Конфликт – это переживание страха, что интерес одной стороны будет ущемлён другими. Это нормальное и естественное развитие социума, групп и человека. Конфликт появляется, когда есть напряжение и чувство страха. Социальный работник должен уметь профессионально воздействовать на ход конфликта.
Динамика:
1 стадия: чувство напряжения (накопление противоречий и опасности, избегание, прохладность, претензии, обвинения, угроза) – это скрытая фаза, предконфликт.
2 стадия: инцидент (стычка, эмоциональный взрыв, формируется образ врага) – начало конфликта.
3 стадия: конфликт (действия, противодействия, формирование групп вокруг каждого участника).
4 стадия: эскалация (усиление конфликта, его деперсонализация, позиция «выиграть любой ценой»).
5 стадия: разрешение конфликта – обе стороны сильные, то …; уничтожение или уход 1 из сторон; реальное разрешение конфликта (обращение к закону или переговоры).
Причины конфликтов (классификация):
Не является классификацией по одному основанию.
|
|
Номинативная (назывная) классификация. Она хорошо работает на практике. Сразу же дает понимание, что нужно сделать в ситуации конфликта.
У. Ф. Линкольн выделил такие факторы:
· структурные факторы
· информационные факторы
· ценности
· отношения (установки, стереотипы)
· поведенческие реакции
I группа – структурные причины – их невозможно изменить в рамках текущего конфликта. Даже если участники захотят сломать структуру, у них не получится. Структурные факторы – факторы сущ объективно, независимо от нашего желания. К таким факторам относ:
- политические границы
- географические границы и ресурсы (ископаемые, климат, расположение государства с точки зрения выхода за его пределы)
- политическая система, система соц институтов, система законодательства
- национальный состав государства (наличие разных национальности, их количество)
- наличие разных религий
- половые различия
- возрастные различия
- характерологические особенности (личностные биологически определенные характеристики).
Причины такого конфликта устранить невозможно. Но возможно увид и осознать эти причины и выработать по отнош к ним общ стратегию поведения и договориться, каким образом конфликт стороны будут учит этот фактор в дальнейшем их взаимодействии.
Важно, чтобы отношение к конфликту было изменено всеми участниками.
II группа – Информационные причины.
Неполная, искаженная, ложная, преждевременная информация. Либо передача информации, либо чтение каких-то документов.
3 составляющих информации:
1. факт – то что действит произошло
2. интерпретация – то, каким образом человек понимает то, что произошло
|
|
3. оценка факта – наше эмоциональное отношение к тому, что произошло
Причиной конфликта часто выступает негативная оценка, неправильная интерпретация факта. Если то, как мы восприняли нас смутило, то нужно задать уточняющий вопрос первоисточнику, чтобы проверить свою интерпретацию.
III группа – Ценностные причины.
Ни один человек не станет добровольно менять свои ценности ради другого. Но ценности не структурный фактор, их можно изменить. Нужно найти у участников конфликта такую ценность, ради которой они готовы быть толерантными по поводу неразделяемых ценностей. Важно, чтобы это была общая ценность, которая будет обоим важна.
IV группа – Фактор отношений (Установки, Стереотипы).
Под отношениями поним сложивш негативные установки и негативные стереотипы, относит поведения каких-либо групп людей или собств негативного опыта общения.
Например, все чиновники берут взятки.
По отношению к определенной группе людей существуют негативные установки, которые влияют на восприятие той или иной группы. Это так называемые регулятивы, которые нам упрощают жизнь. Если нам предстоит взаимодействовать с кем-то из подобных групп, то мы уже до коммуникации настроены негативно. Возможно два типа реакции: 1) человек подстраивается под другого, 2) человек сразу нападает.
V группа – Поведенческие причины.
Актуальное поведение, действие, непосредственно наносящее ущерб другой стороне (давление, невыполненное обещание, унижение, оскорбление личности – конкретное действие/ активность).
Пусковой механизм – нанесение ущерба. С поведение работать можно! Стороны сами договариваются, либо суд предписывает человеку вести себя определенным образом.
3 основных формы конфликта (с точки зрения удовлетворения интересов конфликтующих сторон):
1) Силовой (физическая сила, материальные ресурсы, сила власти, сила авторитета).
1 сторона выигрывает (интересы) (+)
2 сторона проигрывает (-)
Это состояние опасно: 2ая сторона может накапливать ресурс, чтобы отомстить. 1ая будут бояться новых конфликтов («сидит на пороховой бочке»). 2ая сторона может начать разрушать что-то, подрывать. Она будет мстить и наносить ущерб. 1ая сторона будет задерживаться в развитии, отвлекаться на 2ую сторону. Она должна все время увеличивать свой ресурс, находиться в постоянном напряжении. Баланс сил не должен быть у обеих сторон равным.
Силовой способ все время воспроизводится, хотя проблему не решает. Эффективен когда нужно быстро остановить насилие и агрессию. Достаточно затратен.
2) Урегулирование конфликта по закону.
Система конвенциальных норм + законодательная база.
Конвенциальные нормы могут быть явные и неявные (приняты обществом по умолчанию).
1 сторона (+, -) 2 сторона (-, +)
Закон, который существует, может не соответствовать тем желаниям и ожиданиям, которые разделяет сторона. Третий человек принимает решение (это суд или комиссия).
По данным статистики, Америка – самая законопослушная страна.
70 % судебных решений не исполняется.
30 % исполняется.
В РФ % исполненных судебных решений ещё меньше.
Конфликт может урегулироваться, но не всегда и не в полной мере.
Третейский суд – самый эффективный. Трете́йский суд (арбитраж) — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Проще говоря, рассмотрение споров между сторонами лицом (лицами), которому они это доверяют.
Уголовный – занимается особо тяжкими делами.
Общегражданский работает по месту функционирования физических лиц, вступающих в определенные отношения (судья назначается по району).
|
|
Арбитражный суд разрешает конфликты между юридическими лицами.
3) По интересам. Переговоры.
1 сторона (+) 2сторона (+)
Эта форма редко встречается, тк:
- люди не считают нужным договариваться. Чаще просто расходятся.
- Люди, особенно мужчины, думают, что вести переговоры = показывать свою слабость.
- Банальное неумение вести переговоры.
Зачатую решение конфликтов реализуется подбором закона, либо силой. Попытка решить конфликт переговорами существует, но редко приводит к положительному результату.
Виды урегулирования конфликта:
- медиация- консультирование- участие посредника- конселяция- психотерапия
- обучение- коррекция установок- саморегуляция- психологическое консультирование
- участие в переговорах в качества стороны или ассистента стороны.
Конфликт – столкновение интересов в различных группах, индивидов и т.д., при этом должно быть осознание столкновения.