Тема 1.2. Период в гомофонно-гармоническом стиле музыки
Период - наименьшая из возможных гомофонная форма изложения развернутой и в то же время законченной музыкальной мысли. Состоит, как правило, из 2 предложений, возможно три предложения:
аав, авв, аа1а2.
Признаки границ периода:
1. Полная совершенная каденция
2. Смена фактуры
3. Появление новой темы
4 Смена типа изложения
Виды простого периода:
1. период повторного (вариантно-повторного, секвентно-повторного) строения, период неповторного строения.
Период повторного строения - период, у которого сходны начала предложений.
Схема: а+а
2. период вариантно - повторного строения - период, в котором начало второго предложения повторяет начало первого, но с вариационными изменениями.
Схема: аа1
3. период секвентно-повторного строения - период, в котором второе предложение повторяет первое, но на другой высоте.
Схема аа1
4. период неповтороного строения - период, в котором второе предложение построено на новом материале.
|
|
Схема ав
5. повторенный период - период, дважды повторенный целиком.
6. период единого строения - период, который не делится на предложения.
период однотональный и модулирующий:
1. период однотональный - период, который начинается и заканчивается в одной тональности ("Пусть бегут неуклюже"). Т-Т
2. период модулирующий - период, который начинается в одной тональности, а заканчивается в другой. Доминантовое направление модуляций: Т-Д.
Квадратные и неквадратные периоды
1. квадратный период - период, число тактов в предложениях которого и в периоде в целом кратно 4 (например: 4+4, 8+8, 16+16 и т.д.).(Шопен. Прелюдия Adur)
2. неквадратный период - период, в котором это качество отсутствует.
3. Период с расширением - период, в котором разрастание второго предложения происходит до полной совершенной каденции (посредством повторов мотивов и фраз, секвенцирования, гармонических средств (отклонения, модуляции, прерванная или несовершенная каденция).
4. период с дополнением - период, в котором разрастание второго предложения происходит после полной совершенной каденции (посредством дополнительной каденции, выдержанной или повторяющейся тоники).
Сложный (двойной) период - период, в котором каждое из двух сходных мелодически предложений (с разными кадансами) могло бы выполнить функцию простого периода. В конце первого сложного предложения должна быть модуляция в D.
Использование периода:
1. Часть более крупной формы.
2. Самостоятельная форма произведения.
Задания для практических работ
Шопен. Прелюдии 1-4, 6, 7, 9, 14, 16, Чайковский. «Времена года» № 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12, 11, Бетховен. Соната № 5 ч. 1, 2, № 7 ч.2, 3, № 1 ч. 3, 4, Моцарт. «Турецкое рондо»,