретает все большую мощь, усложняет свой язык, перестают быть понятной необразованным стратам населения и утрачивает среди них свою популярность. Вместе с тем верхние слои общества не мыслят своего существования без этой части цивилизации.

Эпохой Возрождения завершаются доиндустриальные типологии культуры, на смену которым приходят новые со своим способом производства, своим ритмом, своими конструкциями и типами личностей.

Индустриальные типы культуры основываются на новом способе хозяйствования, в основе которого лежит машинное /индустриальное/ производство. Этот период длиться примерно с 16-18 по первую треть - половину 20 веков. Такая размытость четких временных границ связана с тем, что промышленность и сопутствующие ей компоненты неравномерно представлены в мире, что и обуславливает условность пределов. Основные параметры этой эпохи заключаются в следующем: увеличение численности населения и укрепление социального института государства с мощной законодательной основой приводит к формированию капиталистической нации, насчитывающей в себе до десятков и сотен миллионов человек которые расселяются во множестве населенных пунктов, получивших название: города - агломерации, крупнейшие, крупные, средние, малые города, поселки городского типа, села, деревни, что характеризуется средоточием в них объемов современного производства, учреждений науки, искусства, образования и др.

Главной позицией становится создание производства, что сразу влечет за собой следующие изменения: необходимость развития грамотности у людей, обслуживающих машины, значит новая социальная страта - рабочие - более грамотны по сравнению со своими предшественниками - крестьянами, это существенно укрепляет образовательные позиции цивилизации и способствует их развитию. Производство требует создания все более совершенных станков, а значит и развития науки, обслуживающей эту сферу. Совершенствующиеся орудия труда создают значительное число продуктов быта, обихода, и другого, то есть товара, который нужно продавать и который должен соответствовать определенным требованиям.

Мир выходит на новый уровень развития: необходимость создания значительного числа товаров, совершенных по качеству и соответствующих ряду стандартных требований.

С этого времени именно стандарт, или эталон стал отправной точкой развития различных моделей культуры и привел к достаточно противоречивым позициям. С одной стороны, культуры всех стран должны были соответствовать определенным производственным мощностям, образовательному уровню, распространенности предметов цивилизации в территории страны, этикетным нормам, разнящимся в социальных стратах /но не в нациях/, с эту пору само понятие “нация” как бы утрачивает свое значение. Гораздо более важным становится профессиональная ориентация личности и уровень в ней достигнутый. Именно профессиональным слой создает свой терминологический словарь, который и определяет взаимопонимание его представителей. Мир активно занимается подтягиванием уровней профессиональных слоев к достаточно высоким критериям. Вместе с тем, на этом пути утрачиваются и теряются черты, присущие конкретной народности, нации, региону. Стандартизация проходит через все сферы культуры и приводит к ее чрезмерному дроблению и расчленению как по сферности, так и внутри их. Не только физики перестают понимать лириков, но и физики разных направлений с трудом понимают друг друга. Объемы информации, углубленное вертикальное развитие наук и искусств просто не позволяет сохранять параметры энциклопедичности личности.

Общество расщепляется на социальные страты, каждая из которых выполняет свои функции, которые достаточно редко смешиваются воедино. Эти же явления хорошо просматриваются и в развитии вариантов личности. Не случайно в эпоху индустриализации, как отмечают социологии, на передний план выводится ее новый тип, который прежде не был актуален и который получил название “частично развитой индивид”, “дееспособная единица толпы” и подобные этим термины, определяющие сущность такого человека, в котором развиваются черты, необходимые прежде всего для совершения профессиональной деятельности. Это вовсе не говорит о том, что прежние типы личности растворились в новой эпохе, они, естественно, существуют, но отодвигаются “за кадр”, дорога уступается узким профессионалам.

Сама культура также расчленяется на множественные направления. Рассмотрим их по традиционному уже плану: профессиональная, народная культура, религия и их производные. Народная культура актуальна в основном для деревенских жителей и существует на уровне традиционной художественной, бытовой, прикладной сфер, используемых сельскими жителями для своих повседневных нужд.

Профессиональная культура развивается по множеству направлений - искусству, науке, каждое из которых чрезвычайно увеличивается в объемах, усложняет язык и становится непонятной для непосвященных, то есть необразованных в конкретной сфере людей. Образование осуществляется в многочисленных учебных заведениях разного уровня - образовательной системе, включающей в себя начальное, среднее, среднее специальное, высшее образование, научную подготовку кадров для самих науки и искусства. Доля образованных людей в мире неуклонно увеличивается и приводит к необходимости всеобщего среднего и среднего специального образования.

Естественно, что культура должна была создать такой механизм, который бы выступал как объединяющий все социальные группы стержень. Объединяющим стержнем стала выступать массовая культура - искусственно созданная по заказу общества система, которая должна была повысить образовательный уровень неграмотных социальных слоев и решить ряд важный задач, о которых следует сказать особо. Появление нового класса пролетариев, формирование промышленного слоя привели к значительному дисбалансу населения городов. Первоначально в рабочие пришли маргиналы, отторгнутые другими социальными слоями. В большинстве своем они состояли из разорившихся или ленивых крестьян, по разным причинам утративших связь с деревенской общиной; вторым каналом пополнения стали преступники разного рода, для которых поступление на промышленные предприятия выступило как возможность избавления от наказания. Поэтому рабочие и стали той “группой риска” которая пошатнула устоявшиеся городские традиции. Быт рабочих /в бараках, с чрезмерной скученностью/ приводил к тому, что жизненного пространства не хватало не только для саморазвития, но и для физического комфорта. Свободное время, таким образом, проводилось в основном в кабаках со всеми вытекающими из этого последствиями /пьянки, драки и др./, усиливающими криминогенность городской культурной среды. Эту проблему можно было решить волевыми методами - привлечением полиции, усилением социального контроля, но помимо этого общество начинает понимать, что необходима другая сила, способная выполнить эти задачи.

Именно с появлением пролетариата организация свободного времени становится важной социальной проблемой, которую и начинает решать государство. С начала 18 века в Англии появляется особая культура, которая впоследствии получила название “массовой”, “альтернативной”, ”третичной”, “субкультуры” и которая в своем первоначальном варианте должна была: 1 - заполнить свободное время; 2 - познакомить неграмотные слои населения с шедеврами мировой культуры в упрощенном варианте; 3 - повысить образовательный уровень работающих на промышленных предприятий людей.

Массовая культура с течением времени охватывает все большее пространство, расширяет свое влияние, усложняет жанровую структуру и в настоящее время представляется сложным социальным феноменом, часто диктующим свои условия всем группам населения, который все чаще называют религией ХХ века. С появлением и развитием средств массовой информации, в особенности телевидения и увеличения телевизионного вещания продукция массовой культуры стала главным средством манипулирования сознанием масс, которое государство использует в зависимости от своих интересов.

Таким образом, культура индустриальной эпохи расчленяется на множество различных компонентов, каждый из которых пытается развиваться по своим законам, что в результате приводит к дроблению самого тела культуры, созданию альтернативных и часто агрессивно настроенных друг к другу субкультур, утрате целостного восприятия мира. Итогом выступают: нарушение экологического баланса всех направлений: природы, общества, личности, которые требуют срочной помощи.

Следующий этап культурно-исторических типов получил название “постиндустриальный”, “эпоха научно-технической революции”, “кибернетическая эра” и др. Тоффлер полагает, что этот этап в силу многогранности своих параметров нельзя охарактеризовать ни одним из существующих терминов, так как каждый из них достаточно ограничен. Тем не менее по ряду основных признаков он включает в себя именно трансформацию науки в решающую производительную силу, которая бурно развивая техническую мощь общества, пробудила к жизни множество неведомых ранее сил и ресурсов и обострила вопрос о необходимости целостного функционирования систем “природа - человек - общество”.

Количество населения на земном шаре неуклонно увеличивается и сейчас насчитывает более 5 миллиардов человек, более того, демографы прогнозируют удвоение численности через 100 лет. Это требует решения вопросов питания, расселения, образования, воспитания, предоставления рабочих мест и прочего. Человечество начинает быстрее жить и воспринимает себя как представителя не просто нации, но мирового сообщества, так как убеждается в локальности земного пространства. Сельская местность начинает все больше напоминать индустриальные комплексы, где хозяйства управляются программными компьютерными методами.

То есть, сами условия жизни требуют повышения образовательного уровня и профессионализма населения и вместе с тем приводят к сокращению рабочих мест в промышленности, увеличению свободного времени, созданию мощной индустрии свободного времени и расширению объема интеллектуальных профессий. В результате этого усиливается интерес к национальным корням культур. Наукоемкие технологии позволяют восстановить утраченные национальные традиции, бытовую и материальную культуру на своей основе. Поэтому мир разворачивается в сторону исследования и реконструкции национальных культур во всем их многообразии. Имея общую информационную среду и отслеживая сходные потоки формирования мировой культуры, это становится реальной задачей. Которая получила во всем мире названия децентрализации, денационализации и привела как к позитивным, так и негативным последствиям.

К позитивным следует отнести исследование самого пласта культуры с точки зрения мирового эквивалента, национального, регионального моделирования, каждый из которых уникален и должен быть сохранен и развит. Это вызвало к жизни усиление исследовательского фактора этих направлений, формированию новых отраслей наук и социальных институтов, интеллигенции, работающей в данной сфере, что в целом призвано не только расширить знания народа о своих истоках, но и укрепить национальное самосознание, выявить специфику национального характера и передать следующим поколениям накопленное.

С другой стороны, исследование с укрепление национальных позиций - крепкий инструмент, который требует прочной нравственной основы. В противном случае начинаются агрессивные действия разного вида, вплоть до военных действий, которыми сейчас и охвачен почти весь мир. В этой ситуации только прочная общая культура выведет человечества из кризиса.

В центре такой культуры должна стоять целостная личность, над созданием которой работают многие социальные институты, оборачивающиеся в сторону гармонизации баланса технических и гуманитарных сил. Фрагментарный человек в силу единства мира не может выполнить всех задач, стоящих сейчас перед человечеством и поэтому возврат к гуманизации, гармоничности развития рассматривается как необходимость социального бытия. В “фонд необходимых качеств” входят: физическое здоровье, привлекательность, умение поддерживать психо-физическое состояние в хорошей форме, прочная нравственная основа, профессионализм, коммуникативность, реактивность при решении проблем, широкая образованность /не ниже высшего образования, а в идеале ученая степень в той или иной отрасли науки и искусства/, наличие семьи как выразителя стабильности и надежности и др. В силу этого культура обращает чрезвычайно серьезное внимание на развитие не только технических отраслей, но и таких, которые прямо направлены на создание и корректировку собственного психо-физического образа. Не случайно в последние десятилетия чрезвычайно широкое распространение получили такие науки как культурология, психология, социология, парапсихология, кибернетика, этология, сайентология и целый ряд других, еще не полностью признанный официальной научной средой, предполагающей развитие скрытых духовных способностей человека. Интерес к человеку продиктован интересом к миру - Космосу, которые все чаще рассматриваются как звенья единой цепи, которые нельзя изучать отдельно друг от друга.

Сейчас мы становимся свидетелями замены одних ценностей другими, гибели доктрин вульгарного материализма и развитии парапсихологических концепций мироздания, что подготовлено всем предшествующим ходом культурно-исторического развития и приводит к переходу к новой энерго-информационной эпохе, параметры которой намечены сейчас новыми отраслями знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: