Проблема личности является предметом междисциплинарных исследований. В обыденной речи мы используем близкие, но вместе с тем различные понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».
Человек — это понятие общее, родовое, которое показывает принадлежность лица к человеческому роду hотo sарiепs, обладающему всеобщими для всех людей чертами. Индивид (от лат. individ— конечный, неделимый) понимаемся как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, его «первокирпичник». Индивидуальность — это совокупность неповторимых черт, отличающих одного индивида от другого. Сюда входит также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, жизненного опыта, социальных характеристик. Понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением надприродной, социальной сущности.
В социологии под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт и качеств, присущих человеку как общественному существу. Другими словами, личность — это индивид, включенный в систему социальных связей и отношений.
Первичным источником деятельности человека выступают потребности, которые являются одной из форм его связи с окружающим миром. Согласно классификации американского исследователя А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и потребности в безопасности, а высший — социальные, престижные и духовные потребности.
Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые, преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же конкретной деятельности является достижение определенной цели.
Наряду с мотивами, являющимися внутренними побудителями, существуют внешние побудители — стимулы, которые выражают особенности окружающей среды. В свою очередь, взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предрасположенность к определенному поведению в конкретных условиях.
Личность выступает одновременно и объектом и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность, и в этом смысле она проявляется в качестве объекта этих отношений. Но с другой стороны, каждая личность способна влиять на социальные отношения, видоизменяй их, т.е. выступает уже в роли субъекта этих отношений. Таким образом, личность выражает интегральное социальное качество.
Формирование личности как сложного, многопланового явления обусловило появление самых различных подходов и теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон. Т. Парсонс и другие известные социологи и социальные психологи. В этих концепциях личность рассматривалась как совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обществе.
Значительный вклад в развитие ролевой теории внесли представители символического интеракнионизма Ч. Кули и Дж. Мид. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ Я человека.
Создание « зеркального Я» состоит из трех элементов:
• представление о том. как ею воспринимают другие люди;
• представление о том, как они его оценивают;
как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.
Теория «зеркального Я» была дополнена и развита Дж. Мидом в
концепции «обобщенного другого». Понятие «обобщенный другой» обозначает у Мила анонимных людей, народ, общество как абстрактное лицо — есть институтов (семья, религия, образование и др.). По его мнению, социальный опыт есть обмен символами, смысл которых мы можем понять, только представив ситуацию с точки фения «другого». Как бы принимая роль «другого», человек с этой позиции начинает изучать себя, осознавать себя. Психическую систему этого процесса Мид называет Я и Меня. Как субъект Я может оставаться самим собой, как объект — приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т. е. мать, отец и другие близкие.
Формирование личности, развитие его Я происходит в три этапа. Так, на первом этапе жизни ребенок делает все в виде имитации, т.е. копирует поведение взрослых, часто бессознательно. Далее следует игровая стадия, когда по мере овладения языком и другими символами ребенок как бы начинает примерять на себя роли других людей (папы, космонавта, военного). При этом простые игры позволяют принять одну роль значимого другого, а по достижении стадии сложных (коллективных) игр — сразу нескольких ролей. Критерием формирования зрелого Я становится способность человека принимать на себя роль «обобщенного другого» и оценивать себя, используя культурные нормы и ценности общества.
Психоаналитический подход к изучению личности, сформированный 3. Фрейдом, оказал заметное влияние на развитие представлений о природе человека. По мнению ученого, человек всегда находится в конфликте с обществом, а его биологические побуждения противоречат социальным нормам. В этой постоянной борьбе между удовлетворением инстинктивных потребностей и социально-нормативными ограничениями общества и формируется структура личности, состоящая их трех компонентов:
1) Ид («Оно») — сфера подсознания личности, где господствуют бессознательные импульсы, обусловленные сексуальной энергией (либидо), и агрессивные побуждения;
2) Эго («Я») — сфера самосознания личности, которая стремится контролировать побуждения бессознательного компонента в приемлемой для общества форме;
3) Суперэго («Сверх – Я») – сфера сверхсознания личности, включающая моральные нормы, принятые в данном обществе (своеобразный «моральный цензор»).
Фрейд считал, что наиболее агрессивные и жесткие слои – Оно и Сверх – Я, которые с обеих сторон как бы «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Главная проблема, которую пытался разрешить ученый в своей теории, — это проблема противоречия между человеком и обществом.
4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ АГЕНТЫ
Социализацией называется процесс овладения и усвоения индивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализация происходит в детстве и юности.
Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация — процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии. Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации, агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздействие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.
В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально-экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново.
Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей и прими повелении и следующий за ним, более важный лап — ресоциалиция. т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.