Особенности разрешения конфликта в социальной работе

Конфликтэто переживание страха, что интерес одной стороны будет ущемлён другими. Это нормальное и естественное развитие социума, групп и человека. Конфликт появляется, когда есть напряжение и чувство страха. Социальный работник должен уметь профессионально воздействовать на ход конфликта.

Динамика:

1 стадия: чувство напряжения (накопление противоречий и опасности, избегание, прохладность, претензии, обвинения, угроза) – это скрытая фаза, предконфликт.

2 стадия: инцидент (стычка, эмоциональный взрыв, формируется образ врага) – начало конфликта.

3 стадия: конфликт (действия, противодействия, формирование групп вокруг каждого участника).

4 стадия: эскалация (усиление конфликта, его деперсонализация, позиция «выиграть любой ценой»).

5 стадия: разрешение конфликта – обе стороны сильные, то …; уничтожение или уход 1 из сторон; реальное разрешение конфликта (обращение к закону или переговоры).

Причины конфликтов (классификация):

Не является классификацией по одному основанию.

Номинативная (назывная) классификация. Она хорошо работает на практике. Сразу же дает понимание, что нужно сделать в ситуации конфликта.

У. Ф. Линкольн выделил такие факторы:

· структурные факторы

· информационные факторы

· ценности

· отношения (установки, стереотипы)

· поведенческие реакции

I группа – структурные причины – их невозможно изменить в рамках текущего конфликта. Даже если участники захотят сломать структуру, у них не получится. Структурные факторы – факторы сущ объективно, независимо от нашего желания. К таким факторам относ:

- политические границы

- географические границы и ресурсы (ископаемые, климат, расположение государства с точки зрения выхода за его пределы)

- политическая система, система соц институтов, система законодательства

- национальный состав государства (наличие разных национальности, их количество)

- наличие разных религий

- половые различия

- возрастные различия

- характерологические особенности (личностные биологически определенные характеристики).

Причины такого конфликта устранить невозможно. Но возможно увид и осознать эти причины и выработать по отнош к ним общ стратегию поведения и договориться, каким образом конфликт стороны будут учит этот фактор в дальнейшем их взаимодействии.

Важно, чтобы отношение к конфликту было изменено всеми участниками.

II группа – Информационные причины.

Неполная, искаженная, ложная, преждевременная информация. Либо передача информации, либо чтение каких-то документов.

3 составляющих информации:

1. факт – то что действит произошло

2. интерпретация – то, каким образом человек понимает то, что произошло

3. оценка факта – наше эмоциональное отношение к тому, что произошло

Причиной конфликта часто выступает негативная оценка, неправильная интерпретация факта. Если то, как мы восприняли нас смутило, то нужно задать уточняющий вопрос первоисточнику, чтобы проверить свою интерпретацию.

III группа – Ценностные причины.

Ни один человек не станет добровольно менять свои ценности ради другого. Но ценности не структурный фактор, их можно изменить. Нужно найти у участников конфликта такую ценность, ради которой они готовы быть толерантными по поводу неразделяемых ценностей. Важно, чтобы это была общая ценность, которая будет обоим важна.

IV группаФактор отношений (Установки, Стереотипы).

Под отношениями поним сложивш негативные установки и негативные стереотипы, относит поведения каких-либо групп людей или собств негативного опыта общения.

Например, все чиновники берут взятки.

По отношению к определенной группе людей существуют негативные установки, которые влияют на восприятие той или иной группы. Это так называемые регулятивы, которые нам упрощают жизнь. Если нам предстоит взаимодействовать с кем-то из подобных групп, то мы уже до коммуникации настроены негативно. Возможно два типа реакции: 1) человек подстраивается под другого, 2) человек сразу нападает.

V группа – Поведенческие причины.

Актуальное поведение, действие, непосредственно наносящее ущерб другой стороне (давление, невыполненное обещание, унижение, оскорбление личности – конкретное действие/ активность).

Пусковой механизм – нанесение ущерба. С поведение работать можно! Стороны сами договариваются, либо суд предписывает человеку вести себя определенным образом.

3 основных формы конфликта (с точки зрения удовлетворения интересов конфликтующих сторон):

1) Силовой (физическая сила, материальные ресурсы, сила власти, сила авторитета).

1 сторона выигрывает (интересы) (+)

2 сторона проигрывает (-)

Это состояние опасно: 2ая сторона может накапливать ресурс, чтобы отомстить. 1ая будут бояться новых конфликтов («сидит на пороховой бочке»). 2ая сторона может начать разрушать что-то, подрывать. Она будет мстить и наносить ущерб. 1ая сторона будет задерживаться в развитии, отвлекаться на 2ую сторону. Она должна все время увеличивать свой ресурс, находиться в постоянном напряжении. Баланс сил не должен быть у обеих сторон равным.

Силовой способ все время воспроизводится, хотя проблему не решает. Эффективен когда нужно быстро остановить насилие и агрессию. Достаточно затратен.

2) Урегулирование конфликта по закону.

Система конвенциальных норм + законодательная база.

Конвенциальные нормы могут быть явные и неявные (приняты обществом по умолчанию).

1 сторона (+, -) 2 сторона (-, +)

Закон, который существует, может не соответствовать тем желаниям и ожиданиям, которые разделяет сторона. Третий человек принимает решение (это суд или комиссия).

По данным статистики, Америка – самая законопослушная страна.

70 % судебных решений не исполняется.

30 % исполняется.

В РФ % исполненных судебных решений ещё меньше.

Конфликт может урегулироваться, но не всегда и не в полной мере.

Третейский суд – самый эффективный. Трете́йский суд (арбитраж) — это институт саморегулирования гражданского общества, осуществляющий правоприменительную деятельность (разрешение гражданско-правовых споров) на основе взаимного волеизъявления сторон (третейского соглашения). Проще говоря, рассмотрение споров между сторонами лицом (лицами), которому они это доверяют.

Уголовный – занимается особо тяжкими делами.

Общегражданский работает по месту функционирования физических лиц, вступающих в определенные отношения (судья назначается по району).

Арбитражный суд разрешает конфликты между юридическими лицами.

3) По интересам. Переговоры.

1 сторона (+) 2сторона (+)

Эта форма редко встречается, тк:

- люди не считают нужным договариваться. Чаще просто расходятся.

- Люди, особенно мужчины, думают, что вести переговоры = показывать свою слабость.

- Банальное неумение вести переговоры.

Зачатую решение конфликтов реализуется подбором закона, либо силой. Попытка решить конфликт переговорами существует, но редко приводит к положительному результату.

Виды урегулирования конфликта:

- медиация- консультирование- участие посредника- конселяция- психотерапия

- обучение- коррекция установок- саморегуляция- психологическое консультирование

- участие в переговорах в качества стороны или ассистента стороны.

Конфликт – столкновение интересов в различных группах, индивидов и т.д., при этом должно быть осознание столкновения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: