Понятие личности в социологии, еесущность и структура


Проблема личности является предметом междисциплинарных исследований. В обыденной речи мы используем близкие, но вместе с тем различные понятия: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Человек — это понятие общее, родовое, которое показывает при­надлежность лица к человеческому роду hотo sарiепs, обладающему всеобщими для всех людей чертами. Индивид (от лат. individ— конеч­ный, неделимый) понимаемся как конкретный человек, единичный представитель человеческого рода, его «первокирпичник». Индивиду­альность — это совокупность неповторимых черт, отличающих од­ного индивида от другого. Сюда входит также своеобразие его психофизической структуры (темперамента, физических данных, психических особенностей), интеллекта, жизненного опыта, социальных характеристик. Понятие личность характеризует итог развития индивида и является выражением надприродной, социальной сущности.

В социологии под личностью понимается устойчивая система со­циально значимых черт и качеств, присущих человеку как обществен­ному существу. Другими словами, личность — это индивид, включен­ный в систему социальных связей и отношений.

Первичным источником деятельности человека выступают по­требности, которые являются одной из форм его связи с окружа­ющим миром. Согласно классификации американского исследова­теля А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, где низший уровень составляют физиологические потребности и по­требности в безопасности, а высший — социальные, престижные и духовные потребности.

Осознанные индивидом потребности превращаются в интересы, которые, преломляясь через ценностные ориентации, способствуют формированию мотивов деятельности личности. Смыслом же кон­кретной деятельности является достижение определенной цели.

Наряду с мотивами, являющимися внутренними побудителями, существуют внешние побудители — стимулы, которые выражают особенности окружающей среды. В свою очередь, взаимодействие мотивов и стимулов образует диспозицию личности — ее предраспо­ложенность к определенному поведению в конкретных условиях.

Личность выступает одновременно и объектом и субъектом социальных отношений. С одной стороны, социальные отношения формируют личность, и в этом смысле она проявляется в качестве объекта этих отношений. Но с другой стороны, каждая личность способна влиять на социальные отношения, видоизменяй их, т.е. выступает уже в роли субъекта этих отношений. Таким обра­зом, личность выражает интегральное социальное качество.

Формирование личности как сложного, многопланового явле­ния обусловило появление самых различных подходов и теорий, пытающихся объяснить те или иные стороны данной проблемы. Наибольшую распространенность в социологии получила ролевая теория личности, разные варианты которой разработали Дж. Мид, Р. Линтон, Р. Мертон. Т. Парсонс и другие известные социологи и социальные психологи. В этих концепциях личность рассматрива­лась как совокупность социальных ролей, выполняемых ею в обще­стве.

Значительный вклад в развитие ролевой теории внесли предста­вители символического интеракнионизма Ч. Кули и Дж. Мид. По мнению Ч. Кули, каждый человек строит свое Я, основываясь на реакциях других людей, с которыми он вступает в контакт. Другие люди – это те зеркала, в которых формируется образ Я человека.

Создание « зеркального Я» состоит из трех элементов:

• представление о том. как ею воспринимают другие люди;

• представление о том, как они его оценивают;

как человек отвечает на воспринятую им реакцию других людей.

Теория «зеркального Я» была дополнена и развита Дж. Мидом в

концепции «обобщенного другого». Понятие «обобщенный другой» обозначает у Мила анонимных людей, народ, общество как аб­страктное лицо — есть институтов (семья, религия, образование и др.). По его мнению, социальный опыт есть обмен символами, смысл которых мы можем понять, только представив ситуацию с точки фения «другого». Как бы принимая роль «другого», человек с этой позиции начинает изучать себя, осознавать себя. Психическую систему этого процесса Мид называет Я и Меня. Как субъект Я может оставаться самим собой, как объект — приняв отношение другого к самому себе. Посредниками этого процесса являются «значимые другие», т. е. мать, отец и другие близкие.

Формирование личности, развитие его Я происходит в три этапа. Так, на первом этапе жизни ребенок делает все в виде имитации, т.е. копирует поведение взрослых, часто бессознательно. Далее следует игровая стадия, когда по мере овладения языком и другими симво­лами ребенок как бы начинает примерять на себя роли других людей (папы, космонавта, военного). При этом простые игры позволяют принять одну роль значимого другого, а по достижении стадии слож­ных (коллективных) игр — сразу нескольких ролей. Критерием фор­мирования зрелого Я становится способность человека принимать на себя роль «обобщенного другого» и оценивать себя, используя куль­турные нормы и ценности общества.

Психоаналитический подход к изучению личности, сформирован­ный 3. Фрейдом, оказал заметное влияние на развитие представлений о природе человека. По мнению ученого, человек всегда находится в конфликте с обществом, а его биологические побуждения проти­воречат социальным нормам. В этой постоянной борьбе между удов­летворением инстинктивных потребностей и социально-нормативными ограничениями общества и формируется структура личности, состоящая их трех компонентов:

1) Ид («Оно») — сфера подсознания личности, где господствуют бессознательные импульсы, обусловленные сексуальной энергией (либидо), и агрессивные побуждения;

2) Эго («Я») — сфера самосознания личности, которая стремится контролировать побуждения бессознательного компонента в прием­лемой для общества форме;

3) Суперэго («Сверх – Я») – сфера сверхсознания личности, включающая моральные нормы, принятые в данном обществе (своеобразный «моральный цензор»).

Фрейд считал, что наиболее агрессивные и жесткие слои – Оно и Сверх – Я, которые с обеих сторон как бы «атакуют» психику человека, порождая невротический тип поведения. Главная проблема, которую пытался разрешить ученый в своей теории, — это проблема проти­воречия между человеком и обществом.

4.2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ АГЕНТЫ

Социализацией называется процесс овладения и усвоения ин­дивидом культурных ценностей, социальных норм, установок, об­разцов поведения, необходимых для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо со­циальное, т.е. становление и формирование личности. Социализация не кратковременный, а длительный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: де­тство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно социализа­ция происходит в детстве и юности.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация охватывает период от рождения до формирования зрелой личности. Вторичная социализация процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профес­сии. Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации, агентами первичной социализации личности выступает ближайшее окружение, оказывающее на нее непосредственное воздей­ствие: семья, родители, друзья, ровесники, учителя, тренеры и т.д. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями, руководители учреждений, организаций официальные представители государства и его органов.

В процессе социализации индивид проходит две фазы: социальная адаптация (приспособление индивида к определенным социально-экономическим условиям, выступающим в качестве среды его жиз­недеятельности) и интериоризация (более сложный процесс, означающий включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека). Причем каждый раз в новой социальной среде человеку приходится отвыкать от чего-то, и наоборот, чему-то переучиваться заново.


Поэтому процесс социализации включает два этапа: десоциализация - отучение от старых ценностей, норм, ролей и прими пове­лении и следующий за ним, более важный лап — ресоциалиция. т.е. обучение новым ценностям и ролям для замены прежде недостаточно усвоенных или не соответствующих новой ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: