Социальный статус и социальная роль личности

Благодаря социализации индивид приобщается к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социальный статус — это позиция индивида в обществе с опре­деленными правами и общностями. В качестве статуса личности могут выступать: профессия, должность, пол. возраст, семейное по­ложение, национальность, религиозность, материальное положение, политическое влияние и т.д. Совокупность всех социальных статусов личности Р. Мертон назвал «статусным набором». Тот статус, кото­рый оказывает доминирующее влияние на образ жизни личности, его социальную идентичность, называется главным статусом. В ма­лых, первичных социальных группах большое значение имеет личный статус человека, формирующийся под влиянием его индивидуаль­ных качеств.

Социальные статусы подразделяют также на предписанный (аскриптивный). т.е. полученный независимо от субъекта, чаще всего с рождения (раса. пол. национальность, социальное происхождение) и достигнутый, т.е. приобретенный собственными усилиями индивида.

Существует определенная иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низ­кий статусные ранги.

Понятие «социальный статус» тесно связано с понятием «социальная роль», которая является его функцией, динамичной сторо­ной. Социальная роль — это ожидаемое поведение индивида, имеющего определенный статус в данном обществе. По определению Р. Мертона совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевой системой («ролевым набором»). Социальная роль подразделя­ется на ролевые ожиданиято, чего согласно правилам игры ждут от той или иной роли, и ролевое поведението, что человек выполняет и рамках своей роли.

Поскольку каждый человек имеет широкий набор статусов, значит и ролей, соответствующих тому или иному статусу, у него также много. Поэтому в реальной жизни нередко возникают ролевые кон­фликты. В самом общем виде можно выделить два типа подобных конфликтов: между ролями или в пределах одной роли, когда она включает в себя несовместимые, конфликтующие обязанности личности.

4.4. СОЦИАЛЬНАЯ ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Социальный тип личности представляет собой продукт слож­ною переплетения историко-культурных и социально-экономичес­ких условий жизнедеятельности людей.

В социологии предлагаются различные критерии и уровни обоб­щения социальной типологии личности. Так, принято выделять мо­дальный, идеальный и базисный типы личности. Модальным называют тип личности, который реально преобладает в данном обществе. Базисный типтот, который наилучшим образом отвечает потреб­ностям современного общества. Идеальный тип личности не привязан к конкретным условиям, рассматривается как эталон личности буду­щего.

Наиболее распространенной в современной социологии счита­ется типология личности в зависимости от их ценностных ориента­ций:

традиционалисты ориентированы в основном на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие каче­ства, как самостоятельность и стремление к самореализации, у данного типа личности выражены очень слабо;

• у идеалистов, наоборот, сильно выражены независимость и кри­тическое отношение к традиционным нормам, установки на са­моразвитие и пренебрежение к авторитетам;

• для фрустрированного типа личности характерны низкая само­оценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как выброшенного из потока жизни;

реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с разви­тым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем;

гедонистические материалисты ориентированы в первую оче­редь на получение удовольствий «здесь и сейчас».

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ 4

Социальный статус и социальные роли личности

План

1. Социальный статус личности.

2. Социальные роли личности

3. Ролевые конфликты.

Методические указания

1. При подготовке к первому вопросу обратите внимание на то, что слово «статус» имеет латинское происхождение и озна­чает состояние дел, положение. Социальный статус это зани­маемое человеком в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семьей положение. При его оп­ределении важны еще такие понятия как престиж и авторитет. Престиж — это оценка обществом (или социальной группой) зна­чимости занимаемых людьми тех или иных позиций. Авторитет — это признание группой личных или деловых качеств кого-либо из своих членов.

Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который мож­но назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Часто главный статус обусловлен его работой. Обратите внима­ние на то, что некоторые статусы даны от рождения - они называются предписанными. Приведите примеры предписанных статусов.

Достигнутый (приобретённый) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Подумайте над тем, какую роль, играют предписанные статусы в жизни человека.

2. При подготовке ко второму вопросу изучите прежде всего ролевую концепцию личности. Личность, согласно ролевой концепции, — это функция от множества социальных ролей, присущих индивиду в обществе.

Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, называется ролевым набором. Усвоение различных ролей — значительная часть процесса социализации.

Беря на себя ту или иную роль, человек представляет связанные с ролью права и обязанности, схему и последовательность действии и строит своё поведение в соответствии с ожиданиями окружаю­щих. Межличностная роль — это функции, выполняемые человеком в личных отношениях с другими людьми.

В структуре социальной роли обычно выделяют четыре элемента:

— описание типа поведения, соответствующего данной роли

— предписания (требования), связанные с данным поведением.

— оценка выполнения предписанной роли;

— санкция — социальные последствия того или иного действия. Обратите внимание на то, что любая роль не является чистой

моделью поведения. Главным связующим звеном между ролевым ожиданием и ролевым поведением служит характер индивида.

3. При изучении третьего вопроса следует иметь и виду, что, по­скольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций, между ролями всегда существуют конфликты

Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять требова­ниям двух и более ролей, называется ролевым конфликтом (Мертон). Это обычное явление для высокоорганизованных обществ, где каждый человек исполняет огромное множество ролей.

Приведите примеры ролевых конфликтов.

Обратите внимание на то, что существует система социального контроля ролевого поведения человека от общественного мнения до правоохранительных органов), а также соответствующая систе­ма социальных санкций (от порицания до насильственного пресе­чения). Кроме того, принципы ролевого поведения достаточно жё­стки, так как смешение функций или неадекватное их исполнение может привести к нарушению равновесия всей системы. С другой стороны, усвоение правил ролевого поведения облегчает существо­вание личности в обществе, понижает степень её конфликтности.

Подумайте, как можно выйти из ролевого конфликта.

В заключение остановитесь на проблеме свобод прав и ответ­ственности личности, привлекая иллюстративный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: